Методические рекомендации по оцениванию педагогических проектов
Понятийный аппарат
Проект - от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед».
Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социокультурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:
- Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
- Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
- Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.
Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях, имеющихся (привлеченных) ресурсов.
Общие требования к оформлению и содержанию педагогического проекта
Структура и оформление проекта представляется в логике оценочных критериев и показателей (Приложение 1):
1. Титульный лист:
· полное название образовательного учреждения-заявителя;
· название проекта;
· база выполнения проекта (ОУ, параллель классов, класс, группа учащихся; количество человек);
· фамилия, имя, отчество, должность автора (авторов) проекта;
· фамилия, имя, отчество, должность руководителя проекта.
2. Структура проекта:
· актуальность проекта (затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта по данной теме);
· постановка проблемы с указанием причин;
· степень разработанности проблемы (ссылки);
· цель проекта (ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в педагогах / учащихся, появившихся благодаря реализации проекта);
· объект проектной деятельности (границы исследования и изменения практики);
· предмет проектной деятельности (часть объекта, раскрываемая при реализации проекта);
· гипотеза (логическое предложение относительно способа реализации идеи и замысла проекта).
· задачи проекта (действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели);
· ресурсы (материально-технические, кадровые, информационные, нормативно – правовые, финансовые и т.д.)
· последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию;
· поэтапный план реализации проекта:
Подготовительный этап:
• Выбор и формулирование темы проекта
• Выбор проекта по типологическим признакам (по доминирующему методу, предметно-содержательной области, характеру координации и контактов, количеству участников, продолжительности проекта)
• Проблемно-ориентированный анализ, обоснование актуальности выбранной темы (представление проблемной ситуации: «мозговая атака», обсуждение)
• Определение миссии проекта (общее назначение проекта, «визитка» проекта, смысл проекта, его «изюминка», новизна, неповторимость; дает ответы на вопросы: зачем этот проект учителю, ОУ, зачем этот проект людям, которые будут в нем участвовать?)
• Поиск информации, изучение литературы
• список использованной литературы и других источников (точное библиографическое описание).
Первый этап (?????) – (подготовительный, поисковый) | ||||
Задачи | Содержание | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
Второй этап (???????) – основной (концептуальный, технологический) | ||||
Третий этап (??????7) – заключительный | ||||
Технологический этап:
· Планирование работы (определение в рамках целей и задач видов деятельности, обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов);
· Определение и анализ ресурсного обеспечения проекта;
· Детальная разработка проекта (промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных, подготовка выводов, сопоставление выводов с первоначальной гипотезой).
Заключительный этап:
· Оформление результатов работы;
· Анализ работы, проделанной в течение проектного период;
· Оценка работы проектной группы в целом и каждого из ее участников
· Защита проекта, оппонирование, дискуссия;
· Самооценка, взаимооценка, внешняя оценка проекта (по разработанным критериям);
· Общая экспертиза и рецензирование проекта.