Какие существуют способы и приемы профессионального педагогического слушания?




В чем особенности профессионального педагогического слушания?

Профессиональное слушание учителя – более сложное умение, чем слушание представителей других речевых профессий, где оно также играет важную роль.

Профессионально педагогическое слушание – это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных коммуникативных ситуациях (при фронтальном опросе, при слушании ответа учащегося с целью оценивания этого ответа, при слушании в ситуации общения с классом, с учеником, вне урока и т. п.).

Выделяются несколько особенностей профессионального педагогического слушания.

1. Учитель слушает одного ученика, одновременно слушая весь класс (слышит рабочий и выделяет нерабочий шум, воспринимает реплики учащихся с места, наблюдает за тем, слушают ли говорящего другие ученики и т. п., одновременно со слушанием осуществляя другие виды деятельности: наблюдение, анализ ситуации в классе).

2. Коммуникативные намерения во время слушания разнообразны: услышать, понять, выяснить основную мысль высказывания, отметить детали и т. п. (коммуникативно-познавательные задачи), оценить сообщение, выяснить истинность/ложность информации, понять эмоциональное состояние ученика (коммуникативно-оценочные задачи). Слушая, учитель выполняет сразу несколько коммуникативных намерений.

3. Во время дискуссионного диалога в классе учитель – инициатор, а нередко коммуникативный лидер общения, а значит, он должен слышать всех высказывающихся учеников (порой говорящих одновременно); обращать внимание класса на самые ценные суждения, направляющие диалог в нужное русло или придающие разговору особую остроту; вести дискуссию так, чтобы она была содержательной, последовательной, чтобы участвующие в споре неизбежно пришли к логическому концу – общему выводу – или поставили новые вопросы.

4. Результатом педагогического слушания, кроме понимания сообщения, обязательно должно быть ответное действие, в том числе и говорение. Учитель чаще всего не может «отмолчаться» в ответ на высказывания учеников, он их оценивает, исправляет при необходимости, делает вывод или предлагает кому-то сделать его.

5. Слушание – активный процесс, трудная работа. Учитель-профессионал одинаково внимательно слушает своих подопечных и на первом уроке, и в конце рабочего дня.

Каковы основные виды профессионального педагогического слушания?

Если существуют различные функции профессионального педагогического слушания, если реализуются различные установки на смысловое восприятие текста, если слушание протекает в различных условиях и при различных обстоятельствах, то, очевидно, существуют и различные виды профессионального педагогического слушания. Так, виды слушания определяются в зависимости:

1) от типа установки на смысловое восприятие текста;

2) от источника (теле-, радиопередачи, магнитофонные записи и т. д.);

3) от того, видим ли мы говорящего или нет;

4) слушаем ли мы одного или нескольких говорящих и т. д.

Какие существуют способы и приемы профессионального педагогического слушания?

Существуют два способа профессионального педагогического слушания: нерефлексивное и рефлексивное. Они используются при различных видах слушания, то есть находятся как бы внутри каждого вида слушания. Каждый способ реализуется с помощью особых приемов.

Нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность ученику высказаться. Оно состоит в умении учителя внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать – так как ученику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе он обидится и общение прервется или превратится в конфликт.

Нерефлексивное слушание может осуществляться приемами минимизации ответов (невмешательства) и внимательного молчания. Нейтральные, по существу малозначащие фразы типа «Да!», «Это как так?», «Понимаю Вас…», «Это интересно. Продолжайте» представляют собой те «минимальные» и простейшие ответы, которые помогают выразить одобрение, интерес и понимание.

В случаях, когда слушающий не прерывает речь говорящего фразами, его молчание должно быть значащим (молчание понимания, внимательное молчание), иначе оно может быть истолковано как невнимательность и равнодушие слушающего к собеседнику. Соответствующее невербальное поведение или метакоммуникативные сигналы поддерживания речевого контакта убедят говорящего в том, что его речь внимательно слушают, его проблемы пытаются понять.

Когда нерефлексивного слушания недостаточно, следует перейти к другим приемам понимающего слушания.

Суть рефлексивного слушания заключается в активном вмешательстве в речь говорящего. Это помогает обеспечить правильное и точное понимание собеседниками друг друга.

Существует три основных приема рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств (эмпатия).

Выяснение – это обращение к ученику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний.

Второй вид рефлексивного ответа – перефразирование. Перефразировать – значит сформулировать мысль иначе, в другой форме. Перефразирование можно начать следующими словами: «Другими словами, ты считаешь…», «Иначе сказать…» и другие. Перефразируя ответы ребят, учитель выделяет главное то нарочито расчлененными фразами, то звуковым форсажем, то мелодраматическим шепотом, то выражением озабоченности, то обезоруживающей улыбкой. Воспринятое эмоционально лучше запоминается.

Разновидностью перефразирования является резюмирование. Учитель обобщает сказанное, подытоживает услышанное.

Резюмирование особенно уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении различных разногласий, урегулировании конфликтов или в ситуациях, где необходимо решать какие-то проблемы. Оно также полезно при проведении дискуссий, во время которых длительное обсуждение какого-нибудь вопроса может чрезмерно осложниться или даже зайти в тупик.

Отражение чувств. Здесь акцент делается не на содержании сообщения, как при выяснении, перефразировании и резюмировании, а на эмоциональном состоянии ученика. Конечно, различие между чувствами и содержанием сообщения в определенном смысле относительно и его не всегда легко уловить. Однако это различие часто приобретает решающее значение.

Понять чувства ученика можно различными путями:

– следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства: «неприятный», «коварный», «убийственный», «неожиданный» и т. п.;

– многое можно понять по выражению лица, жестам, интонации ученика. Например, если он подсознательно сделал «стирающее» движение ладонью по лбу, значит, он чем-то расстроен и хочет отогнать неприятные мысли;

– необходимо как можно ярче представить, что вы сами чувствовали бы на месте говорящего в такой ситуации.

Использование рефлексивного и нерефлексивного способов слушания в повседневной жизни ценно и само по себе. Но они лишь средство для достижения главной цели общения – понимания ученика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: