Духовная сфера.
Культура. Понятие.
Культура (лат.) — возделывание, культивирование почвы.
Культура – это сфера жизнедеятельности людей, в которой реализуются культурные ценности и нормы, где функционируют институты культуры (учреждения культуры, органы управления культурой и т.д.)
Культура в широком смысле — это искусственно созданный мир, все накопленные достижения человека (письменность, религия, мораль, этические учения, произведения искусства, языки, методы воспитания, традиции, ритуалы и т.д.)
Культура – это совокупность ценностей, норм, образцов поведения, культурных стереотипов и прочих культурных механизмов, которые обеспечивают коллективный характер деятельности людей
Культура – все виды преобразовательной деятельности, а также результаты духовной и материальной деятельности.
Культура в узком смысле – степень воспитанности человека.
Культура – это всё созданное человечеством и имеющее для него ценность.
Элементы культуры:
· духовная культура – созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства)
· материальная – созданная в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения)
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина)
Культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).
Разновидности культуры.
Субкультура – часть общей культуры, присущей большой социальной группе (молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)
|
Контркультура – субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи)
ТЕРМИНЫ.
Экранная культура. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.
Доминирующая культура – совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д.)
Европоцентризм — течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.
Американизм — течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.
Афроизм — течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.
Вестернизация (от англ. western — западный) — распространение ценностей западной культуры в незападные общества.
Культура. Пути развития.
Пути развития культуры.
Развитие культуры, накопление культурных ценностей идет по двум направлениям: по вертикали и горизонтали.
· Вертикальное направление — передача культурных ценностей от поколения к поколению.
Преемственность – это передача культурных ценностей от одного поколения к другому. Без евклидовой геометрии не было бы геометрии Н. Лобачевского, а без открытий И. Ньютона — теории относительности А. Эйнштейна.
Традиции – это всё то, что унаследовано от предшественников.
|
Элементами культурного наследия являются идеи, ценности, обычаи, обряды, вкусы, взгляды, социальные нормы, образцы поведения, способы мировосприятия. Οʜᴎ сохраняются и передаются от поколения к поколению.
· горизонтальное направление — создании новых явлений культуры, а также наследование художественных произведений, прошедших эпох, которые сейчас воспринимаются совершенно иначе
Культура не может существовать не обновляясь. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры.
Например, популярны экранизации произведений У. Шекспира, действия пьес которого перенесены в современность (к примеру, история Ромео и Джульетта в современном городе).
Происходит взаимодействие традиции и новаторства.
Новаторство – это появление в культуре новых, творческих направлений. Новаторские произведения могут вступать в конфликт с традициями, но это не вредит развитию культуры, а, напротив, обогащает ее. Так, конфликт художников передвижников и Академии художеств в середине XIX века привел к расцвету русского изобразительного искусства.
При этом далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. История расставляет всё на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей. Так было, к примеру, с трудами К. Циолковского, принципом сохранения материи и движения М. Ломоносова, картинами художников-импрессионистов и т.д.
|
Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дают основание для классификации обществ на традиционные и современные.
В традиционных обществах традиция господствует над творчеством. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются.
В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Повтор или копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый – это всегда создатель нового. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уникальный характер.
Пути развития культуры.
· Консервативный, охранительно-академический, традиционный путь — сохранение и поддержание культуры путём подражания традициям художественной культуры прошлого, с включением некоторых новаторских элементов, заимствованных из авангарда и постмодернизма.
· Инновационный путь – появление новых тенденций развития культуры.
· Глобализация культуры, диалог культур.
Формы взаимодействия культур. Диалог культур.
Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов; это совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений.
В процессе диалога культур происходят изменения культурных систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается отличие диалога культур от форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон.
Уровни диалога культур:
· личностный, связанный с формированием человеческой личности под влиянием различных «внешних» по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций;
· этнический, характерный для отношений между различными локальными социальными общностями, нередко в рамках единого социума;
· межнациональный, связанный с разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований и их политических элит;
· цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм.
Формы и принципы взаимодействия культур:
· мирные, добровольные способы взаимодействия (чаще всего предполагающие партнерское, взаимовыгодное сотрудничество);
· принудительные, колониально-военного типа (предполагающие реализацию собственных задач за счет противоположной стороны).
· конструктивно-продуктивные, приводящие к взаимообогащению культур;
· конфликтные, когда диалог перерастает в культурный конфликт — критическую стадию противостояния мировоззренческих установок различных личностей, социальных групп, личности и группы, личности и общества, культурных меньшинств и общества в целом, различных социумов или их коалиций.
Одна из форм диалога культур – международные отношения.
Создание различных международных организаций типа ООН или ЮНЕСКО,
Формы культурного конфликта по масштабам:
· частная ссора,
· конфликт внутри государства
· межгосударственное противостояние (ситуация «холодной войны»)
· коалиционные войны.
Примеры масштабных и жестоких культурных конфликтов:
· религиозные и гражданские войны,
· революционные и национально-освободительные движения,
· геноцид
· «культурные революции»,
· насильственное обращение в «истинную» веру
· истребление национальной интеллигенции,
· политическое преследование «инакомыслящих» и т.п.
Культурные конфликты отличаются особенной ожесточенностью и бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько физического уничтожения носителей чуждых ценностей.
Способы выхода из культурного конфликта:
· предупреждение конфликта,
· воспитание толерантности (терпимости)сознания, в основе чего лежит идея культурного полиморфизма (принципиальной многозначности пространства культуры и принципиальной невозможности «единственно верного» культурного канона);
· проведение продуманной культурной политики.
Путь к «культурному миру» – отказе от монополии на истину и стремления насильно привести мир к консенсусу.
Роль духовной культуры.
· Хранит из поколения в поколение опыт человечества
· Является средством социализации
· Имеет большое воспитательное значение, влияет на духовное развитие человека.
· Формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание и умение творить по законам красоты.
· Доставляет человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.
· Удовлетворяет потребности людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них — потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира.
Функции культуры.
· Познавательная — связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей, формирование представлений о народе, стране, эпохе.
· Оценочная – определение системы ценностей.
· Регулятивная – формирование системы норм и требований.
· Информативная – передача опыта, ценностей множества поколений людей.
· Коммуникативная – только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру.
· Нормативная — нормы играют в обществе значительную роль, культура отбирает из них те, которые соответствуют ее гуманистическим требованиям и принципам.
· Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества.