Методические указания по проведению
Дисциплина: Химия
Тема: Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач.
Продолжительность: 2 часа
Для специальностей: технического профиля
Автор: Чудинова Л.Е.
Тема: Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.
. Цели работы: 1.Закрепляем и углубляем знания о получении, собирании и распознавании газов.
Решаем экспериментальные задачи: проводим идентификацию неорганических
веществ в растворах с помощью качественных реакций или путем выявления
характерных свойств.
2. Вырабатываем умение логически последовательного изложения материала.
3. Формируем навык оформления лабораторной работы по стандарту.
Теоретические основы:
Водород – самый лёгкий газ, плохо растворимый в воде.
При нормальных условиях водород — бесцветный газ, не имеющий запаха. Как и кислород, в воде водород растворим очень мало: в 100 объемах воды может раствориться 2 объема водорода, его можно собирать над водой. При температуре 253°С он сжижается.
Водород — легкий газ, его можно собрать в пробирку и перелить в другую посуду. Если заполнить резиновый шар водородом, то он поднимется вверх. Мыльные пузыри, наполненные водородом, поднимаются вверх.
Водород в 14,5 раза легче воздуха. Чтобы убедиться в этом, на одну чашку весов поставим колбу, заполненную воздухом, а на другую — колбу, заполненную водородом. Массы обеих колб без газов одинаковые. Чашка с колбой, заполненной водородом, поднимется вверх, следовательно, водород легче воздуха.
В исследовательской работе по прогнозированию погоды используются зондовые шары, наполненные водородом, для того чтобы поднять на нужный уровень метеорологические приборы.
|
Из курса физики вам известно, что кинетическая энергия молекул газообразных веществ не зависит от температуры. Чем меньше масса молекулы, тем выше скорость их столкновений. Водород — один из немногих газов, который способен быстро передавать тепло из одного тела в другое. Среди других газов он обладает наибольшей теплопроводностью, которая в 7 раз превышает теплопроводность кислорода.
Кислород – самый распространённый на элемент на Земле.
Некоторые физические свойства кислорода вам уже известны. Кислород — бесцветный газ, не имеющий вкуса и запаха, поэтому его трудно отличить от воздуха. Кислород в чистом виде впервые экспериментально был получен шведским ученым К. Шееле и английским ученым дж. Пристли в ХVIII в. Кислород намного тяжелее воздуха. Масса 1 л кислорода при температуре О С и давлении 1 атм (101,325 кПа) равна 1,43 г, а масса 1 л воздуха — 1,29 г.
Кислород малорастворим в воде. При нормальных условиях, т.е. при температуре 0°С и давлении 1 атм, в 100 объемах воды растворяется всего 3 объема кислорода, поэтому кислород можно собирать и хранить в газометре с водой.
При температуре —183° С кислород переходит в жидкое состояние, а при —21 8°С — становится твердым веществом.
Оксид углерода(IV) СО2. Содержание оксида углерода(IV) (углекислого газа) в воздухе составляет в среднем 0,03 %. Выдыхаемый человеком воздух содержит уже около 4 % СО2. В атмосферу в результате сжигания различных видов топлива поступает более 10 млрд т углекислого газа ежегодно! При большом содержании в воздухе углекислый газ ядовит. При повышении содержания СО2 в воздухе до 0,2 % появляется головокружение, тошнота, резкое снижение работоспособности. Воздух, который содержит 14 % углекислого газа, смертелен.
|
Углекислый газ мало растворим в воде. В одном литре жидкой воды растворяется примерно 1 л газообразного СО2.
В последние десятилетия равновесие круговорота углекислого газа в природе нарушилось. Все больше и больше его поступает в атмосферу за счет развития промышленности, а массовая вырубка лесов и уничтожение планктона из-за загрязнения Мирового океана снижают возможности утилизации. В результате возникает и усиливается так называемый «парниковый эффект». Углекислый газ атмосферы беспрепятственно пропускает солнечные лучи, они нагревают поверхность Земли, а вот обратному излучению тепла в космическое пространство СО2 мешает.
Углекислый газ используют при производстве сахара и пищевой соды, удобрения мочевины и некоторых других соединений. Им газируют напитки, его используют при тушении пожаров.
Углекислый газ в сжатом состоянии хранят в баллонах черного цвета с надписью «Углекислота».
Аммиак — бесцветный газ с характерным резким запахом, почти в два раза легче воздуха. При увеличении давления или охлаждении он легко сжижается в бесцветную жидкость (температура кипения —33,4°С). Аммиак очень хорошо растворяется в воде (при 20°С в 1 объеме воды растворяется до 700 объемов NН3).
Раствор аммиака в воде называется аммиачной водой или нашатырным спиртом NН4ОН. При кипячении растворенный аммиак улетучивается из раствора.
|
Газ (краткая характеристика) | Получение (уравнения реакций) | Собирание | Распознавание |
Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный, не имеет запаха. | Вытеснением водорода металлами из растворов кислот: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑. | В перевернутую вверх дном пробирку. | При поднесении к пламени раздается «хлопок» или «лающий» звук. |
Кислород (О2) без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде. | 1.Разложением перманганата калия: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑; 2.Разложением пероксида водорода 2H2O2 = 2Н2О + О2↑. | 1.Вытеснением воздуха. 2.Вытеснением воды. | Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом. |
Углекислый газ – оксид углерода (IV) – СО2. Бесцветный, не имеет запаха, не поддерживает горение, тяжелее воздуха. Растворим в воде. | 1.В промышленности: CaCO3 = СаО + СО2↑; 2.В лаборатории: CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑. | Вытеснением воздуха. | 1.Горящая лучина гаснет в сосуде с СО2. 2.По помутнению известковой воды: СО2 +Са(ОН)2 = СаСО3↓ + Н2О |
Аммиак (NН3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха. | 1.В промышленности: 3H2 + N2 = 2NH3 2.В лаборатории: NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑. | В перевернутую вверх дном пробирку. | 1.По запаху. 2.По изменению цвета влажной лакмусовой бумажки (синеет). 3.По появлению дыма при поднесении стеклянной палочки, смоченной в соляной кислоте. |
Входной контроль:
Отвечаем на вопросы:
1. Из какого сырья получают кислород в промышленности?
2. Чему равна массовая доля водорода в воде, азота в аммиаке, кислорода в углекислом газе?
Ход выполнения работы:
Задание №1
Оборудование: гранулы цинка,соляная кислота, раствор пероксида водорода, оксид марганца, кусок мрамора, раствор уксусной кислоты, раствор известковой воды, раствор хлорида аммония, лакмусовая бумажка, спиртовка, пробирки, шпатель, стеклянная трубочка.
Опыт № 1 Получение, собирание и распознавание водорода.
В пробирку помещаем две гранулы цинка и приливаем в нее 1-2 мл соляной кислоты.
Отвечаем на вопрос: Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Накрываем меньшую пробирку пробиркой большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1—2 минуты поднимаем большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, подносим к пламени спиртовки.
Отвечаем на вопрос: Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода?
Почему водород собирали в перевернутую пробирку?
Опыт № 2 Получение, собирание и распознавание кислорода.
В пробирку объемом 20 мл приливаем 5—7 мл раствора пероксида водорода. Готовим тлеющую лучинку (поджигаем ее и, когда она загорится, взмахами руки гасим). Подносим к пробирке с пероксидом водорода, куда предварительно насыпаем немного (на кончике шпателя) оксида марганца (IV).
Отвечаем на вопрос: Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Опыт № 3 Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
В пробирку объемом 20 мл помещаем кусочек мрамора и приливаем раствор уксусной кислоты. Через 1—2 минуты вносим в верхнюю часть пробирки горящую лучинку.
Отвечаем на вопрос: Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
В пробирку наливаем 1—2 мл прозрачного раствора известковой воды. Используя чистую стеклянную трубочку, осторожно продуваем через раствор выдыхаемый вами воздух.
Отвечаем на вопрос: Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Опыт № 4 Получение, собирание и распознавание аммиака
В пробирку приливаем 1—2 мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепляем пробирку в держателе и осторожно нагреваем на пламени горелки.
Отвечаем на вопрос: Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Подносим к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку.
Отвечаем на вопрос: Что наблюдаете? Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?
Задание №2
1. С помощью качественных реакций определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, ацетата натрия.
Записываем уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
2. С помощью качественных реакций определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: хлорида аммония, хлорида бария, хлорида алюминия.
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
3. С помощью универсальной индикаторной бумаги определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы солей: карбонат натрия, нитрат аммония, сульфат калия.
Записываем уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной формах.
4. Проводим химические реакции, позволяющие осуществить следующие превращения:
медь → оксид меди(II) → сульфат меди(II) → гидроксид меди(II) → оксид меди(II).
5. Опытным путем подтвержлаем качественный состав хлорида аммония.
6. Получаем гидроксид меди(II) реакцией обмена и осуществляем реакции, подтверждающие его
свойства.
Выходной контроль:
Отвечаем на вопросы:
1. Почему водород считается экологически чистым топливом?
2. Напишите формулы и назовите соединения водорода со следующими элементами: фтором, бромом, иодом, селеном, литием, кальцием.
Содержание отчёта:
Сделайте общий вывод в соответствии с целями, поставленными перед вами в этой работе.
Список литературы:
1. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова «Химия» [текст]:- учебник для профессий и специальностей Технического профиля. Москва, Издательский дом «Академия», 2012 г.
2. Габриелян О.С. Химия[текст]:: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.
3. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
4. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.
5. Ерохин Ю.М. Химия: учебник для средне профессиональных учебных заведений, 4-е изд. М.: Издательский Центр Академия, 2004-384 с.
6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: органическая химия: учебник для 10 кл. ОУ, 8-е изд. М. Просвещение, 2001, 160 с.
7. www.twirpx.com - Учебные материалы.
8. www.amgpgu.ru - Лекционный курс.
9. www.uchportal.ru – Учительский портал.
10. https://o5-5.ru – 5 и 5 Учебный материал.