Запишите сегодняшнее число, словосочетание классная работа.
ТЕМА: СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СПП)
ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания о СПП; тренироваться в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении; формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развивать навыки исследовательской деятельности. воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка.
Запишем определение
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.
Законспектировать!
Необходимыми элементами в структуре сложноподчиненных предложений являются союзные слова и подчинительные союзы.
Законспектировать! СОЮЗНЫЕ СЛОВА
В сложноподчиненном предложении в роли подчинительных союзов выступают слова самостоятельных частей речи — местоимения и наречия. Относительные местоимения и относительные местоименные наречия называют союзными словами. В отличие от союзов, слов служебной части речи, они выполняют роль союза и в то же время остаются полноправными членами предложения.
Меня спросили, кто я такой, сперва по-португальски, потом по-испански, потом по-французски, но ни одного из этих языков я не знал (Даниель Дефо. Робинзон Крузо). (Кто?) я — это подлежащее; (что говорится обо мне?) кто такой — составное именное сказуемое.
|
Перечислим союзные слова — местоимения: кто; что; какой; каков; который; чей; сколько (сколь).
Союзными словами являются местоименные наречия: где; зачем; как; когда; куда; откуда; отчего; почему; насколько. Примеры предложений с союзными словами — наречиями
Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина). Догадывались, зачем царь позвал во дворец (Алексей Толстой. Пётр Первый).
- Как отличить союзы от союзных слов?
Отличие союзов от союзных слов
Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному. Например: Горько думать, что пройдет жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.) Сравним: Отец догадывался, что у меня на душе (Даниель Дефо. Робинзон Крузо). Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений. Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не знаю, зачем он это сделал. В данных предложениях союзные слова «где» и «зачем» являются обстоятельствами.
Таким образом, повторив материал о предлогах и союзных словах, перейдем к
Виды придаточных предложений
1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) | Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. |
2. Изъяснительные | Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. |
3. Обстоятельственные: | |
• образа действия, меры и степени | Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. |
• времени | Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. |
• места | Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. |
• цели | Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. |
• причины | Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. |
• условия | Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли... ли. |
• уступки | Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни. |
• сравнения | Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. |
• следствия | Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. |
Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли, употребленной в значении союза.
|
|
Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними.
ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.
Закрепление материала
Упражнение11 Ответить письменно на вопросы, не переписывая их:
Верно ли утверждение, что:
- Союзы что, если, где –подчинительные?
- Определение не отвечает на вопрос чей?
- Предложение – это синтаксическая единица?
- Местоимение себя не имеет именительного падежа?
- Союз однако – подчинительный?
- Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
- Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
- В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
- [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" если нет - "0".
На занятии по литературе мы изучаем тему «Авторская песня». Вспомните поэтов-бардов. Вам необходимо подготовить индивидуальное сообщение об одном из них.
Поэтому сегодня на занятии по русскому языку поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого.
Упражнение12. Прочтите отрывок. Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными. Выделите основы, союзы