Методы и приёмы диагностики




Пояснительная записка

1.1. актуальность,

1.2. отличительные особенности программы

1.3. адресат программы

1.4. объем программы

1.5. формы организации

1.6. формы проведения занятий

1.7.виды занятий

1.8.срок освоения

1.9.режим занятий

Цели и задачи программы

Планируемые результаты

Содержание программы

5.Комплексно-тематические планы

Календарный учебный график

7. Учебный базисный план

Форма контроля

Оценочные материалы

Используемые технологи

Методическое обеспечение программы

Список литературы


 

Пояснительная записка

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

1.1.Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях

1.2.Отличительные особенности программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т. С. Комаровой и Т. Г. Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования.

Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного материала и нестандартных изотехнологий.

Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.

В данной общеразвивающей программе происходит интеграция всех образовательных областей:

- познавательное развитие (знакомство с пространственными понятиями «задний план», «передний план », расширение кругозора на разнообразную тематику)

- речевое развитие (обогащение словаря детей);

- социально – коммуникативное развитие (формирование умения работать по образцу, соблюдать правила, обобщать, расширение коммуникативных способностей детей);

- физическое развитие (пальчиковая гимнастика, физкультминутки, массаж и т. д.);

- художественно – эстетическое развитие (прививать навыки нестандартного рисования, развитие творческих способностей).

1.3.Адресат программы

Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Постепенно у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Они начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. У детей формируется интерес к прекрасному миру в окружающей жизни

 

 

1.4.Объем программы Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня.

1.5.Формы организации: совместная деятельность.

1.6. Формы проведения занятий: занятия проводятся с подгруппой (8-10 детей).

1.7. Виды занятий: тематическая совместная деятельность, выставки, открытые мероприятия.

1.8. Срок освоения: 1 год (октябрь-май), задания направлены на овладение разными нетрадиционными способами рисования и умению пользоваться необходимыми бросовыми дополнительными бросовыми материалами (цветная бумага, нитки, пленка)

1.9. Режим занятий: программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей возраст по 15 минут. Вторник время 16.00-16.15.

Цель и задачи

Цель программы: Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.

Задачи программы:

Обучающие:

Ø Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования: пальчиковая живопись, рисование вилками и способам изображения различных материалов;

Ø Обучить способам и приемам нетрадиционных техник рисования: (рисование пальчиками, ладошкой, пухлыми красками, отпечаток, воск графия, рисование с мокрым эффектом, ватные палочки, штриховка, рисование вилкой)

Ø Обучить умению пользоваться различными материалами

Развивающие:

Ø Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Ø Развивать творческие способности, художественный вкус;

Формирующие:

 

Ø Формировать у детей технические навыки рисования

Воспитывающие:

Ø Воспитывать усидчивость, аккуратность;

 

Планируемые результаты

Ø Дети знают нетрадиционные техники рисования:90%

Ø Дети владеют способам и приемам нетрадиционных техник рисования 85%

Ø У детей развита мелкая моторика пальцев рук в соответствии с возрастом 90%

Ø Развиты творческие способности, художественный вкус в соответствии с возрастом.90%

Ø Дети владеют технические навыками в рисовании 80%

Ø У детей привиты навыки усидчивости и аккуратности на 80%

Содержание программы

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Количество часов в младшей группе
  Отпечаток ладошками 3 часа
  Рисование вилками 3 часа
  Метод штриховки 2часа
  Рисование ватной палочкой 4 часа
  Рисование с мокрым эффектом 2 часа
  Воско-графия 2 часа
  Отпечатка 7 часа
  Рисование мятой бумагой 3 часа
  Рисование пальчиками 3 часов
  Оттиск листьями   1 часа
  Разбрызгивание по трафарету 2 часа
     

5. Комплексно – тематические планы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЛАДШАЯ ГРУППА

Тема занятия Техника Цели, задачи Методы, приемы  
  Октябрь    
    «Овечка» (зональноезпаолнение) Рисование пальчиками       Знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Развивать творческое воображение, мелкую моторику и координацию движения рук, воспитывать интерес к творчеству.         Показ, объяснение, беседа. Игровые приемы. Практические приемы, напоминание о последовательности работы      
  «Муравейеик»   Рисование пальчикам  
  «Ветка рябины»     Рисование пальчиками    
  «Лес»   Оттиск листьями  
    Ноябрь    
  «Осенние дерево»   Рисование ватными палочками       Знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.   Показ, объяснение, беседа. Игровые приемы. Практические приемы, напоминание о последовательности работы    
  «Павлин»     Рисование ватные палочки (заполнение шаблона)      
  «кактус»   Отпечаток ладошкой   Познакомить с техникой отпечаток ладошки, показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. Развивать координацию рук.       Показ, объяснение, беседа. Игровые приемы. Практические приемы    
  «курочка и цыплята» Отпечаток ладошкой  
    Декабрь  
  «Цыпленок» Рисование вилками       Познакомить детей с новой техникой- рисование вилкой. Обучать детей методам и приемам нестандартной техникой рисования Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка     Наглядности, словесный (беседа, напоминание о последовательности работы, практический  
  «Кот» Рисование вилками  
  «Мишка»   Рисование вилками  
  «Снеговик »   Рисование ватными палочками     Знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.   Показ, объяснение, беседа. Игровые приемы. Практические приемы, напоминание о последовательности работы  
  «Ветка дерева»   Рисование ватными палочками  
    Январь    
  «Снежинки»     Воскография       Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус. Закреплять технику рисования свечой (снежинки). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Воспитать у ребенка художественный вкус.   Показ, объяснение, беседа. Игровые приемы. Практические приемы, напоминание о последовательно сти работы.  
  «Зимние окно»   Воскография  
  «Снегири»     Отпечаток ладошкой   Познакомить с техникой отпечаток ладошки, показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. Развивать координацию рук. Показ, объяснение, беседа. Игровые приемы. Практические приемы      
    Февраль    
  «Цыпленок»     Штриховка (Цветной карандаш)       Познакомить с понятием штриховки и правилами ее выполнения. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Научить штриховать в разных направлениях: сверху в низ, с наклоном влево.       Показ,объяснение, беседа. Игровые приемы. Практические приемы, напоминание о последовательно сти работы.    
  «Страус»   Штриховака (восковые мелки)  
           
  «Медведи»     Набрызг (Трафаре)       Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «Набрызг» Учить работать с трафаретом и рисовать зубной щёткой. Развивать творческие способности. Укреплять в каждом ребёнке веру в свои силы, желание добиваться результата и помогать ему в этом.     Показ, объяснение, беседа. Практические приемы, напоминание о последовательности работы  
  «Парашутист»         Набрызг (Трафарет)  
      МАРТ    
  «Панда»   Отпечаток (Губка)       Познакомить с техникой печатания. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить дорисовывать предмет.         Показ, объяснение, беседа. Практические приемы, напоминание о последовательности работы  
  «Ветка сакуры »     Отпечаток (Карандаш)  
  «Цветы   Отпечато (пластиовая бутылка)  
  «Улей»     Отпечаток (пузырчетая пленка пленка)  
  «Улей»  
  АПРЕЛЬ     .   Показ,объяс-ние, Игровыеприемы. Практические приемы,напоминание о последовательности работы  
  «Сова»     Отпечаток (Губка)     Познакомить с техникой печатания. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить дорисовывать предмет.   Закреплять умение рисовать с помощью техники печатания. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.     Показ, объяснение, беседа. Практические приемы, напоминание о последовательности работы    
  «Корзина с фруктами »     Отпечаток пластилином  
  «Портрет»   Выдувание     Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «Выдувание». Развивать дыхательную систему. Учить детей правильно пользоваться трубочкой для выдувания (вдох через нос, выдох через рот в трубочку). Развивать воображение, творческие и познавательные способности, используя технику выдувания. Снять усталость, поднять настроение, самооценку   Показ, объяснение, беседа. Игровые приемы. Практические приемы, напоминание о последовательности работы  
  «Весеннее дерево»   Выдувание      
    МАЙ      
  «Ветка сирени»     Рисование мятой бумагой     Учить передавать образ цветка, облаков, используя нетрадиционную технику рисования - печатание бумажным комочком.   Освоить технику выполнения работы способом тампонирования.   Совершенствовать композиционные умения в расположении предмета в центре листа.   Научить использовать цвет, как художественное выразительное средство.       Показ, объяснение, беседа. Практические приемы, напоминание о последовательности работы      
  «Одуванчики»   Рисование мятой бумагой  
  «Цветущий луг»     Рисование мятой бумагой  
   
                           

 

 

6. Календарный учебный график (младшая группа)

Год обучения Учебный год с 01.10.2020г. по 31.05.2021г.
1 год Октябрь   ноябрь декабрь январь февраль март апрель Май
Недели обучения 06.10 13.10 20.10 27.10   03.11 10.11 17.11 24.11     01.12 08.12 15.12 22.12 29.12 12.01 19.01 26.01   02.02 09.02 16.02 23.02 02.03 09.03 16.03 23.03 30.03 06.04 13.04 20.04 27.04 04.05 11.05 18.05    
Каникулы С 31.12.2020 по 9.01. 2021 С 01.06.2021 по 31.08.2021
Праздничные дни         С 1.01.по 09.01.2021       01.05.2021 по 03.05.2021. 08.05.2021 по10.05.2021.
Контроль с20.12. 2020г по 27. 12.2020г.; с 16.05.2021 г. по 30.05.2021г.
                     

 

7. Учебный базисный план (младший возраст)

Месяц Количество часов в неделю Количество учебных недель Количество часов в месяц
Октябрь      
Ноябрь      
Декабрь      
Январь      
Февраль      
Март      
Апрель      
Май      
ИТОГО      


 

8. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

 

Ø Детская выставка «Творческий вернисаж»

Ø Отчетное собрание для родителей

 

Оценочные материалы

Диагностическая карта

Методы и приёмы диагностики

Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.

Использовались разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При общении с детьми использовался демократичный стиль общения, который позволял создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применялись мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, учитывалось их настроение, активность, умение пользоваться материалами и инструментами, умение применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Цель проведения диагностики:

1. Выявить уровень художественного развития детей

2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Обследование проводилось по следующим направлениям:

1. Технические навыки (уверенно проводить линии в разных направления, правильно удерживать инструменты, сохранять равномерность движения по размаху и нажиму и направлению штрихов при закрашивании рисунка)

2. Умение пользоваться различными материалами необходимыми для нетрадиционного рисования

3. Средства выразительности (пятно, цвет, яркие цвета, набрызг по всему листу, линия, штрих)

4. Проявление самостоятельности.

5. Отношение к рисованию.

 

Диагностическая карта

  №п/n   Ф.И. Ребенка Технические навыки(уверенно проводить линии, правильно удерживать инструменты) Умение пользоватся различными материалами необходимыми для нетрадиционного рисования Средства выразительности (цвет, яркие цвета, набрызг по всему листу, линия, штрих) Проявление самостоят. Отношение к рисо-ванию(эмоцио й отклик)
С К. С К. С К. С К. С. К.
                   
                       
                       
                       
                       

Методика проведения:

• Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми

• На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми

• Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.

• По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

 

 

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник:

Низкий (1 балл)

-не достаточно освоены технические навыки и умения,

-знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими

- интерес к восприятию выразительности выбора в цвете слабо выражен

-ребёнок рисует только при активной помощи взрослого

-эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого

 

Средний (2 балла)

- проявляет интерес к освоению новых техник,

-правильно пользуется материалами и инструментами, у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем

-выделяет основные средства выразительности (цвет, яркие цвета, набрызг по всему листу, линия, штрих)

- проявляет самостоятельность.

- возникает эмоциональный отклик при использовании нетрадиционных технологий рисования.

Высокий (3 балла)

- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования

- использует знакомые приёмы работы нетрадиционных техниках

- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки, передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом, обогащает образ выразительными деталями, цветом.

- проявляет самостоятельность, используя нетрадиционные техники, умеет создать яркий нарядный узор

- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками,

10. Используемые технологии:

 

обследования, наглядности, словесный (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

практический, игровые,

проблемно-мотивационный, сотворчество, мотивационный.

11. Методическое обеспечение программы:

- Инструменты для художественного творчества

- Наборы бумаги

- гуашь, акварельные краски

-Простой карандаш

-Клей карандаш, клей ПВА

-Цветная бумага

-Коктейльные трубочки

-Одноразовые вилки

-сухие листья

-Зубная щётка, расческа

-Восковые мелки

-Ватная палочка

-Восковая свечка

-Отпечатки: мягкая бумага, пузырчатая пленка, карандаш

-Влажные салфетки

Список литературы

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: