Горе - это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Горе (потеря), сопровождающее смерть близкого человека, довольно сложный и длительный процесс. Горе характеризуется следующими проявлениями: на первый план выступает физическое страдание в виде периодических приступов длительностью от нескольких минут до часа со спазмами в горле, приступами удушья, учащенным дыханием с постоянной потребностью вздохнуть; ощущается потеря аппетита, мышечной силы, малейшее движение становится крайне тягостным, от незначительной физической нагрузки возникает полнейшее изнеможение. На фоне этих телесных признаков человек испытывает психическое страдание в виде эмоционального напряжения или душевной боли. Отмечаются изменения ясности сознания, наблюдаются специфические нарушения в смысловой сфере. Например, вдруг обнаруживается: на что ни посмотри, все связано с умершим. Или появляется странная забывчивость в обыденной жизни - умершему, например, ставится тарелка, об умершем говорят в настоящем времени, он принимается во внимание при планировании будущего. И это вновь вызывает ухудшение состояния. Нарушаются работоспособность, внимание, память. Поэтому в последующем нередко возникают проблемы в воспоминаниях об этом периоде.
Для описания процесса горя, скорби часто используется модель, которая включает в себя несколько критических периодов (фаз) времени.
Фаза эмоционального шока, отрицания, оцепенения. «Не может быть!» - такова первая реакция на весть о смерти. Шок оставляет человека в том времени, когда умерший был жив. Нужно вызвать у горюющего слезы, любые сильные чувства (например, злость), которые выведут его из шока. Существующие культурные ритуалы способствуют и помогают человеку пережить горе: плакальщицы помогают страдающему заплакать, что вызывает катарсис. Если вам удалось вызвать у переживающего потерю человека слезы, значит, его переживания переходят на следующую фазу.
|
Фаза страдания и дезорганизации. Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Продолжается примерно 6-7 недель, в среднем - 40 дней. На этой фазе осознается реальность потери. Горюющий испытывает ощущение пустоты и бессмысленности жизни, отчаяние, одиночество, беспомощность, страх, тревогу, чувство брошенности. Иногда возникает чувство вины за смерть близкого человека, особенно это характерно для детей. Типична необыкновенная поглощенность образом умершего, его идеализация. Понесший утрату стремится обвинить кого-то в случившемся. Не нужно дискутировать с таким человеком или пытаться скорректировать его злобу, необходимо помочь ей вылиться наружу. В этом случае уменьшается вероятность ее разрядки на случайных объектах. Если злость остается внутри горюющего человека, то она подпитывает депрессию.
Если на первой фазе переживания горя следует постоянно быть вместе с горюющим, то на второй фазе можно и нужно дать горюющему, если он хочет, побыть одному. Но если он пожелает с вами поговорить, нужно всегда быть в его распоряжении, выслушать его (даже в сотый раз) и поддержать.
Необходимо уравновесить работу и отдых переживающего горе человека. Режим должен быть щадящим, так как человек ослаблен. Но не следует перегружать горюющего опекой. В конце периода нужно начать потихоньку приобщать горюющего к общественно полезной деятельности, так как это дает возможность отвлечься от основной проблемы. Нужно постоянно демонстрировать горюющему, что хотя вы и понимаете его проблему, но относитесь к нему как к обычному человеку. Например, слишком «увлекшемуся» переживанием горя, можно сказать: «Ты занят только своими переживаниями и не заботишься о тех людях, которым нужна твоя помощь!» Это поможет в реадаптации.
|
Фаза остаточных толчков и реорганизации. Наступает примерно после сорока дней после события и продолжается примерно год. Переживание горя теперь протекает в виде отдельных (постепенно - все реже) приступов. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты или события повседневной жизни. Например: на имя умершего пришло письмо. С наступлением шестимесячного срока ослабевает тяжесть пережитого, но не эмоции. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от прошлого, так как ему приходится решать множество новых задач. Эти задачи переплетаются с самим переживанием. Горюющий очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с тем, что бы тот сказал. В этот период человек, потерявший близкого, обращается к будущему и начинает планировать свою жизнь без умершего. Основная психологическая помощь на данном этапе состоит в том, чтобы способствовать обращению горюющего к будущему, помочь ему строить всевозможные планы.
Фаза завершения. Происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознание того, что поскольку этого человека забыть невозможно, то больше нет необходимости наполнять болью утраты всю свою жизнь.
|
Дети переживают горе по-разному на разных возрастных этапах. Но и они подобно взрослым проходят определенные стадии в своих переживаниях, такие, как стадия шока, стадия поиска (узнавания). Примерно, через полтора-два месяца наступает стадия острого горя. Через год - завершающая стадия переживания горя.
Чтобы помочь ребенку, нужно:
Младший школьный возраст
1. Наблюдать за ребенком, за изменениями в его поведении. С особым вниманием относитесь к «трудным» дням, например к праздникам.
2. Относиться с терпением, не показывать удивления, если в первые недели после потери близкого человека у ребенка появилась тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность.
3. Не заставлять ребенка делать что-либо вопреки его воле.
4. Если ребенок хочет поговорить, выслушайте его.
5. Убедите ребенка в том, что плакать не стыдно.
Старший школьный возраст
1. Если в классе есть ученики, потерявшие кого-либо из близких, рекомендуется провести классный час (диспут) на тему смерти.
2. Учитель должен сказать ученику, что знает о том, что произошло. Это важно для того, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким. Хорошо, если об этом также узнают и товарищи, одноклассники.
3. В школе должно быть место, где ребенок мог бы побыть один, поплакать наедине с собой.
4. Среди товарищей может быть назначен «помощник», который бы опекал горюющего ребенка.
5. Учителю, школьному психологу необходимо помнить, что родители горюющего ребенка тоже нуждаются в психологической помощи и поддержке.
6. Страдающий ребенок может погружаться на уроке в собственные размышления. Если такой ученик не слышал вопроса, забыл, о чем его спросили, необходимо проявить терпение, повторить вопрос или задание.