История храма Архистратига Михаила




Введение

«Восстановление утраченных святынь и православно-христианского

образа жизни - насущная задача нашего времени»

Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман(4)

В станице Тепикинской Урюпинского района Волгоградской области есть храм, освященный в честь Архистратига Михаила, разрушенный, но по-прежнему величавый, мощный даже в своем разрушении.

Находится храм на самом высоком месте станицы, поэтому его купола видны со всех сторон. Храм - то место, куда мы входим с надеждой очистить душу, поставить свечу перед иконой, попросить у Бога помощи и защиты.

Мы подготовили эту работу о возрождении храма, еще закрытом и разоренном, но восхитительном даже в таком состоянии. «Разрушенные храмы похожи на наши души, и нельзя возродить духовность, не восстановив поруганные святыни» (Архиепископ Великого Новгорода Лев).

Среди живописных уголков России есть много мест дорогих и близких сердцу русского человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к одному из таких мест можно отнести храм станицы Тепикинской. С возрождением храма, приходской жизни в нем, а мы надеемся на это, в станице будет больше людей умеющих совершать добрые дела, поступки и станет больше людей с чистой душой и сердцем.

Мы, учащиеся воскресной школы храма преподобного Сергия Радонежского города Урюпинска. Отец Виталий, настоятель нашего храма, окормляет храм Архистратига Михаила. Побывав на службах в этом храме (у нас послушание в алтаре и на клиросе), мы пришли к единому мнению - подготовить исследование о нем. Изучить, хотя бы немного, историю храма и это очень ответственная задача. Сложности были с поиском материала, так как церковный архив практически не сохранился, а сведения, которые остались, совсем малы.

Тема исследовательской работы – «Возрождение храма - возрождение души».

Выбранную тему считаем актуальной, так как она касается возрождения духовности, возрождения этих живых памятников, восстановления трагических страниц в истории нашего края. Ведь история храма – это часть истории села, района, страны. Мы должны знать каким был храм, как его разрушили, и знать тех людей, которые помогают возродить храм.

Цель исследования – изучить историю храма и показать духовное и культурное значение Прихода в жизни села и людей.

Задачи для достижения цели:

1.Найти сведения о строительстве православного храма в станице.

2.Изучить историю храма до революции, а так же в период его закрытия и восстановления.

3. Раскрыть значение возрождения храма в духовной и культурной жизни жителей.

Объект исследования: события, связанные с храмом от построения и по настоящее время.

Предмет исследования: храм Архистратига Михаила станицы Тепикинской Урюпинского района Волгоградской области

Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей данного населенного пункта.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут помочь в подготовке документов для открытия храма.

Актуальность работы является в том, что до сих пор нет работы, в которой были бы объединены все раннее известные и вновь открытые факты из истории храма.

Источники исследования

В своей работе мы использовала воспоминания жителей станицы. Пригодилась информация из Интернета. Очень помогла документация на реставрацию храма.

Проектным продуктом будет слайдовая презентация.

Этот продукт поможет достигнуть цели работы, так как слайдовая презентация наглядно и доступно сможет рассказать широкому кругу людей об истории храма Архистратига Михаила и его возрождении.

Методы исследования:

- систематизация и анализ собранной информации;

- социологический опрос;

- метод использования Интернет – ресурсов;

- метод презентаций;

- личная беседа;

- работа с публикациями;

- работа с архивными документами.

 

 

История храма Архистратига Михаила

На Руси представления о высшей красоте, добре и гармонии из века в век связывали с храмом. Церкви на Руси всегда отличались от бытовых сооружений своей архитектурой и внутренним украшением.

Мудры и прозорливы были наши предки, когда выбирали для сельского храма красивое место. Чтобы вся округа издалека видела дом Божий, чтобы окрест разносился звон колоколов церковных, а люди, подходя к храму, поднимались вверх, как бы тянулись к небесам. Вглубь веков уходит история строения храмов. Свидетелями течения нашей жизни являются церкви. Все главные события нескольких поколений не минуют храма. Здесь крестили еще наших прапрабабушек и дедушек, сотни лет венчают браки на долгую и счастливую жизнь, отпевают и провожают в мир иной усопших. Каждый храм, как и человек, тоже имеет свою судьбу.

Заглянем в страницы истории, в те крупицы дошедшие до наших дней…

«Из войсковой отписки 1672 года следует, что на Хопре в то время находилось девятнадцать городков: Бурацкий, Провоторовский, Луковкин, Тепикин, Бесплемяновский, Урюпин, Добрый, Бубнов и другие. Существует предположение, что название Тепикин пошло из народных говоров жителей Рязанского княжества, где издревле короткую палку-цепу которой молотили хлеб называли тепец, тяпок, тяпина, било. При молотьбе эта короткая палка била, ударяла по колосьям и выбивала, вымолачивала зерна из них.

Словами тяпина, тепец могли назвать и человека, подчеркивая его основное качество: биток, тяпок - сильно бьющий человек. Люди молотившие хлеб нередко стояли во главе казачьей станицы, следовательно и станица называлась Тепикинской.

В 18 веке многие хутора и станицы украшались церквами. Именно украшались: храмы ставились на самом видном месте и они как бы парили над землей, напоминая, что в жизни всегда есть место прекрасному. Так в станице Тепикинской шесть лет, с 1796 по 1802 годы, всем миром строили каменную церковь Архистратига Михаила, на месте деревянной сгоревшей. Строили на пожертвования, а подсобные работы, не требующие особого мастерства, выполняли сами будущие прихожане. Первые иконостасы заполняли иконами, принесенными из дома. Поскольку станица в ту пору была богатой, то храм возвели высоким и просторным, внутри украсили дорогим убранством. Настенные фрески кисти лучших живописцев, золоченый иконостас, два огромных паникадила - все это, по словам старожилов, вывело Тепикинскую церковь в число лучших в Хоперском округе. Так, для удовлетворения религиозных потребностей населения в станице в 1802 году была сооружена каменная Михаило-Архангельская церковь с приделом во имя усекновения главы Иоанна Предтечи.»(1)

Храм окружал капитальный кирпичный забор с входными металлическими воротами.(8)

«Метрические книги велись в церкви с 1825 года. За церковью числится 200 десятин пахотной земли по завещанию сотника Филиппа Еремина. Крепостные документы хранятся за замком и печатью в церковном сундуке.»(2)

«Клировый штат церкви состоял из 2 священников, 1 дьякона и 2 псаломщиков. Богослужение в церкви проводили священники:

Филиппов Савва – с 31.03.1811 г. по 1833 г.,

Алексеев Назарий – с 21.12.1813 г. по 1837 г.,

Казанский Федор Алексеевич – с 5.09.1833 г. по 1858 г.,

Шишлов Алексей Егорович – с 18.12.1837 г. по 1875 г.,

Поляков Алексей Григорьевич – с 14.09.1858г. по 1876г.,

Дикарев Иван Васильевич – с 12.10.1875 г. по 7.12.1905 г.,

Вележев Николай Иванович – с 31.10.1876 г. по 1887 г.,

Милютин Федор Иванович – с 20.06.1887 г. по 1895 г.,

Попов Петр Аристархович – с 5.03.1895 г. по 1910 г.,

Марченко Стефан Петрович – с 29.06.1902 г. по 8.04.1908 г.,

Михайлов Андрей Петрович – с 8.06.1908 г.,

Майданов (Майеранов) Алексей Васильевич – с 27.11.1912 г. по 1916 г., Слепов Александр Михайлович – с 1916 г. – по 1918 г.

Был в храме и звонарь, колокольня храма служила маяком для всех путешественников в округе, ежедневно в 12 часов ночи звонили колокола для ориентира, если кто - то заблудился ночью в степи.

По данным клировых ведомостей за 1896 год, в церкви было прихожан: православных 3 018 мужского пола и 3 098 женского пола;

молокан – 51 мужского пола и 43 женского пола;

за 1904 год – 3 589 мужского пола и 3 663 женского пола.

К приходу Михаило-Архангельской церкви наряду с Тепикинской станицей относились хутора Булеков, Дьяконов, Горячев, Самодуров, Макаров, Подгацкий, Подсосенский, Сазонов, Почтовый, Венчаковский.»(1)

Таблица 1(2)

Приход Название н./п. Число дворов Душ Муж жен Расстояние от церкви
ст. Тепикинская       При церкви
х. Почтовый       8 верст
х. Дъяконов       6 верст
х. Подгатской       5 верст
х. Самодуровский       2 версты за Хопром
х. Горячев       20 верст за Хопром
х. Подгоринский       5 верст за Хопром
х. Булековский       6 верст за Хопром
х. Венчиков       8 верст за Хопром
По приходу крестьян        
ИТОГО        
Требы: Крещений 271 Браков 51 Погребений 156

«Посещали храм казаки и казачки. Обучение детей осуществляли приходское училище для мальчиков (сейчас это Тепикинская школа-интернат для детей с ОВЗ) и церковно-приходская школа для девочек (это здание сохранилось, в нем библиотека и клуб). В станичном приходском училище в разные годы вели Закон Божий священники:

Иоанн Васильевич Дикарев,

Степан Яковлевич Марченко,

Александр Петрович Михайлов.

Преподавали учителя:

Александр Михайлович Александров,

Михаил Григорьевич Мотовилин,

Антон Егорович Елисеев,

Капитон Алексеевич Васильев,

Филипп Петрович Давыдов,

Евгения Федоровна Филиппова,

коллежский регистратор Иван Иванович Давыденко;

занятия по гимнастике проводил урядник Козьма Агапович Прошин.

В этом училище в 1874/1875 учебном году было 58 учащихся. В церковно-приходской школе в конце 19 века в должности заведующего и законоучителя состоял священник Петр Аристархович Попов, преподавал дьякон Николай Федорович Попов; в начале 20 века преподавала учительница Клавдия Ивановна Лобачева.

Тогда в станице проживало около двух тысяч человек в 307 дворах, а во главе станицы стоял атаман.

Ежегодно съезжались казаки, шли в церковь, а после богослужения отправлялись на гулянья и торговые ярмарки. Революция особых хлопот станице не причинила, тепикинцы только узнали фамилии своих местных революционеров: Дуванов, братья Симчатовы, Луковкин.

Но гражданская война не обошла станицу стороной. Стоит вглядеться в лица людей тех лет на старых семейных фото, чтобы почувствовать, какой была подвергшаяся распятию наша Родина, с ее священнослужителями и простыми пахарями, доблестным казачеством и предприимчивым купечеством, с теми, кто был олицетворением государственного строительства на началах православия, самодержавия и народности. Архивы тех лет не сохранились, но по воспоминаниям старожилов больших боевых действий не было, хотя станица часто переходила то в руки красных, то в руки белых. После окончания гражданской войны в станице создали два товарищества по совместной обработке земли: «Светлый путь» во главе с Михаилом Слеповым и «Верный путь», которым руководил Иван Луговкин. В начале 1930 года эти два товарищества слились в один колхоз. Его назвали «Память Ленина».»(1)

В тридцатых годах началось массовое закрытие и уничтожение православных храмов.

«В годы советского безбожия коммунисты храм закрывали дважды, первый в 1930 году и тогда всё церковное имущество было сожжено или разворовано. С колокольни храма были безжалостно сброшены колокола – голос церкви и хвала Господу Богу. В толпе, стоящей поодаль, кто плакал, кто и смеялся. Церковь закрыли, но в годы Великой Отечественной войны в 1943г. открыли вновь, потом в 1962 году закрыли окончательно, превратив его в колхозный склад.»(1)

Здесь хранили зерно, стояли ручные веялки и другой сельскохозяйственный инвентарь. Ремонтных работ не проводили, храм постепенно разрушался. За годы перестройки, когда станица обнищала и в складе не нуждалась, храм разрушили, растащили все, что могло пригодиться в хозяйстве1.

Храм находится в сильно разрушенном состоянии и по сей день. Но нашлись люди способные все изменить, восстановить былое величие храма.

Появилась надежда, а значит вернется вера и любовь…

 

1. По рассказам сторожил ст.Тепикинской.

Возрождение храма.

В конце XX века началась переоценка духовных ценностей, наследия, изменилась политика государства по отношению к церкви. Начался длительный путь возрождения церквей.

27 июня 2015г. в храме Архистратига Михаила в станице Тепикинской был отслужен молебен перед началом всякого доброго дела. Молебен совершил настоятель храма прп. Сергия Радонежского г. Урюпинска иерей Виталий. На богослужении присутствовали глава Акчернского сельского поселения, жители станицы и окрестных деревень. По окончании молебна о. Виталий обратился к присутствующим со словом назидания. Затем был объявлен субботник.

И работа закипела. Так начался новый период в истории храма – возрождение.

Многие жители станицы и близко расположенных сел, городов России вносят свой вклад в благое дело восстановления храма. Не только своими средствами помогают люди, но и своими руками расчищали храм от мусора, таскали кирпичи и разгребали завалы. Каждую среду и субботу здесь ждут всех желающих для оказания посильной помощи в восстановлении храма. Чувство радости и духовного подъема дало толчок к работе по возвращению храму его былой красоты. Главное, в таких условиях проводятся богослужения и вновь начала зажигаться в сердцах людей искра веры в Бога.

Как помочь храму? Это сейчас волнует всех православных жителей станицы и окружных сел, это волнует и нас, молодое поколение…

Всем известно, что дом сохраняется, пока в нем кто-то живет и следит за ним. Вот и мы хотим, чтобы в храме совершались регулярные богослужения, возродился приход, со всех близлежащих сел потянулись богомольцы.

Когда заходишь в этот поруганный храм, ощущаешь двоякие чувства: радости и печали, душевного подъема и непонимания - как можно было все это порушить? И возникает глубокое уважение к тем, кто его восстанавливает.

На сегодня у храма есть юридический статус – объект культурного наследия. Памятник раннего классицизма с большим преобладанием барокко. Автор неизвестен.(10)

Заказана и выполнена научно-проектная документация, проект реставрации.(10) Собственными силами провели противоаварийные работы. Восстановили стены по периметру храма. Вставили окна и двери. Проведены предварительные работы, комплексные научно-архитектурные исследования.

Выровняли грунтом полы. Восстановили солею. Были возведены кирпичные своды и крыша над трапезной с использованием известкового раствора по старинным технологиям. Еще очень много работ-90% росписи утеряно, оставшиеся 10% требуют серьезной реставрации, серьезные затраты на кровлю и стены и т.д. Проект восстановления храма Архистратига Михаила объединяет людей и станицы и разные города России.

Мы верим - храму быть!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: