В этой главе мы поговорим о тенденциях, направленных против жизни, образующих ядро тяжелых психических заболеваний и составляющих сущность подлинного зла. При этом речь будет идти о трех различных видах ориентирования: о некрофилии (в противоположность биофилии), о нарциссизме и о психологическом симбиозе с матерью. Я покажу, что в этих трех тенденциях имеются доброкачественные формы, которые могут быть столь слабо выражены, что их не следует рассматривать в качестве патологических. Однако основное внимание мы будем уделять злокачественным формам этих трех ориентирований, которые сближаются в своих наиболее тяжелых проявлениях и в конечном итоге образуют “синдром распада”, представляющих собой квинтэссенцию всякого зла; одновременно он является наиболее тяжелым патологическим состоянием и основой самой злокачественной деструктивности бесчеловечности. Своим указанием на некрофильный характер лозунга ”Да здравствует смерть!” Унамуно затронут ядро проблемы зла. С психологической и моральной точек зрения нет более резкой противоположности, чем между людьми, которые любят смерть, и теми, кто любит жизнь: между некрофилами и биофилами. Это вовсе не означает, что кто-то должен быть совершенно некрофильный или абсолютно биофильным. У многих имеются как биофильные, так и некрофильные тенденции в различном сочетании.
“Некрофилия” дословно переводится как “любовь к мертвому”(“биофилия”- “любовь к живому”, или “ любовь к жизни”). Обычно эти понятия используются для обозначения сексуальной перверсии, а именно желания обладать мертвых телом (женщины) для полового акта или болезненного стремления находиться вблизи трупа. Но, как часто бывает, эта сексуальная перверсия лишь опосредует иную, более отчетливо выраженную картину ориентирования, которое у многих людей не имеет примеси сексуальности. Удивительно, но некрофилия еще никогда не была описана в психоаналитической литературе как общее ориентирование, хотя она родственна фрейдовскому анально-садитскому характеру и инстинкту смерти. Человек с некрофильным ориентированием чувствует влечение ко всему не-живому, ко всему мертвому: к трупу, гниению, нечистотам и грязи. Этим описанием некрофильного ориентирования я могу создать впечатление, что все приведенные здесь признаки должны непременно присутствовать у некрофила. И все же это верно, что столь различные признаки, такие, как потребность убивать, поклонение силе, влечение к мертвому и грязному, садизм, желание превратить органическое в неорганическое посредством “порядка”, в равной мере относятся к основным установкам. Некрофилия является наиболее болезненным и опасным среди всех жизненных ориентирований, на которое способен человек.
|
Противоположностью некрофильному ориентированию является биофильное ориентирование, которое по сути своей есть к любовь к живому. Как и некрофилия, биофилия не состоит из одной-единственной существенной черты, но представляет собой тотальное ориентирование, полностью определяющее образ жизни человека. Тенденция к сохранению жизни и борьбе против смерти является элементарнейшей формой биофильного ориентирования и присуща любой живой материи. Садизм, мазохизм, некрофагия * и копрофагия * являются перверсиями не только потому, что они отклоняются от обычных норм сексуального поведения, но еще и потому, что они представляют собой именно фундаментальные перверсии, то есть смешение живого и мертвого. Биофильная совесть мотивирована жизнью и радостью; цель моральных усилий состоит в том, чтобы укрепить жизнеутверждающую сторону в человеке. Рафинированный некрофил - душевнобольной; рафинированный биофил - святой. У большинства людей некрофильная и биофильная тенденции смешаны, и речь идет о том, какая из них доминирует. Важной социальной предпосылкой для развития биофилии является устранение несправедливости, где один социальный класс лишает другой признанного достойным образа жизни. Свобода то же является важной предпосылкой для развития биофилии. Подводя итоги, следует отметить что любовь к жизни будет развиваться наилучшем образом, если в обществе будут иметься следующие предпосылки: безопасность, справедливость, свобода.
|
Жизнь является структурированным ростом и по своей сути не может быть строго контролируема и предопределена. Жизнь может быть пережита только в ее индивидуальных проявлениях - в одном-единственном человеке, или в одной птице.