Тема: Анализ эффективности транспортно-логистической системы компании.
Цель: Научиться анализу эффективности транспортно-логистической системы компании.
Средства для выполнения работы: ручка, линейка, карандаш.
Алгоритм выполнения работы:
- Прочитать задание;
- Выполнить необходимые расчеты;
- Ответить на вопросы;
- Оформить отчет.
Ход работы:
Задача 1. Выбор вида транспорта
Транспортный комплекс (ТК) осуществляет доставку продукции потребителям в среднем количестве 5000 тыс. т. в том числе:
- железнодорожным транспортом (Ж/Д) – 2800 тыс. т.;
- автомобильным транспортом (А/Т)– 2000 тыс. т.;
- воздушным транспортом (В/Т) – 200 тыс. т.
Требуется выбрать более эффективный вид транспорта для освоения растущих объемов работ на основе определения изменения основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений, рассчитав:
- грузооборот;
- доход;
- фондоотдачу;
- рентабельность;
- прибыль;
- производительность труда;
- численность работников;
- себестоимость перевозок.
Примечание. Период до инвестирования принимаем за базовый, а после инвестирования – за плановый.
Таблица 1
№ п/п | Показатель | Ж/Д | А/Т | В/Т | ТК |
Средняя дальность перевозок, км | |||||
Основные производственные фонды, усл. млн. руб. | |||||
Оборотные средства, усл. млн. руб. | |||||
Численность работников | |||||
Эксплуатационные расходы, | |||||
в том числе накладные, усл. млн. руб. | |||||
Удельный вес условно – постоянных расходов, % от общей суммы эксплуатационных расходов | |||||
Доля работников, зависящих от объема работ, % | |||||
Доходная ставка, усл. Коп. на 1 ткм | |||||
Финансовые инвестиции, усл. млн. руб. | |||||
в основные производственные фонды | |||||
в оборотные средства | |||||
Прирост объема перевозок за счет дополнительных инвестиций, тыс. т. |
Шаг 1. Расчет грузооборота.
Ж/Д Грбаз=2,8* 270 = 756 млн ткм
Гринв=(2,8+0,25)*270 = 823,5 млн ткм
А/Т Грбаз=2*300= 600 млн ткм
Гринв=(2+0,5)*300= 750 млн ткм
В/Т Грбаз=0,2*420= 84 млн ткм
Гринв=(0,2+0,45) *420= 273 млн ткм
Т/К Грбаз=5*310= 1550 млн ткм
Ж/Д в Т/К Гринв=(5+0,25)*310 = 1627,5 млн ткм
А/Т в Т/К Гринв=(5+0,5) *310 = 1705 млн ткм
В/Т в Т/К Гринв=(5+0,5)*310 =1689,5 млн ткм
Шаг 2. Расчет доходов по видам транспортных средств
Ж/Д Дбаз= 0,12*756 = 90,72 млн тг
Дринв= 0,12*823,5= 98,82млн тг
А/Т Дрбаз=0,15*600= 90 млн тг
Дринв=0,15*750= 112,5млн тг
В/Т Дрбаз=0,36*84= 30,24 млн тг
Дринв=0,36*273= 98,28 млн тг
Т/К Дрбаз=0,19*1550= 294,5 млн тг
Ж/Д в Т/К Дринв=0,19*1627,5 = 309,225 млн тг
А/Т в Т/К Дринв=0,19*1705= 323,95 млн тг
В/Т в Т/К Дринв=0,19*1689,5= 321,005 млн тг
Шаг 3. Определение фондоотдачи.
Ж/Д Фотдбаз=90,72/430=0,21млнтг
Фотдинв=98,82/430=0,23млнтг
А/Т Фотдбаз=90/680=0,13млнтг
Фотдинв=112,5/680=0,165млнтг
В/Т Фотдбаз=30,24/3000=0,01млнтг
Фотдинв=98,28/3000=0,033млнтг
Т/К Фотдбаз=294,5/4110=0,072млнтг
Ж/Д в Т/К Ф=309,225/(4110+100)=0,0736млнтг
А/Т в Т/К Ф=323,95/(4110+100)=0,077млнтг
В/Т в Т/К Ф=321.005/(4110+100)=0,076млнтг
Шаг 4. Расчет прибыли транспортной компании
Ж/Д Кроста=823,5/756=1,089 %
А/Т Кроста=750/600=1,25 %
В/Т Кроста=273/84=3,25 %
Ж/Д в Т/К Кроста=1627,5/1550=1,05 %
А/Т в Т/К Кроста=1705/1550=1,1 %
В/Т в Т/К Кроста=1689,5/1550=1,09 %
Расходы:
Ж/Д Эпл=8,8+(22-8,8)*1,089=23,175 млн тг
А/Т Эпл=7,5+(25-7,5)* 1,25=29,375 млн тг
В/Т Эпл=1,72+(8,6-1,72)* 3,25=24,08 млн тг
Ж/Д в Т/К Эпл=13,9+(55,6-13,9)*1,05=57,685 млн тг
А/Т в Т/К Эпл=13,9+(55,6-13,9)*1,1= 59,77 млн тг
В/Т в Т/К Эпл=13,9+(55,6-13,9)*1,09= 59,353 млн тг
Прибыль:
Ж/Д Пбаз=90,72 - 22 = 68,72млнтг
Пинв=98,82 - 23,175= 75,64млнтг
А/Т Пбаз=90 - 25= 65млнтг
Пинв=112,5 - 29,375= 83,130млнтг
В/Т Пбаз=30,24 - 8,6= 21,64млнтг
Пинв=98,28 - 24,08= 74,20млнтг
Т/К Пинв=294,5 - 55,6= 238,9млнтг
Ж/Д а Т/К Пинв=309,225 - 57,685= 251,8млнтг
А/Т в Т/К Пинв=323,95 - 59,77= 265млнтг
В/Т в Т/К Пинв=321,005 - 59,353= 262млнтг
Шаг 5. Определение рентабельности
Ж/Д rбаз=68,72/(430+100)=0,130
r инв=75,64/(430+100+90+7)=0,121
А/Т rбаз=65/(680+150)=0,0783
r инв=83,13/(680+150+90+7)=0,0897
В/Т rбаз=21,64/(900+3000)=0,0055
r инв=74,20/(900+3000+90+7)=0,0186
Т/К rбаз=238,9/(4110+1150)=0,045
Ж/Д в Т/К rинв=251,8/(4110+1150+90+7)=0,047
А/Т в Т/К rинв=265/(4110+1150+90+7)=0,049
В/Т в Т/К rинв=262/(4110+1150+90+7)=0,0489
Шаг 6. Расчет численности работников в планируемом периоде
Ж/Д Чпл=1400 * 60/100 * 1,089+1400*(100- 60)/100=1475 человек
А/Т Чпл=700*70/100*1,25+ 700*(100-70)/100=823 человек
В/Т Чпл=450*80/100*3,25+450*(100-80)/100=1260 человек
Ж/Д в Т/К Чпл=2550*75/100*1,05+2550*(100-75)/100=2646 человек
А/Т в Т/К Чпл=2550*75/100*1,1+2550*(100-75)/100=2741 человек
В/Т в Т/К Чпл=2550*75/100*1,09+250*(100-75)/100=2722 человек
Шаг 7. Изменение уровня производительности труда
Ж/Д Абаз=90,72/1400=0,0648 тнгчеловек
Аинв=98,82/1475=0,067 тнгчеловек
А/Т Абаз=90/700=0,1286 тнгчеловек
Аинв=112,50/822,5=0,1368 тнгчеловек
В/Т Абаз=30,24/450=0,0672 тнгчеловек
Аинв=98,28/1260=0,078 тнгчеловек
Т/К: Аинв=294,5/2550=0,115 тнг человек
Ж/Д в Т/К Аинв=309,225/2645,6=0,1169 тнгчеловек
А/Т в Т/К Аинв=323,95/2741,2=0,118 тнгчеловек
В/Т в Т/К Аинв=321,005/2722,2=0,1179 тнгчеловек
- в натуральном выражении:
А = Грузооборот / численность рабочих (ткм/чел.)
Ж/Д Абаз=756/1400=0,54 млн ткмчеловек
Аинв=823,5/1475=0,59 млн ткмчеловек
А/Т Абаз=600/700=0,857 млн ткмчеловек
Аинв=750/822,5=0,91 млн ткмчеловек
В/Т Абаз=84/450=0,187 млн ткмчеловек
Аинв=273/1260=0,217 млн ткмчеловек
Т/К: Аинв=1550/2550=0,51 млн ткмчеловек
Ж/Д в Т/К Аинв=1627,5/2645,6=0,615 млн ткмчеловек
А/Т в Т/К Аинв=1705/2741,2=0,622 млн ткмчеловек
В/Т в Т/К Аинв=1689,5/2722,2=0,621 млн ткмчеловек
Шаг 8. Расчет себестоимости перевозок:
Ж/Д Sбаз=22/756=0,029 млн тг/т км
А/Т Sбаз =25/600=0.417млн тг/т км
В/Т Sбаз=8,6/84=0,102 млн тг/т км
Т/К Sбаз=66,7/1550=0,0359 млн тг/т км
Ж/Д Sпл=23,17/823,5=0,028 млн тг/т км
А/Т Sпл=29,375/750=0,0392 млн тг/т км
В/Т Sпл=24,08/273=0,088 млн тг/т км
Ж/Д в Т/К Sпл=57,685/1627,5=0,0353 млн тг/т км
А/Т в Т/К Sпл=59,77/1705=0,0347 млн тг/т км
В/Т в Т/К Sпл= 59,353/1689,5=0,0348 млн тг/т км
Все изменения основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений по каждому транспорту и по всему транспортному комплексу были рассчитаны, теперь все их для наглядности необходимо внести в таблицу 2.
Таблица 2. Показатели работы различных видов транспорта
№ п/п | Наименование показателя | Ж/Дб | Ж/Дпл | А/Тб | А/Тпл | В/Тб | В/Тпл |
Грузооборот, млн. ткм. | 823,5 | ||||||
Доходы, млн. руб. | 90,72 | 98,82 | 112,50 | 30,24 | 98,28 | ||
Расходы, млн. руб. | 23,175 | 29,375 | 8,6 | 24,08 | |||
Фондоотдача | 0,21 | 0,23 | 0,13 | 0,165 | 0,01 | 0,033 | |
Рентабельность | 0,130 | 0,121 | 0,0783 | 0,0896 | 0.0055 | 0,0186 | |
Прибыль, млн. руб. | 68.72 | 75,64 | 83,130 | 21,64 | 74,20 | ||
Производительность труда, руб./чел. | 0,0648 | 0,067 | 0,1286 | 0,1368 | 0,0672 | 0,078 | |
Производительность труда, млн. ткм./чел. | 0,54 | 0,55 | 0,857 | 0,91 | 0,187 | 0,217 | |
Численность работников, чел. | |||||||
Себестоимость, руб./ткм. | 0,029 | 0,028 | 0,417 | 0.392 | 0,102 | 0,088 | |
Кроста, % | 8,93 | 22,5 |
Таблица 3. Показатели работы всего ТК в базовом периоде и после произведенных инвестиций в различные направления транспорта
№ п/п | Наименование показателя | ТК | ТКпл в Ж/Д | ТКпл в А/Т | ТКпл в В/Т |
Грузооборот, млн. ткм. | 1627,5 | 1689,5 | |||
Доходы, млн. руб. | 294,5 | 309,225 | 323,95 | 321,005 | |
Расходы, млн. руб. | 55,6 | 57,685 | 59,77 | 59,353 | |
Фондоотдача | 0,072 | 0,0736 | 0,077 | 0,076 | |
Рентабельность | 0,045 | 0,047 | 0,049 | 0,0489 | |
Прибыль, млн. руб. | 238,9 | 251,8 | |||
Производительность труда, руб./чел. | 0,115 | 0,1169 | 0,118 | 0,1179 | |
Производительность труда, млн. ткм./чел. | 0,608 | 0,615 | 0,622 | 0,621 | |
Численность работников, чел. | |||||
Себестоимость, руб./ткм. | 0,03659 | 0,0353 | 0,0347 | 0,0348 | |
Кроста, % |
Исходя из сделанных мною выводов, как эффективный вид транспорта я выбираю автомобильный транспорт. Поскольку из 2 таблицы доход и прибыль после инвестирования у автомобильного транспорта намного выше, чем в железнодорожном и воздушном транспорте. А еще автомобильные перевозки - один из самых востребованных видов транспортных услуг. Развитие внешнеторговых связей приводит к тому, что с каждым годом растет объем грузоперевозок.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «рентабельность»
Ответ: Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.
2. Дайте определение понятию «производительность»
Ответ:Производительность предприятия — способность выпускать то или иное количество продукции.
Вывод: Научилась анализу эффективности транспортно-логистической системы компании.