Осмысление проблем подготовки людей к экстремальным ситуациям и действиям в них началось задолго до возникновения научно-психологических и научно-педагогических исследований. С древнейших времен человеку приходилось бороться за выживание, участвовать в опасных охотах на крупных зверей, отражать нападения враждебных племен, испытывать на себе воздействие грозных сил стихии. Во времена Древней Греции, Рима, Египта были созданы первые системы подготовки воинов и населения к ведению войн и защите от врагов. Именно с проблем вооруженной борьбы началось осмысление экстремальных ситуаций.
Зародыши современного понимания проблем действий в военно-опасных ситуациях мы находим лишь в Эпоху Возрождения (Ренессанса, XIV—XVI вв.), расцвета наук и перехода от средневековой культуры к новой. Эмпирические военно-психологические и военно-педагогические взгляды накапливались у выдающихся военных деятелей, частично были воплощены в их собственных трудах и, еще больше — в работах исследователей их наследия. Наиболее заметны в этом отношении труды итальянца Никколо Макиавелли (1469—1527), книги «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» российского полководца А.В. Суворова (1730—1800), мемуары французского полководца Наполеона Бонапарта (1769—1821), сочинения немецкого военного теоретика Карла Клаузевица (1780— 1831). Внимательно изучалось в XIX в. наследие видных российских военных деятелей — Петра I (1672—1725), П.А. Румянцева-Задунайского (1725-1796), М.И. Кутузова (1745—1813), Г.И. Бутакова (1820-1882), С.О. Макарова (1848-1904), М.И. Драгомирова (1830—1905) и др. Тогда появились первые специальные психологические и педагогические работы (Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. — СПб., 1898; Головин Н. Исследования боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. — СПб., 1907; Шумков Г.Е. О психике бойцов во время атаки //Русский инвалид. 1910. № 278; Ухач-Огорович Н. Военная психология. — Киев, 1911; Шумков Г.Е. Чувство тревоги как доминирующая эмоция в период ожидания боя //Военный вестник. 1913. — № 10; Макаров С.0. Рассуждения по вопросам морской тактики. — М., 1943. Главы 3-5; Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время (воспитание и образование). — М., 1956.)
Военная психология продолжала интенсивно развиваться в XX в. Мощные импульсы ее развитию дали Первая и Вторая мировые войны, Великая Отечественная война (Теплое Б.М. Ум полководца. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961; Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. — Тбилиси, 1967.), появление в середине века оружия массового поражения, война между Египтом и Израилем, начавшаяся в 1956 г., и другие локальные войны, продолжающиеся в разных точках планеты до настоящего времени.
В последние десятилетия внимание военных психологов было сосредоточено на вопросах боевой деятельности, обеспечения бдительности и боевой готовности, боевой службы кораблей военно-морского флота, действий при угрозе и внезапном начале войны и др. (' Луков Г.Д. Психология. — М., 1960; Луков Г.Д., Платонов К.К. Психология. — М., 1964; Коробейников МЛ. Поведение воина в опасной ситуации. — М., 1965; Феденко Н.Ф., Луганский Н.И. О некоторых национально-психологических особенностях личного состава империалистических армий. — М., 1965; Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. — М., 1966; Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. — М., 1969; Столяренко А.М. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. — М., 1972; Барабанщиков А.В., Глоточкш А.Д., Феденко Н.Ф., Шеляг В.В. Проблемы психологии воинского коллектива. — М., 1973; Столяренко А.М. Психология бдительности и боевой готовности. — М., 1975; Броневицкий Г.А., Зуев ЮЛ., Столяренко А.М. Основы военно-морской психологии. — М., 1977; Военная психология /Под. ред. Н.Ф. Феденко. — М., 1978; Военная психология /Под ред. полк. Ю.Г. Сулимова. — М., 1988; Ответчиков А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. — М., 1991; Сьедин С.И., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. — М., 1992; Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. — М., 1994; Караяни А.Г. Психологическая работа в боевой обстановке: практическое пособие. — Самара, 1997; Военная психология: методология, теория, практика. — М., 1998. Части 1, 2.).
Широкое развитие получила военная педагогика(Базанов А.Г. Педагогика. — М., 1964.), существенный вклад в которую внесли работы А.В. Барабанщикова (1924— 1997) и его учеников (Военная педагогика /Под ред. А.В. Барабанщикова. — М., 1966; Ладанов И.Д. Обучение личного состава подразделений и частей в военное время. — М., 1970; Военная педагогика. — М., 1973; Военная педагогика / Под ред. проф. В.Н. Герасимова. — М., 1997.)
Исторически вторыми в исследовании экстремальных ситуаций, вероятно, стали проблемы правоохранительной деятельности: охрана общественного порядка, ликвидация массовых беспорядков, расследование преступлений. Исследователи отмечали значительные психологические трудности решения этих задач, рассматривали способы подготовки профессионалов к их преодолению, трудности отбытия наказания заключенными в тюрьмах. Осуществленные во второй половине XIX в. во многих странах мира (в России с 1864 г.) судебные реформы, утверждавшие в судопроизводстве принципы независимости и несменяемости судей, состязательности судебного процесса и равноправия сторон, признания вердикта суда присяжных и др., создали благоприятные условия для востребованности психологических и педагогических знаний. Для конца XIX и первой трети XX вв. характерным было активное изучение психологии лиц, отбывающих наказания. Исследования экстремальных проблем в юридической психологии были продолжены в последней трети XX в.(Коломеец В.К. Вопросы психологической подготовки сотрудников милиции к действиям в особо сложных условиях / Приложение к «Вестнику передового опыта». — Свердловск, 1975; Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М., 1987; Велик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности: Научно-аналитический обзор. — М., 1988; Столяренко А.М. Психологическая подготовка юриста в условиях перестройки образования и демократизации общества //Вопросы психологии, 1989, № 4; Сапарин О.Е. Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников органов внутренних дел и пути ее совершенствования. Дисс. канд. наук. — М., 1990; Лохов В.П., Волков В.Н., Колос И.В.., Назаренко Ю.В., Калманов Г.Б. Особенности психического состояния сотрудников органов внутренних дел, работающих в экстремальных условиях. — Домодедово, 1992; Коноплев А.С. Диагностика и пути психопрофилактики дистресса у разведчиков скрытого наблюдения органов внутренних дел. Дисс. канд. наук. — М., 1992; Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. — М., 1993.), активизировавшись в 90-е годы в связи с обострением криминальной ситуации в стране. Это привело к возникновению особых научно-прикладных направлений под названиями экстремально-юридическая психология и экстремально-юридическая педагогика. (Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: Тактика и психология безопасной деятельности. — М., 1996; Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудника органов внутренних дел. — М., 1997; Юридическая педагогика в МВД /Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М., 1997; Човдырова Г.С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивос-ти личного состава системы МВД России в экстремальных условиях. — М., 1998; Столяренко А.М. Юридическая педагогика. — М., 2000; Прикладная юридическая психология /Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М., 2001.).
Проблемы экстремальности труда не могли не привлечь внимания специалистов по труду в конце XIX — начале XX вв. — в период его всеобщей машинизации, появления конвейерного производства, воздушного и автомобильного транспорта. Начало было положено американским инженером Ф.У. Тейлором (1856—1915), разработавшим основы научной организации труда. Вопросы рациональных приемов работы, конструирования рабочих мест и инструмента, профессионализма работающих, режима труда и отдыха, предупреждения нервно-физических перегрузок, порождающих брак и профессиональные заболевания, профилактики поломок, аварий, производственного травматизма исследовались и исследуются поныне в психологии труда, физиологии труда, гигиене труда, педагогике профессионального обучения (Багинт И., Мураш М. Психология безопасности труда. — М., 1968; Гуревич КМ. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970; Платонов К.К. Вопросы психологии труда. — М., 1970; Очерки психологии труда. — М., 1974; Етисеев СА. Психологические факторы в промышленном травматизме. — Ташкент, 1975; Косилов С.А. Физиологические основы производственного обучения. — М,, 1975; Котик М.А. Психология и безопасность. — Таллин, 1981 и др.). К середине XX в., с появлением новой техники и распространением операторского труда, возникает новое направление исследований и прикладных разработок — инженерная психология, в центре интересов которой стоит система «человек-машина», т.е. проблемы оптимального и надежного функционирования, надежности труда человека-оператора (Ломов Б.Ф. Человек и техника. — М., 1966; Небылчцын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления. — М., 1964; Военная инженерная психология. — М., 1970; Зчнченко В.П., Мунчпов В.М., Смолян Г.Л. Эргономические основы организации труда. — М., 1974 и др.)
Специальному исследованию подвергнуты и некоторые виды профессионального труда, отличающиеся повышенной экстремальностью и нуждающиеся в особом обеспечении безопасности: космонавтов, летчиков, моряков, водителей, пожарных, бизнесменов (Марищук В.Л., Платонов К.К., Плотницкий Е.А. Напряженность в полете. — М., 1969; Платонов К.К. Психология летного труда. — М.; Пожарная тактика /Под ред. Я.И. Повзика. — М., 1984. Главы 8, 9; Симонов АЛ. Влияние экстремальных условий на эффективность действий пожарного подразделения в связи с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями пожарных. Канд. дисс. — М., 1978; Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. — М., 1989; Характеристика состояний психической дезадаптации у сотрудников пожарной охраны в напряженных и экстремальных условиях деятельности и их профилактика: Методические рекомендации. — М., 1992; Марьин М.И., Ловчан С.И., Леей М.В. и др. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: Методическое пособие. — М., 1999; Ронин Р. Своя разведка. - Минск, 1999. — С. 284—360).
Трудности повседневной жизни людей, возросшие в период бурного развития капитализма во второй половине XIX в., тоже не остались без внимания ученых. В Америке под влиянием получивших распространение философии прагматизма и идей социал-дарвинизма (считавшего, что в человеческом сообществе и в животном мире действуют одни и те же законы борьбы за существование и естественного отбора) была разработана система подготовки учащихся к реальным трудностям жизни, получившая название «школы жизни». Внимательно стали изучаться трудности борьбы за выживание и вопросы достижения успеха в условиях ожесточенной рыночной конкуренции и необходимости уметь защищать себя и свои интересы. Общеобразовательный компонент обучения был сведен к минимуму за счет усиления прикладного — подготовки к жизни. Проблемы жизни людей подвигли и психиатров к изучению причин распространения психической патологии, а также разработке мер по ее лечению и профилактике. Доминирующее значение приобрели вначале идеи австрийского психиатра 3.Фрейда о бессознательном, инстинктивных влечениях человека (сексуальном, агрессивном, родительском, страха смерти), конфликты которых с сознанием (по его мнению) и выступают основной причиной бесконечно испытываемых людьми страданий и внутренних конфликтов и возникающих на этой основе отклонений в психике. Большинство последователей 3. Фрейда (неофрейдисты), пытаясь преодолеть шокирующую пансексуалистическую акцентуацию его учения, продолжали искать другие причины трудностей в бессознательной сфере.
Во второй половине XX в. в зарубежной психологии возникло гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл и др.), рассматривавшее человека не как вечно страдающее существо, а оптимистично оценивавшее возможности людей и разрабатывавшее психологические пути реализации каждым человеком своих возможностей и достижения успеха в жизни (самореализация и самоутверждение). К схожей цели стремилась и отечественная психологическая наука («от каждого по способности»). В ней сложилось целое направление исследований психологии человека в трудных условиях (Левитов НД. О психических состояниях человека. — М., 1964; Космолшижш Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. — М., 1976; Наенко Н.И. Ясихическая напряженность. — М., 1976; Коган Б.М. Стресс и адаптация. — М., 1980; Катаев- Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983; Васчлюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984; Психологические проблемы деятельности в особых условиях. — М., 1985; Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — М., 1987; Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. — М., 1987; Меер-сон Ф.3., Пшенинкова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. — М., 1988; Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. — Л., 1988; Александровский Ю.А., Лобастое О.С., Спи-»шс Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. — М., 1991; Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. — М., 1993; Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. — М., 1998; Архипова Н.А., Куль-ба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях, 2-е изд. — М., 1998; Щербатых Ю. Психология страха. — М., 1999; Крысько В.Г. Секреты психологической войны. — Минск, 1999.)
С большой тщательностью исследовались экстремальные ситуации в спорте, который, как известно, для достижения победы требует от человека предельных физического и психического напряжений. Психология и педагогака спорта — особые направления наук, внесших заметный вклад в разработку путей решения экстремальных проблем.
Экстремальная психология и педагогика, как видно, уже достаточно долго и активно занимаются проблемами экстремальных ситуаций. В настоящее время назрела необходимость оптимального объединения их усилий, нацеленного на обеспечение жизненного успеха человека и его безопасности.
Психологией называют науку о психике, как свойстве мозга, ее отражательной природе, особенностях у человека и психической деятельности, регулирующей его жизнедеятельность. Педагогика — наука о целенаправленном образовании, воспитании, обучении и развитии людей, обеспечивающем передачу опыта старших поколений молодым, достижение каждым человеком успеха в жизни и способствующем созданию для этого благоприятных условий в обществе, утверждению идеалов гуманизма, демократии, духовности, культуры и права. В своей основе объект их научного интереса общий — человек; есть общее и в целях — познать человека, помочь ему в жизни, предупредить срывы и неудачи. Есть, конечно, и немалые различия. Психологическая наука интересуется человеком где бы он ни был и в любой момент его жизни, в то время как педагогическая наука ограничивается вопросами образования, воспитания, обучения и развития человека, их осуществления и совершенствования. Первая объясняет внутренний мир человека и изыскивает пути психологического воздействия на него, а вторая — разрабатывает систему педагогической работы с ним, подготовки к жизни и профессиональной деятельности, их непрерывного совершенствования.
Особенно контрастны различия проведенных и проводимых психологических и педагогических исследований проблем человека в экстремальных ситуациях. Каждая из наук, соблюдая научную этику, старается не переступать границ присущего ей исследовательского подхода и не вторгаться на «территорию проблемного поля» другой. В результате одна наука в основном описывает психологию людей в экстремальных ситуациях (причем нередко в пугающе мрачных тонах), мало заботясь о том, как готовить их к ним, вторая — ищет ответы на вопрос «как готовить?», но недостаточно заботится о психологической обоснованности и тонкостях разрабатываемых педагогических мер. В узко-научном отношении такая этичность оправдана и должна сохраняться, но в практическом — от нее мало пользы. Интересы практики прагматичны — как лучше всего готовиться и действовать? И ей безразлично, к какой науке относится ответ. Наиболее практичен всегда комплексный, всесторонне взвешенный.
Следует отметить, что определенный опыт комплексного, взаимосвязанного использования психологического и педагогического знания уже накоплен. Можно назвать, например, педагогическую психологию — особую, пограничную с педагогикой отрасль психологической науки. На активном использовании достижений психологии основывается и значительная часть рекомендаций некоторых современных авторов педагогических трудов. Практика пошла еще дальше: в ряде министерств, ведомств, организаций уже проводится профессионально-психологическая подготовка персонала, представляющая собой педагогическую систему, основывающуюся на данных психологии. Стало употребляться и понятие «психопедагогика».
Применительно к экстремальным условиям возникла потребность усилить взаимосвязанное использование возможностей психологических и педагогических наук. Экстремальная психопедагогика — пограничная между психологией и педагогикой, комплексная и взаимосвязанная система научных психологических и педагогических знаний, имеющая прикладную направленность и обеспечивающая максимально возможную на современном научном уровне подготовку людей к уверенным действиям в экстремальных ситуациях жизни и профессиональной деятельности и к обеспечению безопасности в них.
Задачами экстремальной психопедагогики в общеобразовательном и профессионально-образовательном процессах выступают:
• ознакомление обучающихся с психологическими характеристиками экстремальных ситуаций и их требованиями к экстремальной подготовленности человека, специалиста;
• достижение понимания обучающимися того, что успех действий и обеспечение безопасности в экстремальных ситуациях в решающей степени зависит от каждого и его подготовленности;
• формирование у обучающихся убежденности в личной возможности успешных действий в экстремальных ситуациях при хорошей подготовленности к ним;
• ознакомление обучающихся со структурой и содержанием компонентов экстремальной подготовленности и формирование мотивов к качественному овладению ими;
• формирование у обучающихся знаний, навыков и умений, необходимых для успешных действий и обеспечения безопасности в экстремальных ситуациях;
• помощь обучающимся в развитии у привычек и качеств, обеспечивающих надежность достижения успеха и обеспечения безопасности при любых сложностях предвидимых ситуаций;
• подготовка специальных групп для слаженных, уверенных и надежных действий в экстремальных ситуациях.
Решение этих задач следует строить с учетом особенностей обучаемого контингента и тех конкретных экстремальных ситуаций, возникновение которых в его жизни и деятельности (особенности места жительства, возраста, профессиональной деятельности, социальной среды, социального положения и пр.) весьма вероятно.
Вопросы и задания для самопроверки и размыпшеинй
1. Что понимается под словосочетанием «экстремальная ситуация»?
2. Как различаются ситуации по степени экстремальности?
3. Припомните классификацию экстремальных ситуаций и дайте краткую характеристику каждой группы.
4. Подумайте и ответьте: а) с какими видами экстремальных ситуаций вам уже пришлось сталкиваться в жизни? б) какие экстремальные ситуации приходится чаще всего преодолевать сейчас? в) какие экстремальные ситуации вы считаете наиболее вероятными в ближайшем будущем? г) какие из переживаемых и ожидаемых ситуаций беспокоят вас больше всего и вы хотели бы научиться преодолевать их наиболее успешно?
5. Какими документами федерального уровня регламентирована обязательность подготовки граждан нашей страны к успешным и безопасным действиям при экстремальных обстоятельствах?
6. Какие проблемы действий в экстремальных ситуациях и подготовки к ним разрабатывались и решались в психологической и педагогической науках до настоящего времени?
7. Какие из упоминавшихся в главе научных публикаций заинтересовали вас больше всего?
8. Какие проблемы изучают психологическая и педагогическая науки? В чем их различия и близость?
9. Дайте определение экстремальной психопедагогики?
10. Вспомните задачи, которые преследует изучение экстремальной психопедагогики, какие из них вы считаете важными для себя?