Занятие 1. Методы воспитания




ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Фамилия, имя _____________________________________________

Занятие 1. Методы воспитания

№1. Проанализируйте педагогические задачи и ситуации.

 

1. Перед школьным праздником учительница попросила детей надеть парадную форму.
Назавтра один из «трудных» второклассников пришел в школу с тремя отцовскими медалями на груди (полученными в мирное время). На уговоры, типа «Сними, а то потеряешь, и папа расстроится!», отреагировал грубой репликой: «Не расстроится. У него их еще до фига!».

Вопросы: 1. Как реагировать на использование нецензурных слов ребенком?

 

 

2. Как изначально надо поступить учителю в подобной ситуации?

2. В.А. Сухомлинский постоянно обращал внимание на особенности проявления чувств у детей. При этом одной из главных задач он считал воспитание у младших школьников доброты и человечности [Засобина Г.А.].

В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге
от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным.

Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось
и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула: - А разве можно рвать хризантемы?

В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала. Я ничего
не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей. Ребята сорвали еще несколько цветов, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских глазах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

- Ну, как, дети, красивый этот уголок? спросил я. Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветки?Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:

- Нет, некрасивые… - А где мы теперь будем любоваться цветами?...

Ω Ω Ω
- Эти цветы посадили пионеры, - говорю я.– Они придут сюда любоваться красотой – и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой.

Вопросы: 1. Почему В.А. Сухомлинский, зная, что дети не удержатся от соблазна сорвать цветы,

не предупредил их, что этого нельзя делать?

 

2. Есть ли необходимость в последовавшей за «проступком» детей беседе? Почему?

 

3. Надо ли повторить прогулку с этой же целью еще раз? Почему?


3. Урок русского языка во втором классе – первый по расписанию. На улице - пасмурный ноябрьский день, слегка сонные дети старательно выполняют задание из учебника. Вдруг в тишине раздается пронзительный крик Коли: - Снег!!!

Дети вскакивают со своих мест, и, ликуя, бросаются к окну: - Ура! Снег! Зима!...

Учительница с улыбкой тоже подходит к окну: «Поздравляю вас с первым снегом. Скоро мы с вами будем кататься на лыжах и коньках… А какой он - первый снег?»…

- «Белый! Холодный! Легкий! Быстро тает!...» - наперебой кричат дети.

Когда страсти немного улеглись, учительница сказала: «Я вижу, как вы празднично настроились. Давайте не отпустим эту нечаянную радость, пусть она немного побудет с нами. Давайте попробуем написать маленькое сочинение «Первый снег»…

Вопросы и задания:

1. Выиграл или проиграл урок от такой модернизации? Обоснуйте свой ответ

 

 

2. Насколько педагогически корректно поступил учитель? Почему?

 

 

3. Как бы Вы поступили в этой ситуации?

 

 

4. Как бы Вы поступили в этой ситуации на другом уроке, например, чтения или математики?

 

4. Учительница вызвала к доске Олю и попросила решить примеры. Девочка все время подглядывала в тетрадь к отличнику, сидевшему на первой парте, и списывала. Учительница этого не заметила и сказала: - Молодец! Ставлю тебе пять!

Тогда Костя поднял руку и сказал, что одноклассница все списала.

- Это правда? – спросила педагог у ученицы.

Оля ничего не ответила и опустила голову. Учительница поняла, что ее обманули, и…

Вопросы и задания:

1. Выявите педагогические проблемы, требующие решения.

 

 

2. Какими должны быть действия учителя в этой ситуации? Обоснуйте свой ответ.

 

3. Разработайте примерный план индивидуальной воспитательной работы.

 


Классификация видов наказания.

1. Наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Наказания, связанные с моральными санкциями.

Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме,

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его на место (!!!!).

Ошибку совершают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока. Не говоря уже о том, что для ребенка такое длительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, такой возле парты стоящий ученик начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

Серьезная мера наказания - выговор. Его смысл - в моральном осуждении поступка ученика. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педсовете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной. Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник.

Другой мерой наказания является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими товарищами.

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребенка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития. Вообще, наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру, в семье можно на некоторое время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата. В школе педагог может также отодвинуть по срокам какие-либо приятные мероприятия, расширение прав и привилегий ребенка. Однако рекомендовать отмену ранее данного обещания как меру наказания едва ли можно. Ведь в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна его справедливость.

Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили. Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. “Провинность” представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

Как наказывать нельзя:

любое физическое воздействие запугивание
оскорбление и унижение демонстративное лишение внимания
повышение голоса наказания в присутствии посторонних людей
игнорирование лишение еды, питья, сна, одежды и других первичных потребностей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: