Предметно-развивающей среды




Развитие детей в играх под влиянием

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы:

- достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий,

- «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский,

- «окружающая среда» (А. С. Макаренко).

Среда, по мнению Н. М. Поляковой, - это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.

Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Предметная среда – 1. Организованное определенным образом единство изделий, производимых обществом промышленными и другими способами и обеспечивающих деятельность людей в быту и на производстве; вместе с архитектурными зданиями и сооружениями создает искусственную среду жизнедеятельности человека. 2. Система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей (С. Н. Новоселова).

Развивающая среда:

- это совокупность природных, социальных, культурных, предметных сред удовлетворяющих потребность актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности (С. А. Козлова);

- система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (С. Л. Новоселова);

- это такая среда развития ребенка, которая обеспечивает ему разные виды активности (умственную, игровую, физическую и др., становится основой самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка (С. А. Смирнов).

Организация предметно-развивающей среды – непременный элемент в осуществлении педагогического процесса, носящий развивающий характер. В связи с этим наиболее важные задачи развивающей среды можно определить таким образом:

- предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;

- предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;

- среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта;

- предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;

- развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

Исходя из данных задач, особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию.

Основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

- дистанции позиции при взаимодействии;

- активности;

- стабильности-динамичности;

- комплексирования и гибкого зонирования;

- эмоциогенности среды;

- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- эстетической организации среды;

- открытости-закрытости;

- половых и возрастных различий.

Принцип обеспечения ребенка права на игру. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна обеспечивать права ребенка на игру. Свобода достижения ребенком своего права на игру – основополагающий принцип, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, месте и времени для организации различных игр.

Принцип универсальности предметно-игровой среды позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.

Принцип систематичности предполагает сомасштабность и целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщенной, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экспериментированиям, сюжетно-отобразительным играм, сюжетно-ролевым и режиссерским, т. е. самостоятельным, благодаря которым происходит развитие ребенка.

Исходя из этого, требования к организации такой среды выдвигаются следующие.

1. Проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству в соответствии с санитарно-гигиеническими, психолого-педагогическими и эстетическими требованиями – такая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отдельно выдвигаются требования к отбору игрушек. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

- полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);

- дидактические свойства (возможность обучения конструированию, ознакомление с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля);

- возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- высокий художественно-эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

2. Обеспечение доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.

3. Обеспечение своевременного изменения предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей, выполнение требования своевременного внесения новых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей, предоставление воспитанникам возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами с помощью многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм.

4. Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри предметно-игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу; при этом предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных.

5. Создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них мог найти себе удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.

6. Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т. е. содержание должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков. Для этого оборудование размещается по принципу нежесткого центрирования, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.

Важно, чтобы дети не только осваивали готовую предметно-игровую среду, созданную взрослыми, - педагогами и родителями, но и сами участвовали в ее создании и изменении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: