Туристские потребности и мотивация
Потребность - надобность, нужда в чем-либо, которая осознается людьми, требуя своего удовлетворения и организуя тем самым их поведение.
Наличие в обществе потребностей, а также их трансформация определяются двумя важнейшими факторами:
1) необходимостью воспроизводить биоприродное начало человека - в силу действия этого фактора человеку присущи первичные потребности, среди которых немало врожденных и низменных по степени своей актуальности для человека. Среди первичных потребностей следует указать на потребность в сохранении безопасной среды обитания, отвечающей физическим параметрам существования человека, а также потребности в еде, питье, отдыхе и д.р.;
2) важностью развития социальных и духовно-культурных качеств человека – данный фактор порождает колоссальный объем вторичных, т.е. социальных и культурных потребностей, которые связаны со стремлением людей воспроизводить себя как субъектов социальных отношений и граждан, желающих познавать окружающий мир, развивать свою духовную сущность, развлекаться и т.п. По своей сущности, по механизмам формирования эти потребности более гибкие, динамичные. На протяжении жизни человека они могут как интенсивно, глубоко развиваться, так и деградировать, угасать.
То есть, потребности могут быть весьма разнообразными по своему генезису и качеству. Так, одни потребности настолько глубоко укоренены в структуре организма человека, что требует систематического (повседневного) удовлетворения на протяжении всей его жизни, поэтому их нельзя отменить. Таковы потребности физического и физиологического плана - в движении, ночном отдыхе, еде и д.р. Другие потребности можно удовлетворят гораздо реже, но и они оказываются не менее насущными.
|
Особо следует выделить социальные и культурные потребности. Они также являются многообразными и во многих случаях весьма насущными, сопровождая человека всю его сознательную жизнь. Их специфика состоит в том, что в отличие от врожденных потребностей они во многом формируются культурной средой и тесно соотносятся с социальным статусом, с уровнем образования и общим развитием личности.
Особая роль отводится туристским потребностям человека. Обязательными для туриста выступают потребности, связанные с доставкой к местам рекреации, т.е. с услугами транспорта, а также с созданием нормальной жизнедеятельности человека на отдыхе и в путешествии, т.е. с гостиничным хозяйством, предприятием общественного питания. Обязательными также являются потребности, связанные с удовлетворением желания реализовать основную цель отдыха, путешествия: набраться впечатлений от новых мест, развлечься, воспользоваться курортными услугами, познакомиться с историческим памятниками, включиться в деятельность конференции или делового симпозиума и т.п. К дополнительным туристским потребностям человека относится возможность купить сувениры, получить косвенные бытовые услуги и т.п. Туристские потребности человека порождают установки на активный отдых, готовность к путешествиям и поездкам в различные регионы страны или в другие страны.
Каждый человек представляет себе туризм достаточно индивидуально – в зависимости от возраста, образования, жизненного опыта, семейного положения, дохода и д.р. факторов. Принято выделять доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта: возраст; образование; социальная принадлежность; менталитет; доход; семейное положение; отпуск или каникулы; здоровье; географическое направление; сезонность; активность.
|
При выборе сегмента потребительского рынка следует четко разграничивать виды отдыха, для каждого из них находить своего потребителя, более точно и полно учитывать его потребности и уровень развлечения.
Потребности и мотивы совершения путешествий.
1. Отдых:
¾ снять стресс, накопленный за определенный период времени;
¾ сменить обстановку и природно-климатические условия;
¾ побыть в окружении других людей;
¾ познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом;
¾ сравнить чужой образ жизни со своим в целях самоутверждения правильности его организации или заимствования новшеств;
¾ побыть в новой для себя роли - получить на определенный период времени высокий уровень обслуживания и ухода;
¾ ощутить волнующие переживания (непременно с благополучным исходом), чтобы потом рассказывать об этом друзьям и знакомым;
¾ получить удовольствие от необычных ощущений;
¾ принять участие в азартных играх;
¾ испытать романтическое приключение, легкий (в разумных пределах) флирт;
¾ расслабиться вне дома;
|
¾ потратить деньги, которые независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых.
2. Познание:
¾ увидеть достопримечательности и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и др.;
¾ познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);
¾ посетить экологически чистые или, наоборот, очень загрязненные объекты;
¾ увидеть экзотический животный и растительный мир;
¾ посетить исторические места и сооружения;
¾ сделать уникальные фотографии, снять видеофильм.
3. Развлечение:
¾ посетить аттракционы, тематические и аквапарки;
¾ посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу;
¾ посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники;
¾ посетить в качестве зрителей или болельщиков крупные спортивные состязания, игры.
4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, а лечение - различную функциональную нагрузку и, в экстремальном случае, быть основной целью поездки. В зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:
¾ оздоровительный - общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия);
¾ лечение в качестве сопутствующей программы, т. е. не как основная цель;
¾ лечение по предписанию врача как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиники и пр.).
5. Паломничество:
¾ празднование культовых обрядов;
¾ самосовершенствование и утверждение духовного состояния;
¾ достижение внутренних конфессиональных целей, служащих для утверждения в сане и определенного положения в общине;
¾ познание духовного «нового», получение заряда духовной энергии.
При выборе турпродукта турист, как правило, руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.