Партизанский Санный поезд.




Дорога Жизни

Перевозки по дороге жизни выполнялись с 12 сентября 1941 по март 1943 года. В период навигации доставка осуществлялась на буксирах с баржами и кораблях, а зимой машины шли по ледовой дороге.

За этот период в осажденный город по легендарной Дороге жизни, которая официально числилась военно-автомобильной дорогой № 101, в Ленинград было привезено свыше 1600 тысяч тонн грузов, в основном продовольствия, фуража и горюче-смазочных материалов. За 500 дней блокады (до ее прорыва) по трассе эвакуировали более миллиона человек.

С 12 сентября началась доставка грузов в блокадный город. Продовольствие привозили сначала в Волхов, из него - в Новую Ладогу, а затем на баржах переправляли на западный берег к маяку Осиновец.

Осенью 1941 года лед на Ладоге долго не устанавливался и баржи шли по озеру, обходя ледяные участки. Первый санный обоз пошел 17 ноября, доставивший в город 63 тонны муки, а вскоре началось движение автомашин. Лед был еще очень хрупкий и чтобы не допустить провала транспорта, часть груза размещали на санях, что уменьшало давление на лед и позволяло перевезти больше продуктов.

Поселок Кокорево на берегу Ладожского озера. Здесь стоит монумент «Разорванный круг». И тут же на карте проложен официальный маршрут ледовой трассы - из Кокорева на другую сторону Ладожского озера, в Кобону, - единственная ниточка, связывающая Ленинград с Родиной.
Как начиналась Ледовая дорога
16 ноября 1941 года на лед вышли первые семь грузовиков с мукой для Ленинграда. Толщина льда была 12 - 15 см. Водители не сидели в кабинах, а стояли на подножках машин. Через 20 км путь преградила полынья. Муку выгрузили на лед и вернулись обратно.
20 ноября со стороны Ленинграда Ладожское озеро перешел конный обоз. На следующий день он доставил в город 63 тонны муки. На льду в некоторых местах приходилось мешки выгружать на лед и проводить упряжки порожняком, а затем переносить на руках муку.
В ночь с 22 на 23 ноября колонна из 60 машин доставила в осажденный город 70 тонн муки.
Ледовая трасса заработала!
22 ноября 1941 года из деревни Ваганово ушла первая колонна полуторатонных автомашин. Колонна отправилась в Кобону за хлебом. Вся трасса непосредственно через озеро составляла 30 километров. Рейс занял по времени в один конец почти целую ночь. Обратно автомашины привезли первые 60 тонн ржаной муки.

Для подачи в город нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский нефтепровод.
В навигационные периоды перевозки по "Дороге жизни" производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Н. Ладога (большая трасса, 135 км) и Кобона (малая трасса, 35 км) до порта Осиновец, в ледостав - по ледовой дороге на автотранспорте из Кобоны до Кокорева и Ваганова (около 30 км), далее до Ленинграда по железной дороге.

Конно-санный обоз, спустившийся на лед с Вагановского спуска у дер. Коккорево, насчитывал около 350 упряжек.

Двигался обоз в колонне по одному с дистанцией 30—35 м между упряжками и растянулся на несколько километров. На девятом километре путь преградила широкая трещина, и на поиски надежного перехода было потрачено много времени. Затем обоз попал на тонкий лед, потрескивавший под копытами лошадей. К командиру батальона стали поступать сведения, что в хвосте колонны начали проваливаться под лед люди и лошади, появились первые жертвы. В поисках надежного льда пришлось снова петлять по озеру, строго соблюдая дистанцию.

Однако, несмотря на все трудности первого рейса, конно-транспортный батальон утром 21 ноября прибыл в Осиновец. На западный берег Шлиссельбургской губы было доставлено 63 тонны муки. Значение первого рейса конно-транспортного батальона невозможно переоценить: он положил начало действию ладожской ледовой дороги.

 

Партизанский Санный поезд.

На территории Ленинградской, Псковской и Новгородской областей действовал целый Партизанский край. Партизаны обратились к колхозникам с просьбой помочь Ленинграду. Собирали продукты, которые колхозники зарывали для себя, на чёрный день, как правило, в лесах, чтобы фашисты не отобрали. Каждый приносил, сколько мог. Кто замороженную баранью тушу или жбан с мёдом, кто – полкило масла или шмат сала. Это были вовсе не излишки: люди действительно отрывали от себя, чтобы помочь голодающим ленинградцам.

Вместе с продовольствием собирали деньги в фонд поддержки Красной Армии.

Всего было сформировано 223 подводы. Чтобы передвигаться более компактно и максимально незаметно, обоз разбили на семь частей. В ночь с 4 на 5 марта отправились в путь-дорогу от деревни Нивки к Глотово… В восемь вечера с 12 на 13 марта 1942 года два партизанских отряда, сопровождавших обоз, завязали бой с немецким гарнизоном в районе деревни Жемчугово. В результате удалось оттеснить фрицев и устроить примерно километровую брешь в линии фронта, через которую прямо мимо немецких блиндажей и переправили сани. Несколько раз фашисты контратаковали, пытаясь пробиться к своим позициям, но партизаны держались, пока последняя подвода не оказалась у своих. Гитлеровцам стало известно об обозе лишь когда бесценный груз уже прибыл в Ленинград и о нём написали наши газеты, в том числе «Правда». Деревню Нивки, где формировался обоз, каратели полностью уничтожили…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: