Кинозвезды – феномен киноискусства или талант актера




 

Считается, что именно знаменитый актер является путеводной нитью от сердец авторов фильма к сердцам зрителей. Недаром уже в начале XX века американские фильмы, сделанные на "фабрике грез" - в Голливуде - начинались титрами: фирма такая-то показывает... И далее, шли имена ведущих исполнителей. Они - источник притяжения симпатий и эмоций, чаяний и надежд собравшихся в темных залах людей. Эта традиция сохранилась и по сегодняшний день.

Между звездами небесными и экранными при желании можно установить кое-какие аналогии: и те и другие восходят, блистают с различной яркостью и, совершив свой путь, клонятся к закату... Нет необходимости возносить киноартистов до небес, но воздадь им должное надо: они дают миллионам людей "духовную пищу", обогащают их мысли, заставляют задумываться и переживать, пробуждают любовь и ненависть. Надобность в такой "пище" совершенно очевидна. Как говорится, "не хлебом единым жив человек", и, стало быть, звезды экрана служат огромной массе людей.

Проблема воздействия актера на зрителя не нова: она издавна существовала в театре. Там это воздействие особенно сильно, так как художественное произведение - спектакль - создается в присутствии зрителя. В кино же природа воздействия иная: отсутствие прямого контакта сторицей возмещается естественностью, "реальностью" актера, огромной степенью его приближения к зрителю.

Внешность исполнителя, его типажные данные имеют в кино гораздо большее значение, нежели в театре. Особенно в немых фильмах, где первое же появление героев должно было без слов объяснять существо их характеров. При этом характер действующих лиц нередко совпадает с характерными особенностями артиста, чаще всего играющего "самого себя".
Актер постепенно становится хорошим знакомым, "своим". О кинозвездах миллионы людей знают разные интимные подробности, разговаривают о них как о близких родственниках или соседях. Увлечение киноартистами служит рекламой фильмам, но и реклама сама по себе способна приносить прибыли посредством самого широкого распространения фотографий звезд, альбомов, журналов, книг...

Говоря об этом сложном явлении, нам никак не обойтись без сведений о первоначальном этапе зарождения звезд экрана. Составитель и редактор книги "Звезды немого кино" B. C. Головской в сборнике "Мифы и реальность", выпущенном в 1966 году, сделал краткий обзор истории звезд. Он напомнил, что официальной датой рождения первой кинозвезды - Флоренс Лоуренс - был 1910 год. Раньше она именовалась по названию фирмы- "Байограф герл". "Дело здесь не только в том, что впервые было названо настоящее имя актрисы, а в том главным образом, что попало оно на страницы журнала исключительно в рекламных целях, в связи с событием личного характера. Актер - общественная собственность, и потому его жизнь должна быть известна кинозрителям - таков краеугольный камень "системы звезд", - замечает Головской.

И вот уже на экранах одни актеры - любимцы публики сменяются другими, взлетают к вершинам славы и исчезают в безднах забвения. Вспомним, что в первых коротеньких фильмах действовали персонажи, давно известные зрителям по сцене и книгам. Добродетельный герой, беззащитная героиня, коварный злодей, молодые влюбленные - все они веками подвизались на сцене, а теперь перебрались на экран. Их исполняли новорожденные кинозвезды начала века - Мэри Пикфорд и Лилиан Гиш в США, Дженни Портен в Германии...

Сегодня нередко приходится слышать снисходительно-пренебрежительные замечания о немом кино: ведь оно было неполноценно, лишено слова... При этом забывают, что оно в своей немоте было понятно миллионам в равных странах, что оно волновало и потрясало многоговорящим молчанием и потому по праву зовется великим немым! Все основы современного киноискусства заложены именно в те годы.
Известно, что на сценах порой блистают красавицы, не обладающие сколько-нибудь заметным артистическим дарованием. И зрители восторгаются обворожительной красотой лица и фигуры, изяществом и эффектностью движений.

Звезды немого кино подготовили почву, на которой выросла в дальнейшем "система звезд" ("star system").

Несколько позднее сложился тип красавца мужчины, вызывающего поклонение многочисленных экзальтированных почитательниц. Бывали случаи, когда такое поклонение превращалось в массовый психоз. И если в старые времена десяток-другой истеричных обожательниц набрасывались у театральных дверей на своего "душку-тенора", то в кино это обожание приобрело поистине гиперболические масштабы.

Непревзойденным объектом такого обожествления остался Рудольф Валентино, довольно посредственный актер с внешностью романтичного, томного экзотического героя. Поклонение ему стало прямо-таки маниакальным и продолжалось долгие годы даже после его смерти.
Конечно, предприниматели всячески раздували его успех. Однако никакая реклама не может достигнуть такого умопомрачительного результата. Очевидно, Валентино отвечал каким-то влечениям и идеалам огромного числа женщин.

Сила воздействия звезды в немалой степени зависит от ее физической притягательности, что вполне естественно в обстановке существующего на Западе культа сексуальности. Мужчины и женщины, испытывая на себе воздействие экранных героев, искали в обыденной жизни объекты со схожими чертами и манерами.

Кинопресса часто пользуется термином "сексэппил" ("sexappeal", буквально - зов пола). Журналы пишут о потрясающем сексэппиле одной звезды и отмечают его недостаточность у другой. Это служит качественной оценкой талантливости актера. Что толку в одаренности, если не хватает сексэппила?

Дельцы пришли к выводу, что талант встречается редко, а потому проще обходиться без него! В литературе и на сцене издавна разрабатывались образы "роковых женщин". Холодные, жестокие, расчетливые, они пробуждают у мужчин безумные страсти и доводят их до гибели. Впрочем, иногда они бывают слабы и безрассудны, и сами становятся жертвами своих страстей, подобно Манон Леско. Новорожденное кино не обошло этот тип героинь своим вниманием. Демонические женщины или покорные орудия рока, изощренно порочные, или безвольные представали в образах Асты Нильсен, Франчески Бертини и других. В дальнейшем, с легкой руки американцев, они получили наименование "вамп" - от мистических существ старинных поверий - вампиров.

Сторонники жизненности и правдивости не раз одерживали важные победы над дельцами от кинематографа. Их борьба против лживого, сладенького приукрашивания жизни вызывала симпатии народных масс. В годы жестокого обострения всеобщего кризиса зрителей не могли привлечь далекие от действительности сюжеты старой мелодрамы и веселых оперетт. Всепобеждающие сахарные герои выглядели фальшивыми и надуманными. Многие звезды теряли популярность. Успехом пользовались артисты реалистического направления. Исторические сдвиги и потрясения выдвигали новые требования, новых героев...

В среде творческих работников и критиков много спорили о будущем звезд, об их закате и утрате интереса к ним. Обсуждаются такие проблемы и сегодня, что свидетельствует о живучести самих звезд. Одни исчезают, но на их месте вспыхивают другие...

И сегодня популярность Джулии Робертс, Брюса Уиллиса, Деми Мур, Леонардо ди Каприо, Брэда Питта нисколько не уступает головокружительным успехам Брижит Бардо, Марчелло Мастрояни, Клаудии Кардинале, Софии Лорен, а их слава, в свою очередь, - обожествлению Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса, Полы Негри и Рудольфа Валентино...

Не секрет, что звезды рождаются в туманностях бизнеса, служат товаром киноиндустрии. Но никакие финансовые щедроты и вопли рекламы не создадут звезду, если она не будет отвечать запросам и влечениям миллионов зрителей. В какие бы формы эти влечения миллионов людей ни выливались, они уже превратились в очевидную массовую потребность в каких-то зримо воспринимаемых идеалах обыденной жизни. Такого рода неослабный спрос и служит надежной основой зарождения и сияния кинозвезд.

Еще патриарх киноискусства Д.-У. Гриффит говорил: "Быть звездой - вовсе не значит видеть свое имя напечатанным в газете или сверкающим в виде световой рекламы. Звездой становишься только тогда, когда завоюешь сердца людей!"

Заключение

Впервые в истории искусства, впервые в истории культуры человек нашел способ непосредственно запечатлеть время. И одновременно — возможность сколько угодно раз воспроизвести протекание этого времени на экране, повторить его, вернуться к нему. Человек получил в свои руки матрицу реального времени. Увиденное и зафиксированное, время смогло теперь быть сохраненным в металлических коробках надолго (теоретически — бесконечно).

Сила кинематографа как раз в том и состоит, что время берется в реальной и неразрывной связи с самой материей действительности, окружающей нас вседневно и всечасно.

Время, запечатленное в своих фактических формах и проявлениях, — вот в чем заключается для меня главная идея кинематографа и киноискусства.

Специфика каждого вида искусств не абсолютна. Она неразрывно связана с условиями и обстоятельствами своего времени. Она исторична и диалектична.

Из всех искусств - кино самое "позднее", самое сложное и вместе с тем наиболее массовое, обращенное к миллионам зрителей. Необычайно велико идейно-художественное влияние кино на формирование взглядов и убеждений, эстетических вкусов и чувств, массового сознания и духовной культуры миллионов людей.

Список использованной литературы

 

1. История и теория мирового кинематографа, Рекомендательный аннотированный указатель, Самара, 2005

 

2. Лавров, Н. Н. Премия "Оскар": Награды, рекорды, фильмы, рейтинги, жанры / Н. Н. Лавров, В. Ф. Лаврова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002

 

3. Мой любимый актер: Писатели, режиссеры, публицисты об актерах кино / Сост. Л. Касьянова. - М.: Искусство, 1988

 

4. Популярная энциклопедия искусств: Кинематограф. Музыка. Танцы. Балет / Авт.-сост. Н. Данисевич. и др. М.: Диля, 2001

 

5. Поэтика кино: Сб. ст. / Под ред. Б. М. Эйхенбаума; Предисл. К. Шутко; М-во культуры РФ, Рос. АН, Рос. ин-т истории искусств; Под общ. ред. Р. Д. Копыловой. - СПб.: РИИИ, 2001.

 

6. Тарковский Андрей «Запечатленное время», 1967 г.

 

7. Юренев, Р. Н. Краткая история киноискусства / Р. Н. Юренев; Гос. Ком. РФ по кинематографии. - М.: Академия, 1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: