Одним из наиболее плодотворных и прозорливых открытий Фрейда является понятие нарциссизма. Сам Фрейд считал его одним из важнейших результатов своих исследований и привлекал для объяснения столь различных феноменов, как психозы (“нарциисстические неврозы”),любовь, боязнь кастрации, ревность и садизм, а также для лучшего понимания массовых явлений, например готовности угнетенных классов быть лояльными по отношению к господствующим над ними
классам. Исходным моментом для Фрейда было его стремление объяснить шизофрению с помощью теории либидо. Во всяком случае,теоретический вопрос, исходит ли либидо первоначально из “Я” или из Оно,не является существенным для значения понятия. Фрейд никогда не менял своего основного взгляда, согласно которому первоначальным состоянием человека в его раннем детстве является состояние “первичного нарциссизма”, когда еще нет никаких отношений с внешним миром; затем ребенок в ходе своего нормального развития начинает распространять и углублять свои (связанные с либидо) отношения с внешним миром, однако часто случается так (особенно наглядно это проявляется у душевнобольных),что привязанное к объектам либидо может быть возвращено и снова направлено на собственное “Я” (“вторичный нарциссизм”).Но даже при нормальном развитии человек остается до известной степени нарциссичным в течение всей своей жизни.
Развитие индивида, по Фрейду,можно обозначить как развитие от абсолютного нарциссизма к объективному мышлению и объективной любви,хотя при этом речь все же идет о способности, имеющей известные границы. У “нормального”,
“зрелого” человека нарциссизм ограничен социально признанным минимумом, однако никогда не исчезнет полностью.
|
Наш опыт повседневной жизни подтверждает наблюдения Фрейда. У большинства людей, по-видимому,имеется нарциссическое ядро,которого не касаются и которое приводит к краху любую попытку его уничтожить. Представления Фрейда о нарциссизме базируются на его понятии сексуального либидо. Но если не сексуальная психическая энергия и отличается от либидо Фрейда, то все же, как и в случае с либидо, речь идет о понятии энергии; она основывается на психических силах, которые становятся очевидными только в своих проявлениях, обладающих определенной интенсивностью и идущих в определенном направлении. Эта энергия связывает и развязывает, держит индивида в самом себе и одновременно поддерживает его связь с внешним миром. Существенным в любой теории или терапии, которую можно было бы определить как психоанализ, является динамическое понимание человеческого поведения; это означает, что исполненные энергией силы мотивируют поведение и его можно понять и предсказать лишь тогда, когда понятны эти силы. Эта динамическая точка зрения на человеческое поведение является центральным пунктом в системе Фрейда. 2 примера нарциссизма: “первичного нарциссизма” новорожденного и нарциссизма душевнобольного. Новорожденный еще не имеет отношений к внешнему миру (по терминологии Фрейда,еще не состоялось определение объекта). Это можно выразить также следующим образом: внешний мир не существует для новорожденного, во всяком случае он не в состоянии сделать различие между “Я” и “Не Я”. Можно также сказать, что новорожденный не имеет “интереса” к внешнему миру. Единственная реальность, существующая для новорожденного,- это он сам: его тело, его физические ощущения тепла и холода, жажды, потребности в сне и физическом контакте. Душевнобольной находится в положении, которое несущественно отличается от положения новорожденного. Но в то время как для новорожденного внешний мир еще не возник как реальность, для душевнобольного он уже перестал существовать в качестве реальности. Особый род нарциссизма, пограничного между нормой и душевной болезнью, можно наблюдать у людей обладающих необычайной властью. Египетские фараоны, римские императоры, представители рода Борджиа,
|
Гитлер, Сталин и Трухильо - все они обнаруживают сходные черты характера. Они обладают абсолютной властью; им принадлежит последнее слово, включая жизнь и смерть. Власть делать все, что они хотят, кажется безграничной. Они -боги, и только болезнь, возраст или смерть могут им как-то повредить. Решение проблемы человеческого существования они пытаются, найти в том, что делают отчаянную попытку перешагнуть границы этого существования. Это безумие,
даже если это и попытка решить проблему существования посредством необоснованного утверждения собственной нечеловеческой природы. Это такое безумие, которое проявляет тенденцию к постоянному усугублению в течение жизни. Чем больше человек пытается стать Богом, тем более он изолирует себя от всех остальных людей; эта изоляция нагоняет на него все возрастающий страх. Ему кажется, что все являются его врагами, и, чтобы справиться с этим страхом, он должен все более укреплять свою власть, свою беззастенчивость и свой нарциссизм.
|
Психоз является состоянием абсолютного нарциссизма, состоянием из-за которого индивид порвал все связи с внешней реальностью и заместил ее собственной личностью. Он весь переполнен самим собой,он превратил себя в “бога и весь мир”. Этот вывод позволил Фрейду впервые открыть дорогу к динамическому пониманию сущности психоза.
Моральная ипохондрия. Человек опасается не болезни или смерти, а боится провиниться. Такой человек постоянно размышляет над тем, в чем он виноват, что он сделал не так, какие грехи он совершил. Физическая ипохондрия - это
одержимость своим телом и своей красотой, которая является единственной значительной реальностью. Нарциссизм, лежащий в основе физической и моральной ипохондрии, отличается от нарциссизма тщеславного человека лишь тем, что он менее заметен для неопытного глаза.
Этот нарциссизм классифицировали как негативный нарциссизм, который обнаруживается особенно отчетливо в состоянии меланхолии. Подобные состояния характеризуются чувствами собственной недостаточности, нереальности и самообвинения. По каким признакам можно узнать нарциссичного человека?
Есть тип,который легко распознаваем. Ему присущи все черты самодовольства. Если он бросает несколько незначительных слов,по нему видно, что у него осталось чувство, как будто он сказал нечто очень важное. Обычно он не слушает других и едва ли интересуется тем, что они
говорят. Нарциссичного человека можно также узнать по очень чувствительной реакции на любую критику. Во многих случаях нарциссическое ориентирование может скрываться за скромным и безропотным поведением; на самом же деле нередко случается, что нарциссичный человек делает покорность предметом своего самолюбования. Все формы нарциссизма различны, но общим для них является
отсутствие подлинного интереса к внешнему миру. Нарциссичный человек совсем не обязательно должен делать предметом своего нарциссизма всю свою личность. Часто он снабжает нарциссизмом только отдельные ее аспекты, например честь, интеллигентность, физические способности, остроумие, внешность(иногда даже ограничиваясь отдельными деталями- волосами или носом).
Чем интенсивнее нарциссизм,тем меньше человек признает свою ошибку, тем меньше он признает справедливую критику со стороны других. Аспект, характеризующий феномен нарциссизма. Поскольку нарциссичный человек делает свое “самомнение” предметом собственного нарциссизма,то так же он поступает со всем, что связано с его личностью. Как показал Фрейд, наиболее частым примером является, вероятно, нарциссизм по отношению к собственным детям. Нарциссизм является пристрастием такой интенсивности, которая у многих людей сравнима с половым инстинктом и инстинктом самосохранения. У среднего человека,у которого нарциссизм не достиг такой интенсивности,продолжает существовать нарциссическое ядро, которое, как кажется, почти невозможно уничтожить.
Если это утверждение справедливо,то мы можем предположить,что нарциссическое пристрастие, так же как половой инстинкт и инстинкт самосохранения,имеет биологическую функцию. Биологически, с точки зрения выживания,человек должен воспринимать себя как нечто гораздо более важное,
чем все его окружающее. Нарциссизм необходим для сохранения жизни и одновременно представляет угрозу ее сохранению. Решение этого парадокса представляется двояким.
С одной стороны,выживанию служит оптимальный,а не максимальный нарциссизм. То есть биологически необходимой степени нарциссизм может быть совместим с социальным сотрудничеством. С одной стороны,индивидуальный нарциссизм может превращаться в групповой, и тогда род, нация, религия, раса и тому подобное заступают на место индивида и становятся объектами нарциссической страсти. Существует патология нарциссизма. Опаснейшим последствием нарциссической привязанности является потеря рационального суждения. Нарциссическая оценка есть предубеждение, она не объективна. Еще более патологическим элементом в нарциссизме является эмоциональная реакция на критику какого-либо объекта нарциссизма. Нарциссичный человек, реагирует озлобленно на любую критику, обращенную в его адрес. В патологии нарциссизма следует различать две его формы доброкачественную и злокачественную. При доброкачественной форме объектом нарциссизма является результат собственных усилий. До тех пор,пока предметом его нарциссизма является что-либо, над чем он должен работать, его исключительный интерес к своей работе и к своему достижению постоянно находит противовес в его интересе к продвижению самой работы и к материалу, с которым он работает. При злокачественном нарциссизме его предметом является не то, что человек делает или производит, а то, что он имеет, например собственное тело, внешний вид, здоровье, богатство и т.д. Феномен общественного нарциссизма играет роль
источника насилия и войны. Есть нарциссизм индивидуальный и групповой.Групповой нарциссизм имеет самые разнообразные формы - религиозные, национальные, расовые, политические. По мере усиления группового нарциссизма происходило и развитие его антипода-гуманизма. В XVIII-XIX вв.
укоренялась мысль(Спиноза, Лейбниц, Руссо, Гердер, Кант, Гете Маркс)о том,что существует лишь одна человечность, что каждый отдельный человек несет в себе все человечество, что не должно быть привилегированных групп, обосновывающих
свои притязания на привилегии естественным превосходством. Патологией общественного нарциссизма,так же как и индивидуального является недостаток объективности и способности к разумному суждению. Общественный нарциссизм,так же как индивидуальный нарциссизм стремится к удовлетворению. С одной стороны,это удовлетворение обеспечивается с помощью общей идеологии превосходства собственной группы и неполноценности всех других групп.
Имеется еще один элемент нарциссической патологии. Группа с сильной нарциссической установкой должна обязательно иметь вождя, с которым она могла бы себя идентифицировать. Вождь восхищает группу, которая проецирует
на него свой нарциссизм. С точки зрения ценностей нарциссизм находится в столкновении с разумом и любовью. С точки зрения духовно-этической феномен нарциссизма может быть сформулирован так: цель человека - преодоление его нарциссизма. Этот принцип радикально выражен в буддизме. В иудаистском и христианском преданиях эта же цель, сводимая к преодолению нарциссизма,формулируется по-разному. В Ветхом завете говорится: “...люби ближнего твоего, как самого себя”. Борьба с идолопоклонством - центральная тема в учении пророков - это одновременно борьба с нарциссизмом. При идолопоклонстве частная способность человека становится абсолютной и превращается в идола. В отчужденной форме человек почитает самого себя. Идол, в котором он растворяется,становится объектом его нарциссической страсти.
Человек достигает своей полной зрелости,когда он полностью освободится как от индивидуального,так и от общественного нарциссизма.
Инцестуальные связи
В предыдущих главах мы занимались двумя видами ориентирования - некрофилией и нарциссизмом, которые в своих экстремальных формах действуют против жизни и роста и вызывают столкновение, деструкцию и смерть. В этой главе я хотел бы заняться рассмотрением третьего ориентирования- инцестуальным симбиозом, который в своей злокачественной форме приводит к тем же результатам, что и оба ранее обсуждавшихся ориентирования.
В инцестуальной связи с матерью очень часто кроется не только тоска по ее любви и защите, но и страх перед ней. Этот страх возникает прежде всего через зависимость, которая не позволяет возникнуть чувству собственной силы и независимости. Уровень наиболее глубокой связи с матерью - это “инцестуальный симбиоз”. Существуют симбиозы различной степени, но их объединяет одно: личность, симбиотически связанная с другой личностью, становится неотъемлемой составной частью своего “хозяина”, с коронным она связана. Инцестуальные желания являются прежде всего не результатом сексуальных устремлений, а представляют собой фундаментальную тенденцию в человеке: желание быть привязанным к тому, из чего человек вышел, страх стать свободным и страх быть уничтоженным этой фигурой, которой человек беспомощно предоставил себя, отказавшись от всякой независимости.
Когда экстремальные формы некрофилии, нарциссизма и инцестуального симбиоза сплетаются друг с другом, мы можем говорить о синдроме, который я назвал бы “синдромом распада”. Я пытался показать, что каждое из трех, описанных здесь ориентирований может проявляться на различных уровнях регрессии. Чем глубже регрессия при каждом ориентировании, тем более прослеживается тенденция к конвергенции всех трех. В состоянии крайней регрессии они конвергируют вплоть до вышеназванного “синдрома распада”. Но и у личностей, достигших оптимальной зрелости, три ориентирования также имеют тенденцию к конвергенции. Противоположность некрофилии - биофилия, противоположность нарциссимзу - любовь, противоположность инцестуальному симбиозу - независимость и свобода. Синдром этих трех установок я обозначил как “синдром роста”. Эта точка зрения в схематической форме представлена на рисунке.