Цель: рассмотреть основные пути работы с современными школьниками в названном направлении.
№1. Проанализируйте цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:
… Важнейшей целью отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
o готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
o готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно нравственной установки «становиться лучше»;
o укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
o формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
o развитие совести как способности формулировать собственные нравственные обязательства;
o принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
o готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
|
o способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, настойчивость в достижении результата;
o трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
o осознание ценности других людей и человеческой жизни, нетерпимость к влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, духовной безопасности, умение им противодействовать;
o свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью перед семьёй, обществом;
o укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
· осознание себя гражданином России на основе принятия национальных нравственных ценностей;
· готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
· заботу о благосостоянии многонационального народа РФ, поддержание межэтнического согласия;
· осознание ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу РФ, Отечеству;
· понимание и поддержание нравственных устоев семьи (любовь, забота о младших и старших…);
· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
· законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
· духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
|
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
ü формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
ü укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства
с республиканской формой правления;
ü повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан;
ü повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
ü укреплению национальной безопасности.
|
Принцип нравственного примера педагога | |
Принцип социально педагогического партнёрства | |
Принцип индивидуально личностного развития | |
Принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания | |
Принцип социальной востребованности воспитания |
№3. Проанализируйте педагогическую ситуацию.
1. Ученики писали сочинение по рисункам учебника «Как я помогал маме». На одной картинке мальчик достает из настенного шкафчика банку с вареньем. За ним с интересом наблюдает кот. На другой: мальчик, схватившись за голову, смотрит на осколки банки и разлившееся варенье. Кот в ужасе бежит с места происшествия.
Саша написал в своем сочинении: «Если бы у нас дома произошла такая история с вареньем, то я бы сказал, что банку разбила кошка. Когда говоришь – ничего не бывает. Просто мама отлупила бы кошку…»
|
Сочинение Валеры: «Когда я вынимал из шкафчика банку, нетерпеливая Мурка прыгнула и схватилась когтями за штанину. От неожиданности я выпустил банку… Я не стал говорить маме про кошку, она бы ее выгнала. А куда бы Мурка делась?..».
Вопросы и задания:
1. Какие сведения о нравственных ориентациях учащихся получает учитель, проверяя их сочинения?
2. Что можно сказать о нравственном микроклимате в семьях, в которых растут мальчики?
3. Как бы Вы использовали информацию школьных сочинений?
4. Разработайте примерный план индивидуальной воспитательной работы с каждым учащимся в данной педагогической ситуации. Обоснуйте каждое его положение.
Примерные тестовые задания по дисциплине "Теория и методика воспитания"
1. Воспитание – это…:
А) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка;
Б) один из критериев оценки воспитанности человека;
В) способ педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующий организации детской жизни;
Г) основной компонент организации пед. процесса, регулирующий отношения педагогов и учащихся.
2. Система знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми надо овладеть и которые соответствуют поставленным целям и задачам – это …
3. В структуру воспитательного процесса НЕ вход ит:
А) цель; Б) методы; В) интересы воспитанника; Г) содержание; Д) результаты.
4. В качестве предмета воспитания рассматрива ет ся:
А) учебный коллектив; Б) человек (ребенок); В) нравственность; Г) школа.
5. К гуманистическим метапринципам воспитания относ ят ся:
А) связь воспитания с жизнью; Б) природосообразность воспитания;
В) культуросообразность; Г) воспитания и обучения детей в коллективе.
6. Установите соответствие вида воспитания с его задачами: Ответ: 1___, 2___, 3___
1. Трудовое 2. Гражданское 3. Экономическое | А) накопление профессионального опыта, Б) формирование ответственного отношения к людям, Отечеству, ориентация на выполнение профессиональных обязанностей, В) накопление знаний, касающихся проблем собственности, налогообложения. |
7. Установите соответствие в классификации методов воспитания, по С.А. Смирнову:
1) методы формирования социального опыта | А) поощрение, |
2) методы осмысления ребенком своего поведения | Б) ситуация свободного выбора, |
3) методы стимулирования и коррекции действий ребенка | В) беседа. |
8. Метод воспитания, с помощь которого стимулируют или тормозят деятельность воспитанников – это: А) рассказ; Б) беседа; В) требование; Г) поручение.
9. Назовите несуществующ ую форм у воспитательной работы:
А) индивидуальная; Б) коллективная; В) трудовая; Г) групповая.
10. К коллектив ным фор мам воспитательной работы относ ят ся:
А) консультация; Б) спектакли; В) походы; Г) работа в микрокружках.
11. При использовании коллективных форм воспитательной работы педагог может выполнять рол и:
А) советчика; Б) организатора; В) контролера; Г) наблюдателя; Д) рядового участника.
12. Организованная группа, члены которой объединены общими ценностями и целями деятельности – это …
13. К основн ым услови ям развития детского коллектива относ ят ся:
А) микроклимат; Б) организация самоуправления; В) приучение; Г) лидерство.
14. Педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых
национальных ценностей, имеющих сложную организацию – это …. - …. …. личности гражданина России
15. Последовательное расширение ценностно-смысловой сферы личности, осуществляемое
в процессе социализации, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом – это …. - …. …. личности