1. Вступление (2-3 предложения, подводящие к проблеме). Можно не использовать вступление и сразу перейти к риторическому вопросу или к формулировке проблемы.
Клише для вступления:
· Думаю, эта тема интересует многих….
· Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
· Об этом написаны многие произведения и сняты тысячи кинолент…
· Всем известен факт…
2. Формулировка проблемы (К1) (размышления автора над поставленной проблемой).
Клише для формулировки проблемы:
· Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
· Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего?)…
· В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
· Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящён текст автора (ФИО).
· Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
3. Комментарий к проблеме (К2) (2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними (противопоставление, сравнение, пояснение, уточнение или дополнение информации, обобщение, указание на следствие или причину…). ПОМНИ: комментарий — это не пересказ, а АНАЛИЗ! Поэтому все элементы, представленные в шаблоне, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
Клише для комментария:
Примеры–иллюстрации 1 и 2 | · Во-первых, автор показывает… · В качестве примера автор рассматривает… · Размышляя над проблемой, автор приводит две противоположные точки зрения (мнения, ситуации, образы…). · Проблема раскрывается автором на примере… · Автор обращает внимание читателя на … · Прежде всего автор изображает… · Внимание читателя привлекается (чем?)… · Во-вторых, внимание читателя привлекает… · Следующее предложение поясняет (описывает, характеризует, оценивает, уточняет, иллюстрирует…)… · Разъясняя ситуацию, автор использует… · Причиной (результатом, следствием…) описанного события явилось… · Продолжая своё рассуждение, автор указывает на следствие описываемого события… · Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует… · Этот поступок героя уточняется следующими выразительными средствами… · Это событие (поведение, эта ситуация…) дополняет представление о… · Впоследствии (далее) внимание читателя концентрируется на… · Далее сюжет разворачивается таким образом, что… · Мнение автора подчёркивается также и следующим примером… · Другая ситуация, представленная автором, говорит о… · Следующим примером, подчёркивающим взгляд автора, служит… |
Пояснение к примерам (к каждому из двух) | · Этот пример показывает, что… · Этот пример убедительно доказывает, что… · Эти события (факты, примеры) помогают понять… · Образ, так внимательно рассмотренный автором, вызывает у читателя… · Черты персонажа, подчёркнутые автором, помогают нарисовать портрет человека… |
Связь между примерами | ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ: · Размышляя над проблемой, автор противопоставляет различные мнения (персонажей, их поступки…). · Приведённые примеры-иллюстрации отображают контраст образов (схожесть поступков, сравнение ситуаций, связанных с…). · С помощью противопоставления автор текста показывает… · Анализируя взаимосвязь рассмотренных иллюстраций, легко заметить контраст (поступков, мнений, ситуаций…), что свидетельствует о… ДОПОЛНЕНИЕ: · Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что… (позволяют увидеть…). · Оба примера служат дополнением друг друга… · Первый пример служит дополнением второму… СОПОСТАВЛЕНИЕ (СРАВНЕНИЕ): · Сопоставляя приведённые примеры, становится предельно ясно, что автор находится на стороне… · Сопоставляя приведённые примеры, несложно заметить, что автор сравнивает героев (их поступки, мнения…). · Сравнивая приведённые в пример жизненные ситуации, автор пытается донести до читателя мысль о том, что… · В виде сопоставления примеров автор обращается к … · Сопоставляя эти факты (поведение героев, разные точки зрения…) ПРИЧИНА (СЛЕДСТВИЕ): · Два примера из текста свидетельствуют о причинах того, что… · Эти примеры называют причины, по которым… · Причинно-следственные отношения, раскрытые в приведённых примерах, позволяют читателю убедиться в том, что… · Проанализировав приведённые примеры, мы понимаем причину того, что… · Примеры из текста, связанные причинно-следственными отношениям, убеждают читателя в том, что… ОЦЕНКА: · Оба примера позволяют читателю оценить героя в развитии и показать становление личности. · В обоих примерах легко рассмотреть одинаковые изобразительно-выразительные средства (?), через которые прослеживается оценка автора поступков героев (точек зрения, образов…). ОБОБЩЕНИЕ (ВЫВОД): · Обобщая сказанное, автор… · Писатель (автор, публицист) формулирует вывод… · Приведённые примеры позволяют максимально подробно (внимательно, тонко…) рассмотреть (оценить) ситуацию (разобраться в ситуации, в образах, мнениях…) и понять, что… |
4. Авторская позиция (К3) (позиция автора исходного текста — ответ на проблемный вопрос) раскрывается после комментария, состоящего из 3-х абзацев.
|
|
|
Клише для отображения авторской позиции:
· Автору удалось убедить читателя в том, что…
· Позиция автора заключается в том, что…
· В произведении доказана мысль о…
· Позиция автора очевидна (ясна, несомненна, такова…)…
· «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора».
5. Собственное отношение к позиции автора (К4)
Состоит из трёх этапов:
1) согласие или несогласие с автором;
2) почему согласен(-на) или не согласен(-на);
3) аргумент-обоснование (пример из художественной литературы, цифры, факты, пословицы, афоризмы, высказывания известных людей, жизненный опыт и т.д.).
Клише для выражения собственного мнения:
Твое отношение к позиции автора | · Я согласен с мнением автора. · Не могу полностью разделить мнение автора… · Безусловно, автор прав. · Моя точка зрения совпадает с позицией автора… · Трудно не согласиться с точкой зрения автора. · Я полностью разделяю позицию автора. |
Обоснование собственной позиции | · Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа… · Сама история человечества не раз доказывала справедливость высказанного автором мнения… · Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так… · В художественной литературе есть множество примеров, доказывающих точку зрения, высказанную автором. |
6. Вывод (обобщение рассуждения, итоги рассуждения из 2-3 предложений).
Клише для вывода:
· После прочтения текста (имя автора) становится понятно…
· После знакомства с героями приведённого для анализа произведения понимаешь…
· Прочитав произведение, осознаёшь…
· Автор стремился показать…
· Автор хочет, чтобы читатель понял…
· Автор текста считает проблему важной и актуальной, и это даёт возможность рассмотреть её более глубоко (отнестись к ней со всей серьёзностью…).