Занятие 3. Духовно-нравственное воспитание учащихся. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни




Цель: рассмотреть основные пути работы с современными школьниками в названном направлении.

№1. Проанализируйте цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:

 

… Важнейшей целью отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

o готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

o готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно нравственной установки «становиться лучше»;

o укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

o формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

o развитие совести как способности формулировать собственные нравственные обязательства;

o принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

o готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

o способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, настойчивость в достижении результата;

o трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

o осознание ценности других людей и человеческой жизни, нетерпимость к влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, духовной безопасности, умение им противодействовать;

o свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью перед семьёй, обществом;

o укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

· осознание себя гражданином России на основе принятия национальных нравственных ценностей;

· готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

· заботу о благосостоянии многонационального народа РФ, поддержание межэтнического согласия;

· осознание ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу РФ, Отечеству;

· понимание и поддержание нравственных устоев семьи (любовь, забота о младших и старших…);

· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

· законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

· духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

ü формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

ü укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства
с республиканской формой правления;

ü повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан;

ü повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

ü укреплению национальной безопасности.


Ω Ω Ω
№2. Охарактеризуйте основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания личности:

Принцип нравственного примера педагога  
Принцип социально педагогического партнёрства  
Принцип индивидуально личностного развития  
Принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания  
Принцип социальной востребованности воспитания  

№3. Проанализируйте педагогическую ситуацию.

1. Ученики писали сочинение по рисункам учебника «Как я помогал маме». На одной картинке мальчик достает из настенного шкафчика банку с вареньем. За ним с интересом наблюдает кот. На другой: мальчик, схватившись за голову, смотрит на осколки банки и разлившееся варенье. Кот в ужасе бежит с места происшествия.

Саша написал в своем сочинении: «Если бы у нас дома произошла такая история с вареньем, то я бы сказал, что банку разбила кошка. Когда говоришь – ничего не бывает. Просто мама отлупила бы кошку…»

Сочинение Валеры: «Когда я вынимал из шкафчика банку, нетерпеливая Мурка прыгнула и схватилась когтями за штанину. От неожиданности я выпустил банку… Я не стал говорить маме про кошку, она бы ее выгнала. А куда бы Мурка делась?..».

Вопросы и задания:

1. Какие сведения о нравственных ориентациях учащихся получает учитель, проверяя их сочинения?

 

 

2. Что можно сказать о нравственном микроклимате в семьях, в которых растут мальчики?

 

 

3. Как бы Вы использовали информацию школьных сочинений?

 

 

4. Разработайте примерный план индивидуальной воспитательной работы с каждым учащимся в данной педагогической ситуации. Обоснуйте каждое его положение.


Примерные тестовые задания по дисциплине "Теория и методика воспитания"

 

1. Воспитание – это…:

А) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка;

Б) один из критериев оценки воспитанности человека;

В) способ педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующий организации детской жизни;

Г) основной компонент организации пед. процесса, регулирующий отношения педагогов и учащихся.

 

2. Система знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми надо овладеть и которые соответствуют поставленным целям и задачам – это …

3. В структуру воспитательного процесса НЕ вход ит:

А) цель; Б) методы; В) интересы воспитанника; Г) содержание; Д) результаты.

 

4. В качестве предмета воспитания рассматрива ет ся:

А) учебный коллектив; Б) человек (ребенок); В) нравственность; Г) школа.

 

5. К гуманистическим метапринципам воспитания относ ят ся:

А) связь воспитания с жизнью; Б) природосообразность воспитания;

В) культуросообразность; Г) воспитания и обучения детей в коллективе.

6. Установите соответствие вида воспитания с его задачами: Ответ: 1___, 2___, 3___

1. Трудовое 2. Гражданское   3. Экономическое А) накопление профессионального опыта, Б) формирование ответственного отношения к людям, Отечеству, ориентация на выполнение профессиональных обязанностей, В) накопление знаний, касающихся проблем собственности, налогообложения.

 

7. Установите соответствие в классификации методов воспитания, по С.А. Смирнову:

1) методы формирования социального опыта А) поощрение,
2) методы осмысления ребенком своего поведения Б) ситуация свободного выбора,
3) методы стимулирования и коррекции действий ребенка В) беседа.

8. Метод воспитания, с помощь которого стимулируют или тормозят деятельность воспитанников – это: А) рассказ; Б) беседа; В) требование; Г) поручение.

 

9. Назовите несуществующ ую форм у воспитательной работы:

А) индивидуальная; Б) коллективная; В) трудовая; Г) групповая.

10. К коллектив ным фор мам воспитательной работы относ ят ся:

А) консультация; Б) спектакли; В) походы; Г) работа в микрокружках.

11. При использовании коллективных форм воспитательной работы педагог может выполнять рол и:

А) советчика; Б) организатора; В) контролера; Г) наблюдателя; Д) рядового участника.

12. Организованная группа, члены которой объединены общими ценностями и целями деятельности – это …

13. К основн ым услови ям развития детского коллектива относ ят ся:

А) микроклимат; Б) организация самоуправления; В) приучение; Г) лидерство.

 

14. Педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых
национальных ценностей, имеющих сложную организацию – это …. - …. …. личности гражданина России

15. Последовательное расширение ценностно-смысловой сферы личности, осуществляемое
в процессе социализации, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом – это …. - …. …. личности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: