Ремонт деталей и узлов горных машин
Ремонт резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений.
Детали горных машин, имеющие изношенную, забитую или сорванную резьбу (более 2 ни-
ток), применять нельзя. Резьбу с допустимыми повреждениями исправляют резьбонарезным инст-
рументом. Резьбу в отверстии можно восстановить одним из следующих способов.
В торцах валов, крышек, стаканов и других подобных деталей можно сверлить и нарезать
другие резьбовые отверстия, смещенные по отношению к существующим, при условии сохране-
ния взаимозаменяемости узлов и деталей. При этом поврежденные резьбовые отверстия необхо-
димо заглушить.
Восстановление подшипниковых узлов.
При обнаружении в баббитовой заливке вкладыша или втулки коротких трещин, отслаива-
ний (до 10% площади скольжения) или при наличии неглубоких раковин поврежденные участки
зачищают, смазывают соляной кислотой и глубоко пропаивают баббитом той же марки. Если в
баббитовой заливке величина повреждений превышает указанную или толщина оставшегося слоя
баббита составляет менее 40% первоначальной размера, а также если зазор между цапфой и вкла-
дышами превышает установленную величину, то заливку втулок или вкладышей баббитом произ-
водят вновь.
Перед заливкой подшипники полностью освобождают от старого баббита путем выплавле-
ния при нагревании вкладышей со стороны спинки пламенем паяльной лампы или опусканием в
ванну с расплавленным баббитом. Затем очищают поверхность вкладыша от грязи и масла сталь-
ной щеткой с последующим травлением его в 10—15%-ном растворе серной или соляной кислоты
в течение 5—10 мин, промывают горячей водой и обезжиривают в течение 5—10 мин в кипящем
|
10%-ном растворе кальцинированной соды и вновь промывают в горячей воде при температуре
75—90° С и просушивают.
Вкладыши под заливку баббитами на оловянной основе (Б-89, БН) предварительно лудят.
Лужение осуществляют следующим образом. Очищенную поверхность вкладыша смачивают
флюсом (насыщенный раствор цинковой стружки в соляной кислоте с 5%-ным нашатырем), на-
гревая пламенем паяльной лампы до 250°С, посыпают нашатырем и, набирая палочкой третника
(33% олова и 67% свинца), натирают им поверхность вкладыша. Луженую поверхность необходи-
мо предохранять от загрязнения пылью и маслом и не трогать руками.
Чугунные вкладыши перед лужением обезуглероживают путем нагревания до 500—550°С в
течение 5—6 ч в присутствии окислителей (перекиси марганца и красной окиси железа), затем
травят в кислоте, смачивают флюсом и лудят сплавом, состоящим _______из 4% сурьмы, 5% олова и 91% свинца.
Заливку вкладышей подшипников для валов диаметром 150 мм и более рекомендуется про-
изводить в горизонтальном положении по половинкам, а при меньших диаметрах— в вертикаль-
ном положении в собранном виде. Заливку производят центробежным способом, а при наличии
менее 20 одинаковых подшипников можно применять ручную заливку.
При центробежном способе заливки луженый подшипник в собранном виде закрепляют на
шпинделе токарного или специального заливного станка между двумя фланцами с выточками, на-
гревают до 250°С (полуда начнет плавиться) и при непрерывном вращении заливают расплавлен-
ным баббитом. Если толщина слоя баббита составляет меньше 10% внутреннего диаметра под-
|
шипника, то частота его вращения (об/мин) r
n = k
где k = 1400—1800 — для оловянистых баббитов и 1700—1900 — для свинцовистых; r —
внутренний радиус подшипника, см.