Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир вокруг»
(начальное общее образование)
(направление: общекультурное)
срок реализации рабочей программы – 5 лет
Автор-составитель: Старицына М.А., учитель,
МБС(К)ОУ СОШ № 60 г. Челябинска
Аннотация
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг» (далее – Программа) обеспечивает реализацию общекультурного направления развития личности учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья). Рабочая программа разработана с учётом специфики (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности. Программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников спортивно-оздоровительного направления «Здравствуй, мир!»[1] и «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве»»[2].
Для детей школьного возраста очень важно научить целостному взгляду на мир, дать, представить, пусть не полную, но целостную картину мира, научить их пользоваться своим жизненным опытом. Необходимо показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошим условиям внешней среды. Обратить внимание на важную роль человека в поддержании, сохранении всего живого на земле. Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный подходы.
Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.
|
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
Программа построена на принципах:
1) учета возрастных и психофизиологических особенностей учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
2) гуманизации образовательного процесса;
3) добровольности и заинтересованности обучающихся;
4) системности во взаимодействии общего и дополнительного образования;
5) целостности;
6) непрерывности и преемственности процесса образования;
7) личностно – ориентированного подхода.
Целью курса внеурочной деятельности является формирование у учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) экологической знаний и культуры; воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле; изучение природы родного края.
Задачи курса внеурочной деятельности:
1) актуализация представлений учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями во внеурочное время;
2) знакомство учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) с природой родного края, государства;
|
3) развитие у учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) коммуникативных способностей с учётом его индивидуальности;
4) развитие у учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) общего интеллектуального уровня, творческих способностей;
5) воспитание у учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) потребности в общении с природой, любви к Родине, к родному краю.
В реализацию курса вовлечены учащиеся 1–5 классов с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
В основе лежат групповые занятия.
В результате освоения учащимися с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) курса внеурочной деятельности предполагается достижение ими следующих результатов:
Первый уровень результатов – первичное ознакомление учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) спонятиями о природе и правилах безопасного и бережного поведения в природе, формирование положительной нравственной оценки семейных ценностей; уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1) сформировать позитивное отношение учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) к изучению окружающей среды, природы и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими;
2) сформировать потребность во взаимодействии учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) со своим учителем как значимым для них носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
|
Второй уровень результатов – приобретение учащимися с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) опыта переживания и формирование позитивного отношения к окружающему, желания овладеть навыками общения с природой.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1) воспитать потребность к установлению взаимоотношений учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить;
2) учащиеся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) должны получить опыт общения с окружающими людьми, окружающим миром (природой, животными, растениями).
Третий уровень результатов – формирование у учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) представления о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в социуме в соответствии с общечеловеческими нормами.
Для его достижения необходимо сформировать у учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) навык взаимодействия с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к окружающему миру, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Мир вокруг»при получении начального общего образования у учащихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные базовые учебные действия как основа умения учиться:
В первом классе у учащегося с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) будут сформированы:
- умение слушать и выполнять инструкцию по безопасному, бережному поведению в природе и обществе (класс, школа, семья) с помощью взрослого (учителя, родителя);
- интерес к ближайшему социальному окружению и своему месту в нём (семья, школа) с помощью взрослого (учителя, родителя).
Во втором классе у учащегося с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) будут сформированы:
- умение принятия окружающей действительности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- интерес к взаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослого;
- понимание правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе и выполняет их с помощью взрослого;
- умение понимать и соблюдать простую инструкцию при выполнении учебных заданий, поручений с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
В третьем классе у учащегося с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) будут сформированы:
- понимание себя как члена семьи, ученика, товарища с частичной помощью взрослого (учителя, родителя);
- умение соблюдать элементарные правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе с частичной помощью взрослого.
В четвертом классе у учащегося с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) будут сформированы:
- положительное отношение к окружающей действительности; готовность к взаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- умение соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе, осознанно применяет алгоритмы безопасного и бережного поведения в природе и обществе с помощью взрослого.
В пятом классе у учащегося с (указать категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) будут сформированы:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг» рассчитана на 5 лет обучения.
Общее количество часов: 169.
Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа, 5 класс – 34 часа.
В рамках общекультурного направления будут осуществляться следующие формы организации: организация экскурсий в музеи, посещение театров, проведение Дней вежливости.
Содержание курса внеурочной деятельности структурировано по шести разделам: Я и моя семья; Я среди людей; Родной край – часть большой страны; В мире животных; В мире птиц; В мире растений.
Я и моя семья. Понятие «семья». Состав семьи. Мое имя. Семья. Профессии моих родных. История происхождения имен. Необходимость изучения истории своей семьи, предков. Понятие «история». История моей семьи.Что влияет на выбор имени. Национальные имена. Значения имен. Здоровый образ моей семьи. Я – то, что я ем. Питание моей семьи. Составление рациона семьи. Составление герба и девиза своей семьи.
Формы организации: беседы, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, создание театральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.
Виды деятельности:чтение текста в различных источниках и на различных носителях; решение информационных задач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения (историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие в викторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках, сказках; участие в инсценировках.
Я среди людей. Я – человек. Понятие «коллектив». Мой класс – мои друзья. Отношения со сверстниками. Мой класс - дружный. Мой самый близкий человек. Удивительный мир эмоций и чувств. Благородство и милосердие вокруг меня. Мой класс дружный! Мои соседи. Удивительный мир эмоций и чувств. Искренность чувств. Палитра чувств. Мой характер. Кто я и как я выгляжу. Отношение к старшим. Отношение к учителю. Отношение к сверстникам. Речевой этикет. Правила поведения в общественном месте. Что такое профессия? Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии. Труд на благо Отечества и на пользу ближнего. Альбом «Профессии моей семьи».
Формы организации: беседы, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, создание театральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.
Виды деятельности:чтение текста в различных источниках и на различных носителях; решение информационных задач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения (историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие в викторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках, сказках; участие в инсценировках.
Родной край – часть большой страны. Понятия «природа», «Родина». Роль природы в жизни человека. Экскурсия в природу. Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы. Вода в природе. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Вода в жизни животных, растений, человека. Роль природы в жизни человека. Явления природы. Человек — часть природы. Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Фоторепортаж «Как мы бережем природу Челябинской области». Воздух. Территория и географическое положение края. Знакомство с картой, границы, история образования. Выставка рисунков «Мой край». Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Осень, Зима, Весна, Лето в нашем городе.
Формы организации: беседы, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, создание театральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.
Виды деятельности:чтение текста в различных источниках и на различных носителях; решение информационных задач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения (историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие в викторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках, сказках; участие в инсценировках.
В мире животных. Понятия «дикие» животные, «домашние» животные. Домашние животные. Многообразие животных на Земле, их предназначение. Породы домашних животных. Особенности жизни и содержания домашних животных. Изготовление стенгазеты «Мы в ответе за тех, кого приручили». Домашние животные. Значение диких животных в природе и жизни человека. Защита диких животных. Земноводные. Особенности строения земноводных. Оформление альбома «Эти удивительные животные». Дикие животные. Многообразие животных родного края. Значение животных для человека. Правила поведения в природе по отношению к животным. Фотоколлаж «Животные нашего края». Многообразие животных на земле. Животные дикие и домашние. Правила поведения в природе с животными. Красная книга – это. Животные Челябинской области, занесенные в крестную книгу.
Формы организации: беседы, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, создание театральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.
Виды деятельности:чтение текста в различных источниках и на различных носителях; решение информационных задач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения (историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие в викторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках, сказках; участие в инсценировках.
В мире птиц. Птицы – кто это? Понятие «Перелетные» и «Зимующие» птицы. Птицы их красота и разнообразие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Перелетные птицы. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах. Птицы их красота и разнообразие. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Многообразие птиц родного края. Значение птиц для человека. Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Охрана птиц. Оформление альбомы «Птицы нашего края». Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие, дикие и домашние. Птицы Челябинской области, занесенные в крестную книгу.
Формы организации: беседы, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, создание театральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.
Виды деятельности:чтение текста в различных источниках и на различных носителях; решение информационных задач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения (историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие в викторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках, сказках; участие в инсценировках.
В мире растений. Понятия «растения». Понятия «дикие» растения, «домашние» растения. Экскурсия в природу. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время. Изготовление горшков для цветов из подручных материалов. Домашние растения. Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения. Растения-хищники. Лекарственные растения. Многообразие растений родного края. Значение растений для человека. Правила поведения в природе по отношению к растениям. Экскурсия «Растения школьного двора». Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты. Игра «Съедобный – несъедобный». Растения Челябинской области, занесенные в крестную книгу.
Формы организации: беседы, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, создание театральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.
Виды деятельности:чтение текста в различных источниках и на различных носителях; решение информационных задач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения (историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие в викторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках, сказках; участие в инсценировках.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс / год обучения | Тема / раздел | Кол-во часов |
Я и моя семья | ||
Я среди людей | ||
Родной край – часть большой страны | ||
В мире животных | ||
В мире птиц | ||
В мире растений | ||
Итого в первом классе: | ||
Я и моя семья | ||
Я среди людей | ||
Родной край – часть большой страны | ||
В мире животных | ||
В мире птиц | ||
В мире растений | ||
Итого во втором классе: | ||
Я и моя семья | ||
Я среди людей | ||
Родной край – часть большой страны | ||
В мире животных | ||
В мире птиц | ||
В мире растений | ||
Итого в третьем классе: | ||
Я и моя семья | ||
Я среди людей | ||
Родной край – часть большой страны | ||
В мире животных | ||
В мире птиц | ||
В мире растений | ||
Итого в четвертом классе: | ||
Я и моя семья | ||
Я среди людей | ||
Родной край – часть большой страны | ||
В мире животных | ||
В мире птиц | ||
В мире растений | ||
Итого в пятом классе: | ||
Всего: |
[1] Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимов Ю.А.
[2] Николаев С.М.