Формы взаимодействия культур. Диалог культур.




Духовная сфера.

Культура. Понятие.

Культура (лат.) — возделывание, культивирование почвы.

Культура – это сфера жизнедеятельности людей, в которой реализуются культурные ценности и нормы, где функционируют институты культуры (учреждения культуры, органы управления культурой и т.д.)

Культура в широком смысле — это искусственно созданный мир, все накопленные достижения человека (письменность, религия, мораль, этические учения, произведения искусства, языки, методы воспитания, традиции, ритуалы и т.д.)

Культура – это совокупность ценностей, норм, образцов поведения, культурных стереотипов и прочих культурных механизмов, которые обеспечивают коллективный характер деятельности людей

Культура – все виды преобразовательной деятельности, а также результаты духовной и материальной деятельности.

Культура в узком смысле – степень воспитанности человека.

Культура – это всё созданное человечеством и имеющее для него ценность.

Элементы культуры:

· духовная культура – созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства)

· материальная – созданная в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения)

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина)

Культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Разновидности культуры.

Субкультура – часть общей культуры, присущей большой социальной группе (молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)

Контркультура – субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи)

ТЕРМИНЫ.

Экранная культура. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.

Доминирующая культура – совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д.)

Европоцентризм — течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.

Американизм — течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.

Афроизм течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.

Вестернизация (от англ. western — западный) — распространение ценностей западной культуры в незападные общества.

Культура. Пути развития.

 

Пути развития культуры.

Развитие культуры, накопление культурных ценностей идет по двум направлениям: по вертикали и горизонтали.

· Вертикальное направление — передача культурных ценностей от поколения к поколению.

Преемственность – это передача культурных ценностей от одного поколения к другому. Без евклидовой геометрии не было бы геометрии Н. Лобачевского, а без открытий И. Ньютона — теории относительности А. Эйнштейна.

Традиции – это всё то, что унаследовано от предшественников.

Элементами культурного насле­дия являются идеи, ценности, обычаи, обряды, вкусы, взгляды, социальные нормы, образцы поведения, способы мировосприя­тия. Οʜᴎ сохраняются и передаются от поколения к поколению.

 

· горизонтальное направление — создании новых явлений культуры, а также наследование художест­венных произведений, прошедших эпох, которые сейчас воспри­нимаются совершенно иначе

Культура не может существовать не обновляясь. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры.

Например, популярны экранизации произведений У. Шекспира, действия пьес которого перенесены в современность (к примеру, история Ромео и Джульетта в современном городе).

Происходит взаимодействие традиции и новаторства.

Новаторство – это появление в культуре новых, творческих направлений. Новаторские произведения мо­гут вступать в конфликт с традициями, но это не вредит разви­тию культуры, а, напротив, обогащает ее. Так, конфликт худож­ников передвижников и Академии художеств в середине XIX века привел к расцвету русского изобразительного искусства.

При этом далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. История расставляет всё на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей. Так было, к примеру, с труда­ми К. Циолковского, принципом сохранения материи и движе­ния М. Ломоносова, картинами художников-импрессионистов и т.д.

 

Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дают основание для классификации обществ на тра­диционные и современные.

В традиционных обществах традиция господствует над творчеством. Отклонения от нормы, как пра­вило, не одобряются и отрицаются.

В современном обществе базисной ценностью является об­новление, новаторство. Повтор или копиро­вание оценивается обществом весьма невысоко. Истинный ху­дожник или ученый – это всегда создатель нового. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уникальный характер.

Пути развития культуры.

· Консервативный, охранительно-академический, традиционный путь — сохранение и поддержание культуры путём подражания традициям художественной культуры прошлого, с включением некоторых новаторских элементов, заимствованных из авангарда и постмодернизма.

· Инновационный путь – появление новых тенденций развития культуры.

· Глобализация культуры, диалог культур.

 

Формы взаимодействия культур. Диалог культур.

Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов; это совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений.

В процессе диалога культур происходят изменения культурных систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается отличие диалога культур от форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон.

Уровни диалога культур:

· личностный, связанный с формированием человеческой личности под влиянием различных «внешних» по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций;

· этнический, характерный для отношений между различными локальными социальными общностями, нередко в рамках единого социума;

· межнациональный, связанный с разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований и их политических элит;

· цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм.

Формы и принципы взаимодействия культур:

· мирные, добровольные способы взаимодействия (чаще всего предполагающие партнерское, взаимовыгодное сотрудничество);

· принудительные, колониально-военного типа (предполагающие реализацию собственных задач за счет противоположной стороны).

· конструктивно-продуктивные, приводящие к взаимообогащению культур;

· конфликтные, когда диалог перерастает в культурный конфликт — критическую стадию противостояния мировоззренческих установок различных личностей, социальных групп, личности и группы, личности и общества, культурных меньшинств и общества в целом, различных социумов или их коалиций.

Одна из форм диалога культур – международные отношения.

Создание различных международных организаций типа ООН или ЮНЕСКО,

Формы культурного конфликта по масштабам:

· частная ссора,

· конфликт внутри государства

· межгосударственное противостояние (ситуация «холодной войны»)

· коалиционные войны.

Примеры масштабных и жестоких культурных конфликтов:

· религиозные и гражданские войны,

· революционные и национально-освободительные движения,

· геноцид

· «культурные революции»,

· насильственное обращение в «истинную» веру

· истребление национальной интеллигенции,

· политическое преследование «инакомыслящих» и т.п.

Культурные конфликты отличаются особенной ожесточенностью и бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько физического уничтожения носителей чуждых ценностей.

Способы выхода из культурного конфликта:

· предупреждение конфликта,

· воспитание толерантности (терпимости)сознания, в основе чего лежит идея культурного полиморфизма (принципиальной многозначности пространства культуры и принципиальной невозможности «единственно верного» культурного канона);

· проведение продуманной культурной политики.

Путь к «культурному миру» – отказе от монополии на истину и стремления насильно привести мир к консенсусу.

 

Роль духовной культуры.

· Хранит из поколения в поколение опыт человечества

· Является средством социализации

· Имеет большое воспитательное значение, влияет на духовное развитие человека.

· Формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание и умение творить по законам красоты.

· Доставляет человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

· Удовлетворяет потребности людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них — потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира.

 

Функции культуры.

· Познавательная — связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей, формирование представлений о народе, стране, эпохе.

· Оценочная – определение системы ценностей.

· Регулятивная – формирование системы норм и требований.

· Информативная – передача опыта, ценностей множества поколений людей.

· Коммуникативная – только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру.

· Нормативная — нормы играют в обществе значительную роль, культура отбирает из них те, которые соответствуют ее гуманистическим требованиям и принципам.

· Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: