Прогрессивность экономического развития любого общества определяется качеством подготовки специалистов профессиональных образовательных учреждений, успешным освоением учащимися учебной программы, а также востребованностью в соответствии с полученным образованием и эффективностью их трудоустройства, быстрой производственной адаптацией, высокой производительностью и качеством труда на рабочем месте, подготовленностью выпускников к освоению более сложных образовательных программ. В целом можно сказать, что качество современного образования определяется рядом факторов, обуславливающих его социальную эффективность [5].
Состояние экономики, производства и общественных отношений ставит перед педагогическими коллективами задачи переосмысления педагогических и методических подходов к профессиональной подготовке выпускников, поиску эффективных путей их переподготовки в условиях современного производства. Естественно, основные требования государственных образовательных стандартов к экономической, общепрофессиональной, специальной и практической подготовке учащихся являются обязательными, но в тоже время выдвигаются требования к определенному уровню сформированности личностных качеств специалистов, способствующих успешной реализации их творческого потенциала в будущей профессиональной деятельности.
Способность будущего специалиста к самостоятельной деятельности, ориентированной на целенаправленное получение и совершенствование профессиональных знаний в течение всей активной жизни, может быть сформирована в том случае, когда в процессе профессиональной подготовки в учебном заведении студенты активно вовлекаются в самостоятельную познавательную деятельность. В современных условиях требования к выпускникам изменились. Основной упор делается не на теоретические знания, а на практические навыки и компетенции. В связи с этим изменились цели образования, которые нашли свое отражение в квалификационной характеристике.
В ходе реформирования системы высшего и среднего профессионального образования в стране актуализируется проблема обновления, пересмотра подходов, содержания, технологий подготовки специалистов для различных сфер деятельности. Возникла потребность в соответствии образования запросам общества.
Содержательные изменения по обеспечению соответствия образования запросам и возможностям общества периода информатизации и глобальной массовой коммуникации отражают компетентностный подход в образовании, который определен как вектор развития образования.
Компетентностный подход базируется на выделении компетенций, которые не отрицают знаний, умений и навыков (ЗУН), но принципиально от них отличаются: от знаний - существованием в виде деятельности, а не только в виде информации о ней; от умений - переносом на различные объекты воздействия; от навыков — осознанностью, позволяющей человеку действовать даже в нестандартной обстановке.
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков — на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно - и коммуникационно - насыщенного пространства.
Уровень профессионализма работника, его социально-культурный статус должны оптимально соответствовать кадровым потребностям предприятия. Эффективность труда специалистов на современном производстве определяется не только их техническими умениями и навыками, но и обобщенными профессиональными знаниями и уровнем интеллектуального развития. Однако в практике обучения их формирование весьма затруднено. Важным условием для реализации этих требований является использование современных подходов к обучению учащихся [8].
Анализ современной практики подготовки кадров учебными заведениями позволяет сделать вывод, что компетентностный подход не является для учебных заведений новаторским. Элементы этого подхода достаточно активно используются и развиваются в учебно-воспитательном процессе. В условиях динамично меняющейся среды успех организации зависит не только от эффективности руководства, но определяется, главным образом, профессиональной компетенцией специалистов.
Главное в современном управлении - уйти от стереотипов и проявлять креативный подход в решении проблем организации (предприятия). Решающим фактором для управленческого успеха является гибкость, с которой специалист может реагировать на различные ситуации и требования [8].
Особого внимания заслуживают аналитические работники, которые могут и должны принимать активное и компетентное участие в формировании и реализации стратегии и тактики развития организации (предприятия).
Современные социальные условия наращивают требования к качествам профессионала, нацеливают на формирование личности, характеризующейся развитым экономическим мышлением, инициативой, самостоятельностью в принятии решений.