Потребности и мотивы совершения путешествий.




Туристские потребности и мотивация

Потребность - надобность, нужда в чем-либо, которая осознается людьми, требуя своего удовлетворения и организуя тем самым их поведение.

Наличие в обществе потребностей, а также их трансформация определяются двумя важнейшими факторами:

1) необходимостью воспроизводить биоприродное начало человека - в силу действия этого фактора человеку присущи первичные потребности, среди которых немало врожденных и низменных по степени своей актуальности для человека. Среди первичных потребностей следует указать на потребность в сохранении безопасной среды обитания, отвечающей физическим параметрам существования человека, а также потребности в еде, питье, отдыхе и д.р.;

2) важностью развития социальных и духовно-культурных качеств человека – данный фактор порождает колоссальный объем вторичных, т.е. социальных и культурных потребностей, которые связаны со стремлением людей воспроизводить себя как субъектов социальных отношений и граждан, желающих познавать окружающий мир, развивать свою духовную сущность, развлекаться и т.п. По своей сущности, по механизмам формирования эти потребности более гибкие, динамичные. На протяжении жизни человека они могут как интенсивно, глубоко развиваться, так и деградировать, угасать.

То есть, потребности могут быть весьма разнообразными по своему генезису и качеству. Так, одни потребности настолько глубоко укоренены в структуре организма человека, что требует систематического (повседневного) удовлетворения на протяжении всей его жизни, поэтому их нельзя отменить. Таковы потребности физического и физиологического плана - в движении, ночном отдыхе, еде и д.р. Другие потребности можно удовлетворят гораздо реже, но и они оказываются не менее насущными.

Особо следует выделить социальные и культурные потребности. Они также являются многообразными и во многих случаях весьма насущными, сопровождая человека всю его сознательную жизнь. Их специфика состоит в том, что в отличие от врожденных потребностей они во многом формируются культурной средой и тесно соотносятся с социальным статусом, с уровнем образования и общим развитием личности.

Особая роль отводится туристским потребностям человека. Обязательными для туриста выступают потребности, связанные с доставкой к местам рекреации, т.е. с услугами транспорта, а также с созданием нормальной жизнедеятельности человека на отдыхе и в путешествии, т.е. с гостиничным хозяйством, предприятием общественного питания. Обязательными также являются потребности, связанные с удовлетворением желания реализовать основную цель отдыха, путешествия: набраться впечатлений от новых мест, развлечься, воспользоваться курортными услугами, познакомиться с историческим памятниками, включиться в деятельность конференции или делового симпозиума и т.п. К дополнительным туристским потребностям человека относится возможность купить сувениры, получить косвенные бытовые услуги и т.п. Туристские потребности человека порождают установки на активный отдых, готовность к путешествиям и поездкам в различные регионы страны или в другие страны.

Каждый человек представляет себе туризм достаточно индивидуально – в зависимости от возраста, образования, жизненного опыта, семейного положения, дохода и д.р. факторов. Принято выделять доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта: возраст; образование; социальная принадлежность; менталитет; доход; семейное положение; отпуск или каникулы; здоровье; географическое направление; сезонность; активность.

При выборе сегмента потребительского рынка следует четко разграничивать виды отдыха, для каждого из них находить своего потребителя, более точно и полно учитывать его потребности и уровень развлечения.

Потребности и мотивы совершения путешествий.

1. Отдых:

¾ снять стресс, накопленный за определенный период времени;

¾ сменить обстановку и природно-климатические условия;

¾ побыть в окружении других людей;

¾ познакомиться с другой культурой, образом жизни других лю­дей, их бытом;

¾ сравнить чужой образ жизни со своим в целях самоутверждения правильности его организации или заимствования новшеств;

¾ побыть в новой для себя роли - получить на определенный пе­риод времени высокий уровень обслуживания и ухода;

¾ ощутить волнующие переживания (непременно с благополуч­ным исходом), чтобы потом рассказывать об этом друзьям и зна­комым;

¾ получить удовольствие от необычных ощущений;

¾ принять участие в азартных играх;

¾ испытать романтическое приключение, легкий (в разумных пределах) флирт;

¾ расслабиться вне дома;

¾ потратить деньги, которые независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых.

2. Познание:

¾ увидеть достопримечательности и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и др.;

¾ познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);

¾ посетить экологически чистые или, наоборот, очень загрязнен­ные объекты;

¾ увидеть экзотический животный и растительный мир;

¾ посетить исторические места и сооружения;

¾ сделать уникальные фотографии, снять видеофильм.

3. Развлечение:

¾ посетить аттракционы, тематические и аквапарки;

¾ посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стрип­тиз-шоу;

¾ посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники;

¾ посетить в качестве зрителей или болельщиков крупные спор­тивные состязания, игры.

4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, а лечение - различную функциональную нагрузку и, в экстремаль­ном случае, быть основной целью поездки. В зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:

¾ оздоровительный - общая цель всех туров (климат, отдых, по­лезные для здоровья моральные и физические воздействия);

¾ лечение в качестве сопутствующей программы, т. е. не как ос­новная цель;

¾ лечение по предписанию врача как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализиро­ванного санатория, клиники и пр.).

5. Паломничество:

¾ празднование культовых обрядов;

¾ самосовершенствование и утверждение духовного состояния;

¾ достижение внутренних конфессиональных целей, служащих для утверждения в сане и определенного положения в общине;

¾ познание духовного «нового», получение заряда духовной энергии.

При выборе турпродукта турист, как правило, руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют су­щественную значимость. Эти мотивы часто объединяются в много­компонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенци­альным туристом может быть принято решение о выборе путешест­вия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: