Консультирование родителей и учителей по проблемам младшего школьного возраста.




 

Консультирование родителей и учителей младших школьников (как и детей любого возраста) выстраивается в соответствии с анализом истории развития, социальной ситуации развития, основных новообразований данного возраста и ведущего типа деятельности – учебной. Поэтому основные трудности в развитии младшего школьника связаны с учебной деятельностью, посещением школы, взаимодействием с учителем и возросшими требованиями со стороны семьи.

Проблема школьной невротизации приобретает на сегодняшний день особый вес в психологическом консультировании родителей и учителей. Школа, будучи призванной решать задачи развития детей, зачастую явным или неявным образом оказывается первопричиной детской невротизации. Вхождение «в школу» требует от ребенка интенсивной ориентировки в социальных отношениях между людьми, наличия у него предпосылок для управления своим поведением, подчинения его определенным правилам, сознательного принятия норм, умения понимать поставленную перед ним задачу, анализировать процесс деятельности и ее результат. Однако все эти требования так или иначе исходят от взрослого, который в привычном для себя жанре моралите объясняет основные цели, задачи и принципы предстоящей школьной жизни.

Сразу же выдвигается целый ряд новых для ребенка условий: «Если ты будешь хорошо учиться...»; «Если ты будешь хорошо себя вести на уроках...»; «Если ты быстро будешь делать уроки...»; «Если ты научишься хорошо читать...» и т.д., – что в конечном итоге формирует у ребенка амбивалентное отношение к школьной жизни. С одной стороны, радость от того, что наконец я стал большим, а с другой, – страх от того, что вдруг несправлюсь.Родительские наставления оказываются выполнимы с трудом либо совсем не выполнимы, поскольку школа при всей своей современности не всегда готова к своевременным с психологической точки зрения и квалифицированным методам обучения. Противоречивость требований школы, ее непредсказуемость не позволяют прогнозировать с полной уверенностью благополучное вхождение ребенка в новый вид деятельности даже при достаточно высоком уровне подготовки к школе и психологическом принятии ребенком нового статуса.

В результате ребенок оказывается в необыкновенно сложной житейской ситуации: еще не овладев новым видом деятельности, еще не приобретя адекватные средства ориентировки в ней, он уже сталкивается с собственным незнанием вроде бы знаемой до поступления в школу деятельности. «Оказывается, школьная жизнь не такая, какой я ее себе представлял!»; «Оказывается, радости от столь долго ожидаемого события не так уж и много!» Ребенок на каждом шагу встречается с новыми и новыми противоречиями и просто-напросто не знает, что делать с повседневно возрастающими требованиями, с новыми условностями, с новыми знаниями (сверхзадачи-то у школьного образования нет), что приводит новоиспеченного школьника к невозможности развертывания полноценной ориентировки. В конечном итоге родители начинают замечать у своего ребенка изменения в его состоянии и поведении: ребенок часто болеет, плачет по каждому поводу, сильно утомляется, плохо спит, грызет ногти, сосет пальцы, не хочет ходить в школу, боится отвечать у доски, стал хуже читать по сравнению с дошкольничеством и т.д., что в психологической науке и практике может быть названо синдромом психогенной школьной дезадаптации.

 

53. Консультирование подростков и лиц юношеского возраста.

 

Обычно подросток слишком «взрослый» для игровой терапии, но так как он все еще сталкивается с проблемами возрастного развития, в дополнение к техникам для работы со взрослыми часто применяются дополнительные методы коррекции. Консультант должен поверить в возможности подростка, которые позволят ему решить свои проблемы. Характерная сложность, которая возникает при работе с подростками и затрудняет удержание клиента в терапевтическом процессе, — нетерпеливость. Подросток хочет ответа прямо сейчас. Нетерпеливость является одной из проблем подросткового возраста, и консультанту необходимо принимать это. Поскольку под­ростковый период является переходной стадией между детством и зрелостью, обычно возникают конфликты, связанные с выбором между долговременным удовлетворением (сейчас и потом) и получением немедленных удовольствий (здесь и сейчас). Консультант может помочь подростку понять, что его нетерпеливость является частью его конфликта, и помочь сделать трезвый выбор.

Выбор профессии. Многие национальные отчеты показывают, что подростки рассматривают выбор подходящей работы как свою основную проблему. Подростки, однако, могут менять свои интересы. Установлено, что в возрасте от 15 до 25 лет смена интересов происходит как в результате решения своих конфликтов, так и в связи с приобретением опыта и знаний. По этой причине профориентационные тесты среди учащихся и студентов желательно проводить через каждые 2-3 года.

Взаимоотношения со сверстниками. Подростковое консультирование требует, чтобы терапевт понимал важность группы сверстников и в то же время был способен помочь человеку осознавать и соблюдать ограничения, которые должны налагаться на неадекватное поведение. Полноценные взаимоотношения на равных очень важны для развития личностной и социальной зрелости. В жизни человека нет такого периода, когда ему безразлично отношение со стороны своих сверстников, но это особенно важно в подростковый период. Детям старшего возраста и подросткам нравится подражать своим сверстникам или тем, кто немного старше. В старшем школьном возрасте, или в период конформизма, формируются «компании» — небольшие группы одного пола. «Компании» обычно небольшие и их цели — приключения и поиск острых ощущений. Эта погоня за приключениями и острыми ощущениями является причиной, по которой ребенок экспериментирует с опасной деятельностью.

Сексуальные проблемы. Когда происходит начало взаимоотношений полов, обычно это случается в раннем подростковом возрасте, первые свидания организуются в тех подростковых компаниях, в которых вращаются подростки обоих полов. Часто начало процесса образования пар вызывает смущение всилу интереса сверстников и чувства неловкости со стороны родителей, особенно в тех случаях, когда пары становятся стабильными. Сексуальное поведение может быть использовано как для реализации напряжения агрессии, так и для выражения любви. Иногда подросток доходит до предела в попытках найти что-то, хотя бы отдаленно похожее на человеческое понимание, которого ему не хватает в жизни. Другие же посредством сексуальных подвигов достигают чувства собственной успешности и отваги.

Консультант должен помочь подростку вербализовать свои страхи, для того чтобы он мог принять свои природные побужде­ния в самоуважении. Если это требуется, консультант может предложить специальную информацию сексуального характера. Консультант может помочь родителям поговорить о сексуальных проблемах в свободной, непринужденной манере, для того чтобы подросток смог принять свои физиологические потребности как нечто естественное, вместо того чтобы чего-то бояться.

Взаимоотношения с родителями. Дополнительными сложностями подросткового периода являются курение, алкоголь, деньги и автомобили. Эти проблемы очень часто являются причиной конфликта между родителями и детьми-подростками. Консультант может обратиться к социальному и психологическому подтекстам курения. В процессе помощи подростку нужно обсудить с ним отношения в семье, собственные чувства подростка и специфический групповой «код». Такая работа поможет ему обрести собственное мнение относительно этих проблем.

Автомобиль является источником множества конфликтов между родителями и подростком. Сегодня способность водить авто­мобиль и разрешение это делать — серьезный фактор, определяющий престиж подростка. Многие молодые семнадцатилетние люди физически и морально компетентны для вождения машины, но возникают сомнения относительно того, способны ли они ксамоконтролю, чтобы позволить им быть полноценными участниками дорожного движения.

Испытывая затруднения при оценке возможности стабильного удовлетворения в противовес сиюминутному удовольствию, подросток часто нуждается в помощи взрослых.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: