Основная часть отчёта должна включать следующие пункты:
1 Требования к качеству и условия подготовки грузов к перевозке;
2 Виды и проявления возможной порчи грузов, при которых они не допускаются к перевозке;
3 Режимные параметры обслуживания перевозок и способы размещения заданных грузов в вагонах разных типов;
4 Сроки доставки и возможность перевозки заданных грузов в изотермических и крытых вагонах;
5 Специфические сопроводительные документы, оформляемые на перевозку заданных грузов.
Условием успешного выполнения индивидуального задания является освоение теоретического материала из учебника, содержащегося на электронных носителях [2, гл. 3, 7]. При выполнении индивидуального задания рекомендуется руководствоваться новым учебным пособием также на электронных носителях [3, гл. 1–10]. Допускается пользоваться изданными учебными материалами [4], [5], а также нормативными документами [6], [7].
2 Методические рекомендации к выполнению
индивидуального задания
Выполняя индивидуальное задание, обучающийся должен определить условия подготовки к доставке трёх скоропортящихся грузов (замороженного, охлаждённого и неохлаждённых плодоовощей), возможность и условия использования изотермических и крытых вагонов под перевозку этих грузов применительно к периоду года и температуре наружного воздуха в соответствии с заданием. При этом он должен руководствоваться:
– требованиями правил перевозок скоропортящихся грузов (далее – Правила) в части использования рефрижераторных и крытых вагонов;
– временными условиями перевозок скоропортящихся грузов (далее – Временные условия) в части использования вагонов-термосов.
Ключевые требования Правил и Временных условий приведены ниже.
Первичной упаковкой для большинства замороженных грузов является полимерная плёнка, а транспортной тарой – картонные ящики.
Температура замороженных и охлаждённых грузов при погрузке должна соответствовать:
– при использовании рефрижераторных вагонов – требованиям, содержащимся в [3, прил. Д];
– при использовании вагонов-термосов – требованиям, содержащимся в [3, табл. Е.2, Е.3].
Допускается использовать рефрижераторные вагоны без назначения температурного режима (без охлаждения и отопления – как термосы), если на протяжении всей перевозки средняя температура наружного воздуха совпадает с требуемым температурным режимом. В этом случае температура груза при погрузке должна соответствовать требованиям, содержащимся в [3, табл. Е.1].
Температура плодоовощей при погрузке в рефрижераторные и крытые вагоны не нормируется.
Правила запрещают использовать крытые вагоны:
– для перевозки замороженных и охлаждённых грузов;
– для перевозки неохлаждённых плодоовощей в переходный период года после наступления устойчивых заморозков и в зимний период, а также если в Правилах не указан предельный срок транспортировки груза [3, прил. Л (табл. Л.3)].
Временные условия запрещают использовать вагоны-термосы:
– под перевозку плодоовощной продукции во все периоды года;
– под перевозку грузов, перечень и предельные сроки перевозки которых отсутствуют в Правилах и Временных условиях [3, табл. Л.6, Л.7].
Использование рефрижераторных вагонов может быть ограничено для грузов, перечень и предельные сроки перевозки которых отсутствуют в Правилах [3, табл. Л.1–Л.5].
На практическом занятии не рассматриваются условия перевозок заданных грузов в универсальных и изотермических контейнерах, а также особые условия перевозок.
В пункте «1 Требования к качеству и условия подготовки грузов к перевозке» необходимо [3, разд. 1–6]:
– привести требования Правил, которым должен удовлетворять каждый груз при предъявлении к погрузке (по внешнему виду, качественному состоянию и температуре груза, виду первичной упаковки и транспортной тары (пример 1));
– указать предельно допустимые значения температуры заданных грузов, при которых каждый из них допускается к погрузке в универсальные вагоны-термосы (далее УВ-термосы) и в изотермические вагоны-термосы (далее ИВ-термосы) на Временных условиях согласно виду термической подготовки (пример 2).
Пример 1
Привести выписку требований Правил, которые соответствуют условиям подготовки к перевозке трёх заданных грузов.
По заданию (см. прил. В) перевозке подлежат замороженные головы свиные, охлаждённые консервы рыбные и неохлаждённые гранаты. Условиями подготовки к перевозке свиных голов является выборочный текст из [3, п. 7.5 (всё, что касается мясопродуктов)]. Условиями подготовки к перевозке рыбных консервов является выборочный текст из [3, п. 6.1], а гранатов – выборочный текст из [3, п. 4.1 и п. 4.3], но только то, что касается этого вида фруктов. При этом вместо обобщённого наименования груза следует использовать конкретное наименование из задания. Например: вместо слова «субпродукты» следует писать «головы свиные», а вместо «плодоовощи» – «гранаты».
Пример 2
Указать предельно допустимые значения температуры заданных грузов (см. прил. В), при которых каждый из них допускается к погрузке в изотермические и крытые вагоны в переходный период года.
В данном примере головы свиные можно предъявить к погрузке только в рефрижераторные вагоны с температурой не выше минус 12 °С независимо от периода года [3, прил. Д]. Использовать крытые вагоны под перевозку любых замороженных грузов запрещено Правилами. Перевозить головы свиные в УВ-термосах и ИВ-термосах запрещено Временными условиями, так как в [3, табл. Е.2 и табл. Е.3] данный вид груза отсутствует.
Консервы рыбные допускается перевозить в переходный период года в изотермических и крытых вагонах. При этом температура консервов нормируется только при погрузке в вагоны-термосы [3, табл. Е.2 и табл. Е.3].
Гранаты допускается перевозить в рефрижераторных и крытых вагонах. Температура груза при погрузке не нормируется (см. ключевые требования Правил). Возможность использования крытых вагонов для перевозки гранатов в переходный период (сентябрь – октябрь) подтверждается наличием предельного срока перевозки [3, табл. Л.3].
Принятый вариант условий подготовки заданных грузов к перевозке следует представить в виде таблицы, в которой должен быть вывод о том, соответствуют или не соответствуют условия холодильной подготовки заданных грузов требованиям Правил (для рефрижераторных и крытых вагонов) или требованиям Временных условий (для вагонов-термосов). Пример оформления приведён в таблице 1. Прочерки в этой таблице означают отсутствие вариантов заполнения ячеек, что равносильно невозможности приёма груза к перевозке в соответствии с Правилами или Временными условиями.
Таблица 1