Тональность | А.Н.Скрябин | Н.А.Римский-Корсаков | Б.В.Асафьев |
До мажор | красный | белый | |
Соль мажор | оранжево-розовый | светлый, откровенный; коричневато-золотистый | изумруд газонов после весеннего дождя или грозы |
Ре мажор | желтый, яркий | дневной, желтоватый, царственный, властный | солнечные лучи, блеск именно как интенсивное излусвета (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!) |
Ля мажор | зеленый | ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости | скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к Ре мажору |
Ми мажор | сине-белесоватый | синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный | ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное |
Си мажор | сине-белесоватый | мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч | |
Фа-диез мажор | сине-яркий | серовато-зеленоватый | кожа зрелого апельсина (соль-бемоль мажор) |
Ре-бемоль мажор | фиолетовый | темноватый, теплый | красное зарево |
Ля-бемоль мажор | пурпурно-фиолетовый | характер нежный, мечтательный; цвет серовато-фиолетовый | цвет вишни, если ее разломать |
Ми-бемоль мажор | стальной цвет с металлическим блеском | темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность "крепостей и градов") | ощущение синевы неба, даже лазури |
Си-бемоль мажор | стальной цвет с металлическим блеском | несколько темный, сильный | ощущение цвета слоновой кости |
Фа мажор | красный | ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок |
Поразительно, как повторяется история! Наличие различий в их системах "цвето-тонального слуха" дало повод в выдвижении невероятных объяснений природы "цветного слуха" (хотя мы понимаем сейчас, что даже само выражение "цветной слух" - это метафора). Аномалия мозга, игра случая, эзотерическое свойство психики, проявление рудиментов первобытного синкретизма - каких только "комплиментов" не накопила музыковедческая литература в отношении этих, в общем-то, отнюдь не уникальных способностях данных композиторов (соглашаемся же мы все с тем, что слово "воскресенье" - красное, яркое, а "понедельник" - серое, мрачное, и что нет в том никакой патологии). Но самое главное для нас - и здесь как самый устойчивый предрассудок просвещенного ума проявилось устойчивое стремление искать так называемые "объективные" закономерности цвето-тональных соответствий (понимаемых как банальная их "однозначность"). Точь в точь как это было в XVIII веке в "теории аффектов" применительно к семантике тональностей! И свою лепту в порождение этого рецидива внесли и сами музыканты.Так, Скрябин, например, как мы знаем, не чуждый соллипсистским и мессианским настроениям, естественно посчитал, что его система цвето-тонального слуха универсальна, единственно возможна - и абсолютизировал ее как обязательную для всех!.. Более того, на ее основе он выдвинул идею "световой симфонии", реализовав ее в "Прометее" как окрашивание гармоний и тональностей по его универсальной схеме, причем не дав никаких пояснений к расшифровке строки "Luce" в партитуре "Прометея" - настолько он был уверен в абсолютной общезначимости своего "цветного слуха"!..
|
Так что же - в цвето-тональных сопоставлениях царит полный хаос и субъективизм? Нет, это не так, - смотрите еще раз рассуждения Р.Шумана о семантике тональностей... Так что же - композитор, загоревшийся идеей "световой симфонии", не имеет право визуализировать в цвете тональности своей музыки, ибо "цветной слух", как выясняется, не одинаковый у всех людей? Выходит, мы все, слушатели-зрители, должны идти на поводу "игры случая"? Нет, это не так, и не правомерна,оказывается, сама подобная постановка вопроса. А ответ мы уже узнали у Пушкина - судить поэта (музыканта, светомузыканта) следует лишь по тем законам, которые он себе (и для нас) устанавливает!..
|
Другое дело, что сама цель - визуализировать в цвете тональный план музыки "Прометея" далеко не исчерпывает возможности светомузыкального синтеза. Кстати, очевидно было это и самому Скрябину, уже в ходе первого своего робкого эксперимента с "Прометеем" отказавшемуся от принципа цвето-тонального "параллелизма" - в пользу великих возможностей слухозрительного контрапункта, слухозрительной полифонии. Но это уже сюжет для "иного романа"...
Опуб. в кн. "Языки науки - языки искусства" (сб.научн.трудов). - М.: Прогресс-Традиция, 2000, с.139-143.