Первая половина XIX века – наивысший расцвет академической школы рисунка. Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев, А.Г. Венецианов. Интерес представляют научные труды Г.А. Гиппиуса, А.Палича, А.П. Сапожникова.
К началу XIX века русская академическая школа становится лучшей в Европе. Она основывалась на серьезном изучении анатомии (И.В. Буяльский) и выразительном рисунке. Преподают такие известные рисовальщики, как О.А. Кипренский, К.П и А.П. Брюллов, Р.А. Бруни. Практикуется рисунок двух видов: линейно-конструктивный с легкой прокладкой тона и объемно-пространственный с тональной проработкой формы и пространства.
Ведущие методисты – А.Н. Оленин, В.К.Шебуев. Основные положения их методических изысканий.
А.Н.Оленин (1763 – 1843), президент АХ России:
-переоборудование классов и мастерских в соответствии с современной методикой;
-обеспечение учебно-методических пособий;
-организация класса манекенов (для изучения костюма);
-снабжение учащихся лучшими художественными материалами;
-в процессе обучения – опора на научно-теоретическую базу.
В.К. Шебуев (1777 – 1855):
-составление руководства по анатомии в содружестве с Буяльским;
-опора в художественно-педагогической деятельности на рисование с натуры с научных позиций;
Таким образом, АХ России бала признана в Европе. Иностранные художники почитают за честь быть в составе педагогического состава А.Х. Во второй половине XIX века наметилась ситуация противостояния сторонников официального академизма и прогрессивных художников, воспитанников АХ. Основными методистами являются И.Н. Крамской и П.П. Чистяков. В основе их методических взглядов – аналитическое рисование и тончайшая тональная моделировка формы. Передовым считался реалистический подход в изображении натуры. Методическая система П.П. Чистякова заключалась в том, что голова, фигура, предметы и т.д. рассматривалась как система плоскостей, образующих замкнутый объем. Правильное расположение этих плоскостей в пространстве относительно точки зрения художника, то есть грамотное перспективное сокращение плоскостей – единственно верный способ реалистического изображения натуры. При этом необходимо пользоваться научными знаниями в области перспективы, анатомии и способов построения. Чистяков указывал на то, что преподавание должно строится на законах науки и искусства. Педагог не имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными заблуждениями.
|
Лекция №13. Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX – XX веков.
Тенденции отхода от академических традиций продолжала нарастать и достигла своего апогея на рубеже XIX – XX веков. Причем эта тенденция развивалась как за рубежом, так и в России.
Зарубежная школа изобразительного искусства представлена такими методистами, как Ашбе (методика представляет плоскостной анализ формы от крупных объемов к пластической трактовке), Д. Тедд (рассматривал рисование как развивающую дисциплину для развития личностных и физических навыков учеников). Методика работы над рисунком Г.Бамеса также близка методическим взглядам Ашбе.
В России, а впоследствии в Советской России, преподавание изобразительного искусства стало ареной борьбы противоречий не только педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили пересмотр методической основы академической системы. На первый план выступает формальная основа организации плоскости. Широкое распространение получил метод проектов. Однако, начиная приблизительно с 30-ыхгодов XX столетия, реалистические устремления в искусстве берут реванш. Но новаторские устремления не прошли незамеченными в методике преподавания Академии. Главнейшие этапы живописи были отражены в программе АХ:
|
1.От натурализма – вертикально-горизональное классическое построение картинной плоскости.
2.От импрессионизма – анализ световых спектральных цветов.
3.От кубизма – разноплоскостное расчленение поверхности и многообразие осевых вхождений в глубину картинной плоскости.
4.От футуризма – проблема динамики.
В 40-ыхгодах ставится проблеме о подготовке профессиональных педагогических кадров для работы в школах. И при посредничестве Д.Н. Каодовского начинают открываться художественно-графические факультеты при педагогических Вузах.
Лекция 14
Лекция 15
Лекция 16
№1.Социальная природа художественно-педагогического образования.
Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно - техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Наша общая задача сегодня воспитать сегодня всесторонне, гармонически развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи в любой отрасли народного хозяйства. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи, и в этом деле большую помощь могут оказать занятия изобразительным искусством.
|
Творчество - это проявление личного начала человека, в какой - либо деятельности. Поскольку творческая деятельность человека всегда опирается на «познание закономерностей объективного мира», т.е. на знания, накопленные человечеством, передающиеся из поколения в поколение, то и все виды творческой деятельности имеют социально - общественную основу.
Художественное творчество, связанное с изобразительной деятельностью, по своей природе явление также общественное.
Исходя из общих задач воспитания, учитель изобразительного искусства ставит своей целью: 1. готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны, 2. эстетически воспитывать детей, развивать их художественный кус, 3. помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное, 4. раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе, 5. дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе, 6. развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение, 7. ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Художественно - педагогическое образование имеет как общечеловеческую, национальную, так и индивидуальную природу. Обучая детей, преподаватель изобразительного искусства помогает каждому учащемуся всесторонне гармонично развиваться, старается воспитать у них способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу и волю, обогащает духовный мир человека. Эстетическое воспитание приобщает человека не только к искусству, но и ко всем видам и формам прекрасного в жизни.
В процессе эстетического воспитания формируются взгляды, чувства, вкусы и идеалы человека. Эстетически и нравственно воспитанная личность - залог процветания не только поколения, но и целой нации.
Одна из главных задач занятий рисованием - помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить правильно видеть. Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознавать увиденное.
Выработка сознательного зрительного внимания способствует и развитию других видов внимания;, что так важно для детей школьного возраста, которые, как правило, обладают вниманием неорганизованным и нестойким.
Преподавание изобразительного искусства ставит своей целью также показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка. Учитель стремится рассказать ребятам, как можно использовать умения рисовать в любом деле, в любом профессии.
Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей задачей развить в детях и другие качества - организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, сознательно и по плану работать. Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Развивая целеустремленность в процессе работы, мы тем самым уже на школьной скамье вырабатываем очень важные качества для дальнейшей жизни.
Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым благотворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство. На занятиях изобразительным искусством учитель знакомит школьников с выдающимися произведениями искусства и их творцами
Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной и случайной. Индивидуальная система каждого педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами школы, целями и направлениями современного развития изобразительного искусства. Кроме того, индивидуальная педагогическая система и методика работы должны быть на уровне современной педагогики.
№2. История развития художеств. образования в древнем мире и средневековье.
Начало приобретения изобразительных навыков человеком, стремление передать окружающий мир средствами рисунка восходит к глубокой древности. Первобытные люди не только умели давать изображения предметов реального мира, но и достигали в этом деле большого искусства. Об этом свидетельствуют рисунки на костях и бивнях мамонта, на стенах пещер. Расположение линий на плоскости является не произвольным и случайным делом, а сознательным и обдуманным актом.
Некоторые ученые предполагают, что изобразительное искусство первобытного человека возникло на основе подражания природе, многократного повторения форм природы. Обводя увиденные на земле или на стене пещеры тень предмета, фигуры человека или животного, отпечаток на земле ноги, руки или всей фигуры, первобытный человек давал вначале абрис (силуэт) этого предмета, а затем вносил уточнения. Многие рисунки являлись формой передачи человеческой мысли.
В истории первобытного изобразительного искусства наблюдается интересный процесс. С одной стороны, реалистическое направление идет по нисходящей линии, изображения становятся все более схематичными и условными. Такой жизненной яркости, выразительности, как в рисунках неолита, уже не встречается. С другой стороны, первобытный художник приобретает способность абстрагировать, обобщать, понимать основу формообразования, подмечать сходство и различие в характере формы предметов.
Реализм следует признать основой развития искусства в древнем мире.
Итак, большинство рисунков эпохи неолита носит геометрический, орнаментальный характер. Они. применялись, главным образом, для украшения талисманов и предметов ремесла. Новое применение изображений изменило и характер построения рисунка. Изменяется и метод обучения рисованию. Так обучение рисованию стало приобретать свои законные права. Художник придерживался определенных канонизированных форм и правил, которым он обучал своего ученика.
Методы обучения рисунку в др. Египте. В этих произведениях художники изображали своих богов, фараона, важнейшие исторические события. Правила изобразительного искусства разрабатывались в соответствии с требованиями заказчиков и религиозными догмами. Обучение рисованию строилось не на основе изучения натуры,. а на заучивании (зазубриваний)выработанных школой правил (канонов). В творениях египетских художников отсутствуют трехмерность изображения, явления перспективы и светотень, все рисунки египетских мастеров носят линейный характер.
Изобразительное искусство Древнего Египта носило ярко выраженный классовый характер.
Рисование в Древнем Египте рассматривалось как общеобразовательный предмет, оно было тесно связано с обучением письменной грамоте, со специфическим характером иероглифического письма, где вместо букв и слов изображались отдельные предметы.
Методы преподавания рисования в др. Греции. В отличие от египтян, греки любили жизнь, находя в ней много прекрасного. Искусство классической Греции реалистично — реальность лежит в основе каждого образа.
Аполлодор впервые ввел светотень и стал моделировать тоном объем формы в рисунке. До Аполлодора греческие художники изображали форму предметов одними линиями и не представляли себе, как можно иначе передать форму предмета на плоскости. В основу преподавания было положено рисование с натуры.
Отметим характерные особенности преподавания: при рисовании соблюдалась ясность и четкость в передаче очертаний предмета. Линия в рисунке играла первостепенную роль. При изображении предмета художник должен был четкими, без, лишних штрихов и росчерков, одними линиями наметить его форму. А этого можно было достигнуть только в результате многолетней работы над натурой. Греческие художники не только владели высокой техникой рисунка, они прекрасно знали форму и строение человеческого тела. Об этом убедительно свидетельствуют произведения вазовой живописи, скульптуры и копии с произведений греческих художников, выполненные римскими живописцами.
К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, фиванская. Эти школы имели различные методические установки, фиванская школа, Основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии. Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор из Коринфа, основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке». Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой Школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка».
Методы обучения рисунку в др. Риме. Римские живописцы и скульпторы стремились к жизненной правде, к реальности изображений, то есть к точному реалистическому рисунку. Особенно ярко это проявилось в портретном искусстве. На деле римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания рисования, художники Рима в основном копировали творения замечательных художников Греции. Римляне впервые стали употреблять в качестве рисовального материала сангину.
В эпоху римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художественного творчества, его в основном интересовала ремесленно-техническая сторона дела.
Средневековье. В конце средневековья появляется граница между "искусством" и "ремеслом", которой раньше не существовало. Прежнее ремесленное ученичество уже не могло удовлетворить возросшим потребностям, создаются "академии". Первой была "Академия рисунка", основанная во Флоренции. Рассматриваемый период характеризуется отходом от устоявшихся канонов сроков ученичества, принятых в ремесленной среде. Сроки ученичества варьируются. Однако, двадцатилетняя продолжительность срока ученичества может быть принята за среднюю максимальную его величину.
Пространственным измерением выступает отдельная мастерская. Образовательная практика состоит из двух взаимодействующих процессов: учения и обучения. В большинстве имеющихся в источников речь идёт именно о первом процессе. В процессе учения отсутствала его стройная последовательная организация, в основе процесса учения лежало подражание наставнику, направленное на перенимание его художественной манеры и профессиональных навыков.
Овладение рисунком и техникой эскиза было своеобразным ключевым моментом в профессиональной подготовке в области «изящных искусств».
Значение этого периода, заключается, в переходе профессионального образования в области "изящных искусств" на качественно новый уровень развития, связанный с академическим периодом, и формировании атмосферы давления среды как на систему школьного и школьных училищ, так и университетского образования в Европе в эпоху Возрождения и позднего Средневековья.
№3. Эпоха Возрождения и методы преподавания изо искусства.
В средние века не было четкой методики преподавания и теоретической разработки основ изо.Эту работу начали проводить только худ-ки эпохи Возрождения. Она открывает новую эру и в истории развития изо искусства, и в области методов обучения рисованию. Эпоха Возр. принесла большой вклад в теорию методики преподавания рисованию и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники этого времени заново разрабатывают теорию изо искусства, а вместе с тем и методы обучения рисунку.
Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изо искусства: Ченнини Ченнино, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и др.
Художники Возрождения стремятся возродить античную культуру. Учения о пропорциях, перспектива и анатомия находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства этого времени. Много ценного внесли в методику обучения рисунку. Они указывали, сто в основу обучения должно быть положено рисование с натуры.
Рассмотрим рисование с натуры при помощи завесы. Метод: между натурой и рисовальщиком устанавливалась картинная плоскость, кот. могла быть 2-х видов: рама с натянутой прозрачной калькой, на которой худ-к и делал свой рисунок, либо рама с натянутыми нитями. Чтобы рисовальщик имел постоянную точку зрения и мог точно соблюдать правила перспективы, к завесе прилагался спец. прибор (прицел),через который худ-к и вел наблюдение. Эти 2 вида Дюрера. Этот метод имел и недостаток: превращал рисование в механическое проектирование.
Весьма положительным является также метод закрепления пройденного путем рисования по памяти (Леонардо да Винчи). Особенно большую ценность для обучения рисунка представляет метод обобщения формы(Дюрер)
Художники Возрождения умело использовали данные своих научных наблюдений в практике изо искусства. Они сумели создать высокие образцы как для художников практиков, так и для педагогов. Художники Возрождения указали последующим поколениям художников –педагогов правильный путь развития методики и способствовали становлению рисования как учебного предмета. Они не ставили перед собой задачу разработать систему обучения и воспитания.
№4. Академическая система художественного образования в 16-19 в. в.
Художники Возрождения указали последующим поколениям художников-педагогов правильный путь развития методики и способствовали становлению рисования как учебного предмета. Однако учебный рисунок самостоятельного значения в ту эпоху еще не получил.
Эту важную работу начали проводить академии художеств, открывшиеся в конце XVI века. С этого времени обучение рисованию начинает проводиться в специальных учебных заведениях,
XVII век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений - академий художеств и художественных школ.
В 1724 г. Петр I подписал в Сенате «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств». Однако до ноября 1757 г. преемники его оставляли эту прогрессивную идею без внимания. «Учреждение Академии художеств в Петербурге по инициативе такого русского учёного М.Ломоносова и деятеля русского дворянского просвещения Н.Шувалова, который и возглавил Академию, явилось результатом мощного подъема национальной культуры XVIII столетия».
Перед Академией ставились две тесно связанные одна с другой задачи: развитие художественного образования и развитие отечественного изобразительного искусства. Выпускники Академии художеств хорошо владели рисунком, живописным мастерством, лепкой, композицией, знали пластическую анатомию и законы перспективы.
Заслуга Академии художеств состоит в развитии художественного образования в стране, в поддержке тех энтузиастов, которые взяли на себя трудную миссию по созданию начальных рисовальных школ во многих, районах России.
«Когда в XVIII веке создавалась академия, передовым стилевым направлением в Европе являлся классицизм, который в России получил высочайшее развитие, были выработаны эстетические принципы русского классицизма - гражданственность, и воспевание величия подвигов на благо Отечества, которые и стали основой этого направления в России».
Цели, которые ставились в Академии перед слушателями, имели ясно выраженный патриотический характер.
В это время в искусстве складывается новое художественное направление - романтизм. Выпускники Академии создавали произведения в этом стиле, отвечавшем настроениям передовых общественных кругов России. Эти художники внесли значительный вклад в художественное образование. Например, К. Брюллов преподавал в Академии художеств.
Особенно много было сделано академиями в области методики обучения рисунку, живописи, композиции. Преподаватели академий прежде всего думали о том, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить ученикам процесс усвоения учебного материала. Методика обучения и воспитания должна строиться на научных основах, утверждали они; искусство, успех художника - это не дар божий, а результат научного познания и серьезного груда. В академиях была четкая и строгая система обучения, стремление просветить и возвысить чувства художника. Четкая и организованная система художественного образования, установившаяся в академиях, стала оказывать влияние и на методы преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях.
№5. Рисование как общеобразовательный предмет в общеобраз.учебных заведениях в 17- 19 в.в.
17 век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы - академической
Четкая и организованная система художественного образования, установившаяся в академиях, стала оказывать влияние и на методы преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях.
Занимаясь рисунком, ученик одновременно познает мир. Отсюда вывод: занятия рисованием полезны для всех.
Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом Я. А.Коменским в его «Великой дидактике»,где он не решался включить рисование в курс школьного обучения в качестве обязательного предмета.
Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог я философ Джон Локк. В книге «Мысли о воспитании» он писал, что если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк, то должен не только поддерживать его тщательным упражнением в письме, но и усовершенствовать свое искусство посредством рисования.
Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры.
Гете считал, что рисунком должен овладеть каждый педагог, - тогда он сможет лучше раскрыть свой предмет.
Однако, несмотря на авторитетные высказывания о громадной роли рисования как общеобразовательного предмета, ни в 17, ни в 18 веке рисование не было введено в курс учебных предметов в школах. Только в начале 19 века оно начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива в этом деле принадлежала швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци. После Песталоцци рисование прочно завоевывает свое место в общеобразовательных школах. Особая роль по мнению Цесталоцци, должна принадлежать рисованию в начальной школе. Рисование, утверждает Песталоцци, должно предшествовать письму.
Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно, но впервые рисование как учебный предмет появляется в начале 18 века. В этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, способствующих развитию образного представления и навыков, которые можно применить в любой профессии.
Все учебные заведения не ставили своей целью воспитание художников-профессионалов, не стремилась приблизить рисование к задачам художественного обучения. Они давали своим воспитанникам только элементарные навыки, чтобы те могли их использовать в самых разных случаях.
Чтобы научиться рисовать, нужно научиться рассуждать и мыслить, а это необходимо всем людям, и развивать умение мыслить надо с детского возраста.
В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии.
№6. Рисование как общеобразовательный предмет на рубеже 19-20 в.в.
Со второй половины 19 века школьная методика стала разрабатываться более глубоко и серьезно. Правда, в этот период было много споров между методистами о преимуществе одного метода перед другим.
На методику обучения рисованию в школе всегда оказывала влияние эстетика изо искусства. Иногда это влияние было и отрицательным, как, например, влияние формалистического искусства. Пренебрежение основами реалистического рисунка, уход от реального мира, отрицание школы-вот те основные положения формалистического искусства, которые нанесли серьезный ущерб развитию методики обучения рисунку в общеобразовательной школе.
Рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Интерес к детскому рисунку ограничивается только изучением творчества детей. Искусствоведы начинают воспевать его, художники подражают детям. Ведутся разговоры о сохранении детской, наивной непосредственности восприятия мира, о том, что обучение вообще оказывает вредное влияние на развитие ребенка.
К 30-г.г. 20-в.в. ведущими теоретиками по вопросам худ. воспитания детей становятся: в Германии-Г.Кершенштейнер, в Америке- Дж. Дьюи, у нас-А.В.Бакушинский.Несмотря на различный подход к решаемой проблеме и различную ее трактовку, все они вдохновляются общей идеей-идеей «свободного воспитания», утверждение личности ребенка с его правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранение учителя от руководства. Овладение графической грамотой, в особенности на начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно.
Рисование с натуры как одно из средств познания окружающего мира, рисунок как основа изо с каждым годом теряет свое значение. Некоторые теоретики детского творчества начинают заявлять, что в общеобразовательной школе детей следует не изобразительной, графической грамоте обучать, -это задача худ. школы, -а содействовать общему эстетическому развитию ребенка.
В 50-е гг. 20-го в. Во многих школах зарубежных государств строгая система преподавания нарушена, рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Рисунок как таковой совершенно исчез, поэтому и методики обучения рисованию в общеобразовательных школах не стало.
Главная тема всех международных симпозиумов- эстетическое воспитание, проблема всестороннего развития человека.
№7. Советский период художеств. образования.
В 20-е гг.20 столетия в советской школе рисование стало частью комплексных программ обучения. В нашей стране были созданы все условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. Отмена сословности, демократизация школы, отделение школы от церкви повели за собой перестройку всего школьного обучения. Перед работниками народного просвещения были поставлены задачи перестройки содержания, форм и методов преподавания. В основу новых программ было положено не обучение изобразительной грамоте, а односторонние попытки развития творческих способностей, предоставление детям полной свободы. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Рисование не только ничего не давало детям для умственного развития, но по существу мешало их эстетическому воспитанию.
Разработка методики преподавания рисования в школах шла в 20-е годы по самым различным направлениям, но из них самое широкое распространение получили: методика развития "свободного творчества" и "комплексный" метод обучения.
Ярким представителем "свободного воспитания" и лежащий в ее основе биогенетической теории был А.В. Бакушинский.
В конце 20-х - начале 30-х годов формалистические методы стали подвергаться справедливой критике.
Пересмотр содержания программ и учебных планов привел к перестройке методов преподавания рисования в школе.
В основу программы 1931 года было положено рисование с натуры. Наряду с ним программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию. Важное значение придавалось беседам об искусстве. Художественная школа встала на пути реалистического искусства. Был поднят вопрос о создании новой академии художеств.
Твердая линия в построении новой школы, новой системы преподавания потребовала обратить серьезное внимание и на подготовку педагогических кадров. В 1937 году были открыты Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и Московский институт изобразительных искусств. В этих учебных заведениях академический рисунок занял ведущее место.
Большинство художников-педагогов приходит к выводу, что в основу всякого метода обучения должно быть положено рисование с натуры, которое обеспечивает высокую профессиональную подготовку художников.
После Великой Отечественной в нашей стране была проведена реформа художественного образования. 5 августа 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР "О преобразовании Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР". Правительство возложило на Академию художеств неуклонно развивать советское
изобразительное искусство во всех его формах на "базе последовательного осуществления принципов социалистического реализма и дальнейшего развития лучших прогрессивных традиций искусства народов СССР, и, в частности, русской реалистической школы".
Это свидетельствует о зрелости советской художественной педагогики, которая имела все данные для дальнейшего совершенствования методики преподавания изобразительного искусства. В этот период рисунок стал признаваться основой основ изобразительного искусства.
Обучение ему должно начаться сколь возможно раньше. Как правило, начало его должно предшествовать обучению живописи и скульптуре. В систему преподавания рисунка должно обязательно входить "регулярное рисование с позирующей обнаженной натуры в специально созданной для этого обстановке, не преследующего никаких иных целей, кроме приобретения мастерства в рисунке", то есть специфически "академическое" рисование.
В целях упорядочения методической работы в школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей.
С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах.
В 1966 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о реорганизации Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР. Вместе с ней были реорганизованы и научно-исследовательские институты Академии, в том числе Институт художественного воспитания. Одновременно с этим организуется Научно-исследовательский институт школ при Министерстве просвещения РСФСР со специальной лабораторией по изучению методики преподавания изобразительного искусства.
Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета "рисование" возник новый учебный предмет -"изобразительное искусство".
1980 - 90-е годы проводится большая экспериментальная работа целыми коллективами по усовершенствованию и изменению всей системы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, под руководством: Б.М.Неменского, Б.П.Юсова, В.С.Кузина.
Много нового внесено и в общую систему общеобразовательных школ: начальная школа перешла с четырехлетнего образования на трехлетнее, введены специальные факультативные курсы для углубленного изучения отдельных предметов, в том числе и по изобразительному искусству.
№8. Значение методических положений теоретиков и практиков искусства эпохи Возрождения в условиях современного совр. обучения изо искусству.
Мастера эпохи Возрождения активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством. Над проблемами искусства начинают работать лучшие мастера изо искусства, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и др. Учения о пропорциях, перспективе и пластической анатомии находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства. В эпоху Возрождения было восстановлено высокое уважение к рисунку-основе всех искусств.
Обучение изо искусству было построено на практической основе, на непосредственном творческом общении учеников с художником-педагогом, роль и ответственность которого постоянно возрастали. Худ. Мастерские эпохи Возрождения-боттеги-были своеобразными научными лабораториями. Обучение рисованию в боттегах было тесно связано с композицией, в мастерских художников ученик овладевал рисунком в связи с композиционной работой.
Первый по времени труд -«Трактат о живописи»Ченнино Ченнини, где в основу обучения должно быть положено рисование с натуры. Высказывание о содружестве теории и практики: «Как на практике, так и в умственном познании одна вещь учит другую. Всякое искусство по своей природе изящно и приятно, но достигает его только тот, кто упорно к нему стремится».
«Три книги о живописи»Альберти. Трактат рассказывает не столько о живописи и красках, сколько о рисунке и основных правилах построения изображения на плоскости. Несмотря на то, что работа была написана более 500 лет назад, основные положения и выводы, которые делает Альберти, принципиально не расходятся с совр. взглядами и установками академического рисунка. Он пишет, что эффективность обучения рисунку заключается прежде всего в научном обосновании.
Характерной особенностью методики преподавания рисования в эпоху был метод личного показа. Альберти указывает, что он постоянно пользовался методом наглядного обучения. Серьезное внимание Альберти уделяет обобщению формы рисунке.Он первым из художников стал разрабатывать теорию рисунка, положив в основу данные науки.
«Книга о живописи» Леонардо да Винчи, где его отдельные высказывания о методах обучения не утратили своего значения и в настоящее время они обогатили методику преподавания рисования, дали ей верное направление. Леонардо дает советы, как лучше организавать обучение рисованию: «Я говорю и утверждаю, что рисовать в обществе много лучше, чем одному и по многим основаниям».