Кризисные явления в системе образования России




Лекция 3

Совсем недавно особую группу государств составляли страны развитого социализма. Данная модель общественного развития отличалась крайней нетерпимостью и амбициозностью. Социальная альтернатива Западу проявилась, конечно же, и в образовательных системах стран социалистического лагеря. Слом досоциалистических образовательных структур, засилье идеологии, чрезмерная унификация образования сопровождалось полной (или почти таковой) ликвидацией неграмотности. В полной мере и наиболее рельефно перечисленные процессы проявились в России - стране, народы которой отвели социализму наиболее протяжённый период своей истории. Созданная в СССР система образования позволяла заявлять о преимуществе социализма в деле народного просвещения в сравнении с ведущими капиталистическими странами. Данный тезис рассматривался в 60-е годы на Западе в качестве одной из главных причин лидерства Советского Союза в освоении космоса [14. Р.41]. В эпоху застоя народное образование было исключено из сферы приоритетного финансирования и уже в начале 1980-х реальное бюджетное финансирование в расчёте на одного учащегося, было в нашей стране существенно ниже, чем в развитых странах. Системный кризис и радикальные экономические реформы привели к трансформации народного образования во всех постсоветских странах. Постепенная и весьма болезненная эволюция образовательных систем переходных стран в сторону их демократизации, децентрализации, гуманизации и т.д. служит яркой иллюстрацией инерционного характера института образования.

Латиноамериканизация российского общества наглядно подтверждается уровнем финансирования отечественного образования, которое соответствует уровню, описанного выше региона. В конце 1990-х гг. планируемые государственным бюджетом расходы на образование составляли менее 40% от реальной потребности; при этом статьи бюджета, как правило, выполнялись не более чем на 70-80%. Хотя Закон об образовании (1992) предусматривает ежегод­ные затраты на образование на уровне не менее 10 % нацио­нального дохода, фактически этот уровень гораздо ниже. В 1992 г. он составил 4,6 %, в 1993 г. - 5,8 %, в 1994 г. - око­ло 3 %. Это намного меньше, чем в других индустриально развитых странах. Выделяемых средств недостаточно, что­бы удовлетворять нужды школы. Например, в 1995 г. по­требность образовательных учреждений России в денежных средствах составляла 4,2 млрд. руб., между тем как по бюд­жету было утверждено 3, 2 млрд. руб. (фактически эта сумма была сокращена до 2,5 млрд. руб.).

Система образования Российской Федерации включает в себя дошкольное образование, общее среднее и профессиональное образование, высшее образование (рис.1).

Дошкольное образование. В современном мире существует явная тенденция увеличения как общего количества детей, охваченных учреждениями дошкольного образования (с 72,5 млн. человек в 1985 г. до 95,3 млн. чел. в 1995 г.), так и доли охвата (с 26,7 до 30,1%). При фиксировании общей тенденции сохраняется региональная специфика (таб.1).

В более развитых регионах мира доля охвата дошкольным образованием увеличилась с 65% почти до 70% (Северная Америка- 68,1%), Азия/ Океания –53,3%, Европа- 77,3%. В странах переходного типа в целом данный показатель снизился с 64% до 54%. Аналогичное резкое 10% снижение наблюдалось и в России (с 73% до 63%).

В России общее образование включает в себя 3 ступени:
1) начальная школа (3-4 года); 2) школа основного общего образования (5—6 лет); 3) средняя полная школа (1—2 года).

 

Таблица 1

Регионы и страны мира Количество детей, охваченных дошкольным образованием, млн. чел. Доля охвата (%)
         
Общемировой показатель 72,5 95,3 26,7 30,1
Более развитые регионы 19,7 21,6 65,0 69,9
Северная Америка 6,7 8,8 59,4 68,1
Азия/ Океания 2,6 2,4 48,7 53,3
Европа 10,4 10,3 75,5 77,3
Страны переходного периода 16,3 13,3 64,1 54,0
Российская Федерация 9,2 5,6 73,0 63,0
Менее развитые страны 36,5 60,4 16,9 2,1
Африка к югу от Сахары 1,8 3,1 7,1 9,2
Арабские государства 1,6 2,4 14,8 15,4
Латинская Америка 9,4 14,2 35,4 51,1
Восточная Азия/Океания 19,7 34,7 20,1 28,9
Южная Азия 4,1 6,2 7,6 9,8
Наименее развитые страны 2,6 3,9 9,8 10,8

 

Динамика охвата детей дошкольным образованием в различных странах и регионах мира [1. С.222-223].

 

Начальное образование. В подавляющем большинстве регионов мира начальное образование является обязательным и всеобщим. Общую тенденцию нарушают стран Африки к югу от Сахары (73,9%), арабские государства (83,8%) и группа наименее развитых стран (Ангола, Афганистан, Бангладеш, Бенин и др.) с охватом детей начальным образованием около 70% (таб.2). Ожидаемая продолжительность школьного обучения в целом ряде африкан­ских стран ниже того уровня (4 года), который мог бы рассматриваться как ми­нимальная длительность образования, необходимая для освоения грамоты и при­обретения других базовых знаний и навыков. Ожидаемая продолжи­тельность школьного обучения в Нигере самая низкая в мире - 2,1 года, в Бур­кина-Фасо - 2,4, Гвинее - 2,7, Джибути - 3,4 года. В России наблюдается тенденция сокращения охвата начальным образованием.

Таблица 2

Регионы и страны мира Количество детей, охваченных начальным образованием, млн. чел. Доля охвата (%)
       
Общемировой показатель 567,2 650,2 99,1 99,6
Более развитые регионы 61,8 62,7 101,7 104,5
Северная Америка 22,5 26,9 99,5 103,3
Азия/ Океания 13,7 11,0 102,1 102,9
Европа 25,6 24,9 103,4 106,7
Страны переходного периода 29,8 28,9 98,7 98,1
Российская Федерация 8,3 9,6 93,5 92,7
Менее развитые страны 475,7 558,6 98,7 99,1
Африка к югу от Сахары 57,9 76,5 76,1 73,9
Арабские государства 25,7 36,1 80,4 83,8
Латинская Америка 70,2 81,7 105,1 110,4
Восточная Азия/Океания 203,2 206,1 117,8 114,5
Южная Азия 114,0 155,4 85,1 94,2
Наименее развитые страны 45,9 65,3 65,9 69,5

 

Динамика охвата детей начальным образованием в различных странах и регионах мира [1. С.223-224].

Среднее образование. В современном мире продолжается рост численности учащихся средней школы с 291,6 млн. человек в 1985 г. до 372,0 млн. в 1995 г., а доля охвата средним образованием увеличилась с 48,5% до 58,7% (таб.3). При этом в развитых государствах, охват средним образованием перевалил за 100% (благодаря феномену второгодничества).

Аналогичные процессы увеличения охвата молодёжи средним образованием наблюдаются и в менее развитых странах (с 37,7% до 48,8%) и в тупиковых регионах (с 16,3% до 18,4%). Серьёзный откат от достигнутых ранее позиций зафиксирован в переходных странах (с 94,6% до 86,9%). В России произошло резкое с 97,0% до 87,0% снижение уровня охвата средним образованием.

Гражданам РФ гарантируются общедоступность и бесплат­ность обучения на всех трех ступенях в государственных и муници­пальных учреждениях в пределах общенациональных образователь­ных стандартов. Существуют также платные негосударственные школы (частные школы). В 1994/95 учебном году в Российской Федерации насчитыва­лось примерно 450 негосударственных начальных и средних школ. В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составляло приблизительно 0,1 % всех учащихся. Частные школы создаются преимущественно светскими лицами, кроме того существуют школы учреждённые различными конфессиями. Как и государственные, эти учебные заведения отделены от церкви и религии.

 

Таблица 3

Регионы и страны мира Количество детей, охваченных средним образованием, млн. чел. Доля охвата (%)
         
Общемировой показатель 291,6 372,0 48,5 58,7
Более развитые регионы 72,3 75,3 92,3 105,8
Северная Америка 22,9 23,5 97,4 97,0
Азия/ Океания 12,9 13,0 93,0 104,8
Европа 36,4 38,6 89,1 111,4
Страны переходного периода 36,0 40,7 94,6 86,9
Российская Федерация 1,8 2,2 97,0 87,0
Менее развитые страны 183,3 256,1 37,7 48,8
Африка к югу от Сахары 12,3 18,8 21,7 24,3
Арабские государства 12,1 16,9 44,8 53,7
Латинская Америка 20,5 25,8 50,2 56,6
Восточная Азия/Океания 80,0 100,7 41,5 61,5
КНР 51,7 63,8 39,7 66,6
Южная Азия 56,0 59,2 33,8 44,5
Индия 44,5 66,6 37,7 48,7
Наименее развитые страны 10,2 14,6 16,3 18,4

 

Динамика охвата средним образованием в различных регионах мира [1. С.225].

 

Система общего профессионального образования России включает не­сколько типов учебных заведений: профессионально-технические училища (ПТУ) (1-2 года обучения), техникумы (от 2 до 4 лет), техничес­кие лицеи (1-2 года) и технические колледжи (от 2 до 4 лет). Учебные планы и программы профессиональных школ бывают общеобразовательными и специальными. Специальное образова­ние состоит из общепрофессионального и профилирующего обу­чения. Общепрофессиональное обучение включает такие предме­ты, как черчение, электротехника, стандарты производства, и т.д. Содержание общепрофессиональ­ного обучения может изменяться согласно выбранной учащимся профессии.

Учебные планы и программы техникумов, технических лицеев и технических колледжей более обширны, чем в ПТУ. Выпускни­ки этих заведений имеют право поступать в технические вузы.

Технические лицеи и технические колледжи или высшие про­фессиональные училища (ВПУ) заменили многие ПТУ и технику­мы. Уровень подготовки в них выше. Так, технические лицеи го­товят не только квалифицированных рабочих, но и техников. Тех­нические колледжи готовят квалифицированных рабочих, препо­давателей ПТУ, техников, младших инженеров.

В отечественной социологической литературе профессионально-технические училища рассматривались как самая непрестижная форма профессиональной подготовки молодежи. Этот факт подт­верждался тем, что в ПТУ и СПТУ учились в основном дети рабо­чих, слабо успевающие или постоянно нарушающие школьную дисциплину. Представители профессионально-техни­ческих училищ давали самый высокий процент преступности среди всей учащейся молодежи и эта тенденция сохраняется.

Высшее образование. Абсолютным лидером по росту численности и степени охвата высшим образованием является Северная Америка (таб.4). Степень охвата увеличилась с 61,2% до 84,0%. Наивысшие показатели демонстрирует Канада, где общий показатель охвата в 1995 г. достиг 102,9% против 81,1% в США. В группе стран транзиции численность студентов практически не изменилась, а вот охват снизился с 36,5% до 34,2%. При этом, например, в Польше в рамках десятилетия наблюдается как количественный рост контингента студентов, так и процентный показатель охвата населения высшим образованием (с17,1 до 27,4%). В России аналогичные показатели снизились (с 54,2% до 42,9%). В нашей стране наблюдаются качественные изменения высшего образования. Ведущей идеей реформ является демократизация системы высшей школы. Углубляется дифференциация программ посредством вве­дения многообразных и многочисленных учебных курсов. Предпри­нимаются попытки отойти от традиционного единообразного 5-лет­него курса обучения, поделив его на 2 ступени — бакалавриат и магистратуру. Переход к рыночной экономике заставил многие высшие учебные заведения заняться коммерческой деятельностью. Наряду с бесплатным высшим об­разованием (масштабы которого в России довольно значительные по сравнению с другими ведущими странами мира), в высшей школе распространяется платное обучение. До конца 80-х годов Россия была единственной из ведущих стран мира, где отсутствовали ча­стные высшие учебные заведения. На рубеже 80-90-х годов появ­ляются негосударственные (коммерческие) высшие учебные заве­дения. За последние восемь лет число рос­сийских коммерческих вузов почти сравнялось с числом госу­дарственных — их сегодня уже около 600. Правда, доля обучаю­щихся в них невелика — не бо­лее 10% от общего числа студен­тов.

В третьем мире наблюдался рост численности студентов. Однако, несмотря на позитивную тенденцию, итоги этого роста оказались весьма скромными. В менее развитых странах произошло увеличение студенчества с 24,4 млн. человек до 36,6 млн., при итоговом охвате в 8,8%. Ещё более скромные результаты показали наименее развитые страны. В данной группе произошло увеличение студенчества с 1,0 млн. до 1,7 млн. человек, а охват с 2,5% до 3,2%. Если рассмотреть показатель числа студентов в расчете на 100 тысяч жителей, можно сделать вывод о том, что своими силами ряд беднейших стран мира не смогут лик­видировать отставание. Число студентов в расчете на 100 тысяч жителей в ряде африканских стран, таких как Буркина-Фасо, Мозамбик, Руанда и других, колеблется от 16 до 60 человек (для сравнения: в Республике Корея - 3900 студентов, Ливане - 3100, Аргентине - 3300, Ве­несуэле - 2900, США - 5600) [1. С.82].

Таблица 4

 

Регионы и страны мира Общая численность студентов вузов, млн. чел. Доля охвата (%) Распределение студентов по ступеням (%)
               
Общемировой показатель 60,3 81,7 12,9 16,2      
Более развитые регионы 25,1 34,3 34,3 59,6 - - -
Северная Америка 13,9 16,4 61,2 84,0 - - -
Канада - - 69,6 102,9 49,0 45,0 6,0
США - - 60,2 81,1 39,0 47,0 14,0
Азия/ Океания 2,9 5,3 28,1 45,3      
Австралия - - 27,7 71,7 40,0 47,0 13,0
Корея - - 34,0 52,0 28,0 67,0 5,0
Япония - - 27,8 40,3 34,0 63,0 3,0
Европа 8,2 12,6 26,9 47,8 - - -
Великобритания - - 21,7 48,3 28,0 57,0 15,0
Германия - - - 42,7 13,0 87,0 -
Италия - - 25,5 40,6   97,0 2,0
Норвегия - - 29,6 54,5 31,0 44,0 25,0
Финляндия - - 34,1 66,9 23,0 68,0 8,0
Франция - - 29,8 49,6 22,0 68,0 10,0
Страны переходного периода 10,9 10,8 36,5 34,2 - - -
Польша - - 17,1 27,4 15,0 75,0 10,0
Российская Федерация 5,4 4,5 54,2 42,9 42,0 57,0 1,0
Менее развитые страны 24,4 36,6 6,5 8,8 - - -
Африка к югу от Сахары 0,9 1,9 2,2 3,5 - - -
Арабские государства 2,0 3,1 10,7 12,5 - - -
Латинская Америка 6,4 8,1 15,8 17,3 - - -
Восточная Азия/Океания 9,1 14,3 5,4 8,9 - - -
КНР 3,5 5,6 2,9 5,3 - - -
Южная Азия 5,5 8,0 5,3 6,5 - - -
Индия 4,5 5,6 6,0 6,4 - - -
Наименее развитые страны 1,0 1,7 2,5 3,2 - - -

Динамика охвата высшим образованием в различных странах и регионах мира [1. С.225- 227].

 

Институт образования призван решить три основополагающие для общества задачи: способствовать становлению личности как гражданина; обеспечивать профессиональную ориентацию и профессио­нальный отбор; создавать базу знаний для последующего непрерывного обра­зования (техникум, вузы, т.д.).Как показывают социологические исследования, современная общеобразовательная школа не выполняет в полной мере ни одну из своих задач. Это утверждение базируется и на данных статисти­ки, фактах и росте девиантного поведения несовершеннолетней мо­лодежи, в том числе преступности, алкоголизма, наркомании, про­ституции и т.д.

Рис. 1 Схема системы образования России [2]

 
 

1- Послевузовское образование

Дошкольная подготовка

Выполня­емую школой функцию подготовки к вступительным экзаменам в вуз активно реализуют неформальный институт репетиторства, многочисленные коммерческие курсы. В итоге, базируясь только на школьных знаниях, за последние 5 лет в вузы поступило не более трети студентов. Еще треть выпускников школ, чтобы поступить в вуз, вынуждена заниматься на подготовительных курсах, до 20% нанимают репетиторов и примерно столько же готовятся самостоя­тельно. В настоящее время подготовка молодежи в ву­зы более чем на 70% находится под контролем коммерческих структур, что в условиях экономического кризиса лишает зна­чительную часть населения возможности получения высшего об­разования. Это в свою очередь приводит к "самовос­производству" класса интеллигенции. Доля студентов, у которых родители, заняты в сфере интеллектуального труда, за последние 5 лет резко возросла и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Наряду с проблемой деформации профессионального отбора в вузы тенденция порождает две серьезные социальные проблемы:

1) замыкание цикла воспроизводства социальной структуры российского населения, его превращение в "самовоспроизводство", что ведет к явной взаимной изоляции социальных слоев, обострению имеющихся между ними противоречий;

2) порождение у рабочих и служащих чувства социальной не­справедливости, дискриминации, отсутствия равенства шансов вер­тикальной социальной мобильности, что также может стимулиро­вать чувство взаимной классовой неприязни[13].

Коренного изменения требует практика профессиональной ори­ентации в вузах. Ситуацию, когда в большинстве случаев порой даже преподаватели не знают, по какой конкретной специальности и для кого (каких отраслей, предприятий, учреждений) они готовят специалистов, можно изменить только путем развития тесной интеграции науки, образования и производства.

По общему признанию экспертов, кадровое обеспечение вузов яв­ляется сегодня наиболее сложной и противоречивой проблемой. С одной стороны, в образовательные учреждения пришли ученые из академических структур: за последние 5 — 6 лет количество докторов наук в каждом вузе возросло в среднем с 18 до 25; намечается коли­чественный рост аспирантского корпуса. С другой стороны, по мне­нию опрошенных проректоров, в перспективе (4—5 лет) следует ожидать трудностей, связанных со сменой поколений, недостатком преподавателей молодого и среднего возраста, уходом из вузовской системы наиболее квалифицированных кадров, относительным сни­жением квалификационного уровня набираемых преподавателей. Ухудшение качественного состава кадров отчасти вызвано тяжелым материальным положением вузов и снижением престижа преподава­тельского труда. Как негативный следует отметить факт усиливающейся феминизации преподавательских коллективов. Для того чтобы удержать наиболее талан­тливых студентов в аспирантуре, им платят зарплату преподавателей, но и это, по мнению ряда экспертов, не дает эффекта. Существует тенденция увеличения объёмов работы преподавателей, как по количественным (увеличение нагрузки), так и по качественным показателям (появление новых специальностей и дисциплин). Кроме освоения нового учебно-методического материала преподаватели вынуждены подрабатывать в коммерческих структурах.

Печальным феноменом российской высшей школы стало падение реальной посещаемости занятий студентами, что вызвано трудовой занятостью студентов (в том числе очной формы обучения), и определенным снижением интереса к образованию. Исследования показывают заинтересованность студентов в получении дипломов, а не в самом процессе познания.

Вузы пытаются приспосабливаться к сложившейся ситуации. Создаются параллельные коммерческие структуры. Одной из наиболее популярных форм коммерциализации образовательного потенциала российской высшей школы стали технологические парки [12]. Под «технопарком» (технологическим парком) понимается организация с правом юридического лица, имеющая тесные связи с одним или несколькими вузами и/ или научно- исследовательскими центрами и институтами и осуществляющая на находящейся под её юрисдикцией территории формирование современной инновационной среды с целью развития научно- технического предпринимательства путём создания материально- технической, финансовой, информационной и социо- культурной базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, производственного освоения научных знаний и научных технологий, ускорение передачи технологий на рынок научно- технической продукции. Термин «технопарк» характеризует один из наиболее распространённых видов интеграции образования, науки и производства, среди которых выделяются: исследовательские (научные) парки; промышленные парки технологические центры; научно- промышленные парки; научно- технологические парки; и т.д. Однако, при всём разнообразии технопарковых структур их главная задача состоит в управлении процессом передачи научных знаний из университета, высшего учебного заведения или научно- исследовательского института в наукоёмкие компании. Весьма показателен количественный рост технопарков в мире в рамках последнего десятилетия. В 1991 году их насчитывалось 334 (из них 78% было создано между 1980г. и 1991г.), а в конце 90-х в мире их уже около 7 тыс.

После изучения передового опыта в области взаимодействия науки и производства, энтузиасты отечественной науки попытались внедрить описанные выше модели в российскую действительность.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные элементы системы образования России.

2. Назовите уровень финансирования системы образования Российской Федерации по Закону об образовании.

3. Каковы основные проблемы высшего образования РФ?

Литература

1. Галаган А. Связь высшего образования и производства в странах Запада //Экономические науки. 1991. №3.

2. Дементьева И. Ф. Школа в условиях рынка // СОЦИС. 1994. № 3.

3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. –М., ВЛАДОС, 1999.

4. Ерошин В. И. Современная экономическая ситуация в образовании // Педагогика. 1996. №5.

5. Ковалева А. И. Кризис системы образования // СОЦИС. 1998. № 11.

6. Ковалёва Г. В. Российское студенчество в условиях переходного периода // СОЦИС. 1995. № 1.

7. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания. М.,1989. С. 104-110.

8. Нечаев В. Я. Социология образования. М., 1992. С. 82-90.

9. Осипов П. Н. Студент средней профессиональной школы // СОЦИС. 1998. № 11.

10. Радаев В. А. Мнение экспертов о вузовском образовании // СОЦИС. 1994. № 12.

11. Розанова Ю. М. О перспективах и проблемах среднего профессионального образования в России // СОЦИС. 1997. № 9.

12. Туарменский В.В. Технополисы и технопарки как формы интеграции науки, образования и производства //Реализация национально-регионального компонента в содержании образования: Материалы IX межвузовской научно-методической конференции: В 3 ч. /Отв. Ред. А.Н. Козлов, Л.К. Гребёнкина. –Рязань, 2002. –Ч.3.

13. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. С. 21-32.

14. A history of science policy in the US 1940- 1985.: Rep. prep. for the task force on science policy. Comm. On science a. technology, House of representatives., 99th Congr., 2nd sess. – Wash: Gove. print. off., 1986.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: