Исторический путь развития массовой информации в России




 

Развитие массовой информации имеет свою историю.

Еще древние философы говорили о колоссальной креативной, созидающей силе информации, Логоса, Слова, первоидеи, первосмыслов, называя их разными понятиями (Нус, Ноумен, Парадигма, Архетип, Монада, Эйдос, Дао, Манас и т.п.).

Мифологических вестников богов, которые существовали практически у всех народов, можно условно признать прародителями современных журналистов. Они, по преданию, осуществляли связь между богами и людьми.

Самым интересным среди этих мифологических фигур был Гермес – сын Зевса и нимфы гор Майи. Он почитался греками как вестник богов, покровитель путников, был богом торговли и скотоводства, проводников душ в иной мир. Фактически он осуществлял функции связи, коммуникации, обмена информацией, товарами, а также обмена земного существования на внеземное. Кроме того. Ему отводилась роль глашатая, учителя ораторов, прямо связанная с информационной деятельностью. Он считался мастером диалога, умения говорить речи, толковать различные смыслы и значения.

Женским аналогом Гермеса в греческой мифологии была богиня радуги Ирида – воплощение целостности мира.

Мифологического египетского Тота называли языком (Словом) бога Птаха. По преданию, Тот изобрел письменность, занимался учреждением образования, наук и искусств, писал священные книги, был покровителем ученых и просветителей, научил людей считать и писать.

Аналогичные вестники богов были и у других народов.

Символами информации в древности были также крылатые – голуби, утки, лебеди, гуси, вОроны. В этом ряду и российская вещая мудрая птица Гамаюн – посланница славянских богов, их глашатай, предвещательница будущего.

Ангелы, в частности архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил, у славян считались личными информационными посредниками человека. Но это все мифологические вестники.

В древности существовали реальные люди, занимавшиеся распространением информации.

Роль реальных земных вестников нередко исполняли пророки, оракулы и основатели философско-религиозных учений, в частности Конфуций, Лао-Цзы. Информационно-коммуникационные функции как бы спустились на землю, были переданы от богов и духов людям.

Прямыми предшественниками информаторов в древнем обществе были ораторы, в частности Демосфен и Цицерон – видные политические и общественные деятели.

Правители, желавшие донести до народа свои приказы и распоряжения, прибегали к помощи глашатаев-гонцов.

Роль информаторов выполняли путешественники. Странники, воины, побывавшие в других странах. Безымянные составители текстов и известные летописцы также были предшественниками журналистов.

Временем зарождения собственно информационной профессии, как специальной деятельности по периодическому публичному распространению информации, исследователи считают издание рукописных цезаревских газет «Acta senatus» – вести с заседания сената и «Acta diurnal populi Romani» – последние известия для римских граждан. Их выставляди в виде гипсовых оттисков на площадях и улицах Древнего Рима в I веке до нашей эры, с них делались копии, которые рассылались в провинции. Это были официальные известия, которые сообщали о военных событиях, назначениях должностных лиц, о похоронах, пожарах, разного рода увеселениях.

Они выпускались по мере накопления каких-то фактов и не имели периодичности выхода. Именно с периодичностью выхода связано возникновение газеты, название которой произошло от слова «gazzetta» – мелкой итальянской монеты, на которую люди покупали распространяемые листки.

Точно неизвестно, в какой именно стране такие листки приобрели характер периодических сообщений. Но произошло это, по всей вероятности, в первые десятилетия XVII века. О характере газеты свидетельствует название венского издания 1615 года «Еженедельные ординарные и экстраординарные известия и все, что до них относится». Подобные известия стали выпускаться в Англии, Франции, Италии, Испании.

В России еще до появления газеты был обычай переводить и переписывать новости из заграничных источников: немецких, голландских, польских, шведских и других. Эти новости поступали в Посольский приказ, где дьяки и подьячие выбирали известия, переводили их, заносили на длинные листы бумаги – свитки и из них составляли «Вестовые письма» или «Куранты», которые были предшественниками периодической печати в России. Кроме зарубежной периодики источниками информации служили письма русских, живущих за границей или путешествующих там. Рукописная газета издавалась для царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича. Она была, как правило, в одном-двух экземплярах, читалась царям вслух и пряталась в приказ Тайных дел.

Петр I сам знал европейские языки, читал иноземные газеты, и ему незачем было издавать такого рода переводную газету. Зато остро требовалось издание, в котором он мог бы пропагандировать свои преобразования, давать информацию о правительственной политике, военных делах, новостях в стране и за рубежом. 15 декабря 1702 года царь подписал приказ о печатании первой русской газеты «Ведомости», которая вышла 2 января 1703 года тиражом одна тысяча экземпляров (полное название газеты «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах»). (13 января по новому стилю – день российской печати). Газета издавалась под личным патронажем Петра Первого при его непосредственном участи в редактировании номеров. Сам Петр писал в нее, отбирал материалы к очередным номерам, правил тексты, стараясь достичь доступности изложения. Но у первой русской газеты был официальный редактор – директор Печатного двора в Москве поэт Федор Поликарпов.

Когда «Ведомости» перевели в Петербург, редактором стал директор петербургской типографии Михаил Абрамов.

В 1728 году вместо петровских «Ведомостей» стали издаваться «Санкт-Петербургские ведомости», учрежденные Академией наук. В 1756 году Московский университет стал выпускать «Московские ведомости». Особая их популярность приходится на 1779-1789 годы, когда их арендовал известный русский просветитель, писатель, журналист, издатель Николай Иванович Новиков. В этот период их тираж увеличился с 600 до 4000 экземпляров.

Наряду с официальными изданиями появлялись и частные (сатирическое издание «Поденщина» в 1769 году, как пример), которые не выдерживали конкуренции и прекращали свое существование.

Выпускались газеты и в провинции.

В истории отечественной массовой информации заметную роль сыграла первая русская революционная бесцензурная газета «Колокол», которую издавали два русских общественных деятеля Александр Иванович Герцен и Николай Платонович Огарев сначала в Лондоне (1857-1865), затем в Женеве (1865-1867). Экземпляры газеты тайно переправлялись в Россию, где она имело множество корреспондентов, доставлявших богатейший материал. Газета требовала освобождения крестьян с землей, отмены цензуры. Телесных наказаний. Пропагандировала революционно-демократические идеи.

В этот период стали издаваться газеты на национальных языках.

Особое место в развитии массовой информации сыграла большевистская печать.

В годы Советской власти количество и тиражность газет достигли огромного размера. Газеты выходили на всех языках народов, проживающих в СССР. Кроме партийных, комсомольских, пионерских выпускались профсоюзные, литературные, спортивные, многочисленные специализированные издания. На крупных предприятиях, в высших учебных заведениях печатались многотиражные газеты. Таким образом, газетным печатным словом было охвачено все население от мала до велика Советского Союза.

Для населения России с первого появления востребованными становятся журналы, появившиеся спустя полвека со дня выхода газеты. Первый журнал был правительственным. Он выходил с 1755 года как издание императорской академии наук и назывался «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Приблизительно в это же время русский писатель Сумароков начал издавать журнал литературно-сатирического направления «Трудолюбивая пчела».

Екатерина II, желая повлиять на общественное мнение, издает журнал «Всякая всячина». В противовес екатерининскому журналу известный газетный издатель Н.И. Новиков выпускает журналы «Трутень» и «Живописец», в которых полемизирует с Екатериной II. Он пишет о тяжелом положении крепостного крестьянства, критикует произвол вельмож. Понтно, что такое направление новиковских журналов не могло понравиться Екатерине II. Вскоре они были закрыты, а их издатель оказался в крепости.

Заметным явлением в общественной жизни России стали журналы баснописца Крылова «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий», издававшиеся в 1789-1793. в них содержалась умеренная полемика, видимо, их издатель опасался судьбы Н.И. Новикова.

Солидным литературным изданием был «Московский журнал» выдающегося историка Карамзина, выходивший в 1791-1792 годы. Он прививал читателям любовь к отечественной словесности.

Появлялись журналы и в провинции (в Ярославле, в Тобольске).

В XIX веке в отличие от XVIII века, правительственные журналы не издавались. Они полностью перешли в частные руки. В начале века возникли такие известные журналы, как «Вестник Европы» (1802-1830), «Сын Отечества» (1812-1852), «Отечественные записки» (1818-1830), «Современник», который издавал А.С. Пушкин, «Московский телеграф» Полевого (1825-1834), «Телескоп» Надеждина (1831-1836), «Библиотека для чтения» Сенковского (1834-1865).

В ХХ веке активизируется журнальное дело.

В годы советской власти возникают «толстые» и «тонкие» журналы. Почти все они выходят сегодня. Особенностью современных журналов является то, что среди них возник «глянец» и рекламные, «оттянувшие» значительную массу читателей от традиционных изданий.

 

Развитие радио как средства массовой информации родилось после изобретения одновременно А.С. Поповым из России и Г. Маркони из Италии средства связи, основанного на передаче сигнала на расстояние без проводов.

25 апреля (7 мая – по новому стилю, День радио впоследствии) 1895 года А.С. Попов выступил с научным докладом и демонстрацией прибора, который был назван «громкоговорителем», и выразил надежду на его применение для передачи сигнала на расстояния без проводов.

К сожалению, в России изобретение Попова не было запатентовано из соображений секретности и в течение длительного времени использовалось главным образом в военных целях, тогда как аналогичное изобретение Маркони привлекло к радиотелефонии внимание широких деловых кругов, благодаря чему он получил хорошие материальные возможности для развития. Так, в 1901 году Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. А в 1909 году был удостоен Нобелевской премии за свои достижения.

С этого времени в Европе начинается развитие радио.

В России рождение собственно радио относится к 1919 году, когда впервые по радио прозвучал голос человека – это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, который услышали в Москве и Петрограде.

Но только в 1921 году в стране появляются первые радиотелефонные передачи, в основе которых – телефонный разговор, с помощью специального усилителя передается через рупор, установленный в местах большого скопления людей.

Эти рупоры с 7 мая 1921 года в Казани, в Москве и Петрограде периодически распространяют тексты газетных статей. А 17 июня 1921 года передачи Центральной радиотелефонной станции начали транслироваться на шести площадях Москвы. Их содержание составляли телеграммы РОСТА, материалы газет, а также лекции и доклады на различные темы.

Регулярные передачи московской Сокольнической радиостанции имени А.С. Попова начались 12 октября 1924 года. 23 октября того же года началось ежедневное вещание радиопрограмм станции имени Коминтерна.

Экспериментальное массовое вещание в России начиналось с радиоконцертов, постепенно приобретая политическую направленность. Которая была вызвана необходимостью того времени. Так, в 1921 году массовое печатное издание «Известия ЦИК и ВЦИК» выходило малым тиражом, всего 350 тысяч экземпляров на страну. Это было вызвано отсутствием денежных средств, недостатком и дороговизной бумаги, чрезмерностью типографских расходов и другими причинами. Кроме того – развал экономики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами страны, поголовная неграмотность двух правящих классов – рабочих и крестьян, которые должны были управлять страной, требовало роста политического самосознания и грамотности, чего невозможно было достичь без хорошо отлаженной информированности самих масс.

В этих условиях радио играло важнейшую роль. Оно не просто дополняло прессу, но и выполняло своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации.

Повсеместно создаются любительские радиостанции, изготовленные кустарным способом, что способствует развитию радио на периферии. В этой ситуации Совнарком принял два чрезвычайно важных для развития отечественного радиовещания декрета – в 1923 году о радиостанциях специального назначения, а в 1924 – разрешающий иметь радиоприемники, покупать их в магазинах и пользоваться ими по собственному усмотрению.

Быстрым темпам велось строительство станций передающей и приемной радиосети (В 1924 году уже существовало10 таких станций, в 1926 – 48 и к концу 1928 года вещанием была охвачена территория в 2 миллиона 940 тысяч квадратных километров. Число радиослушателей возросло до нескольких миллионов.)

12 декабря 1924 года впервые на радио прозвучал концерт симфонического оркестра из Колонного зала Дома союзов.

С конца 1925 года музыкальные и литературные трансляции становятся постоянными на советском радиовещании. Сформировались новые виды вещания «Театр у микрофона» и «Радиотеатр». Начался новый период в развитии радиовещания, наряду с информационным содержательным компонентом – быстрое освоение выразительных эстетических и технических возможностей радио.

В двадцатые годы радио рассматривается в агитационно-пропагандистской структуре как важнейшее оружие. Реорганизуется 45-минутный выпуск «Радиогазеты РОСТА», направленный на дифференциацию аудитории, увеличение и конкретизацию «адресов» радиопередач. Так появляются «рабочая радиогазета», «Крестьянская радиогазета», «Комсомольская правда на радио», «Радиопионер», «Призывник», «Кустарь», «Врачебно-физкультурная радиогазета» и другие.

Особую роль радио сыграло в предвоенные и годы второй мировой войны.

За годы советской власти радиовещание получило огромное развитие. В каждой области были созданы ретрансляционные станции и собственные радиоредакции. Литературно-художественные, музыкальные, детские, спортивные передачи были подлинным образцом отечественной культуры.

Новой точкой отсчета, временем активного формирования очередного этапа развития радиовещания в России стало начало 90-х годов. Политические, экономические и социальные преобразования в стране привели к серьезным изменениям в структуре и функционировании всех средств массовой информации: их демократизации, делению по различным формам собственности (государственная, муниципальная, общественная и частная), возникновению широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий.

Прежде всего подверглась изменениям структура бывшего Гостелерадио СССР. Главный удар по монополии Гостелерадио был нанесен созданием официального государственного «Радио России», которое 10 декабря 1990 года вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию – ВГТРК.

И в декабре 1991 года Гостелерадио было преобразовано в российскую телерадиокомпанию «Останкино», куда вошли следующие редакционные коллективы:

– «Радио-1 Останкино» (бывшая 1 программа Всесоюзного радио);

– информационно-музыкальная программа «Маяк», кроме эфирного имевшая проводное вещание;

– программа «Молодежный канал» радиостанции «Юность»;

– радио «Орфей».

Так выглядело государственное радиовещание в начале 90-х годов: мощное «Останкино» и набиравшее силу «Радио России» – две параллельные вещательные структуры, непосредственно подчинявшиеся правительству и президенту.

Однако с тех пор, как «Радио России» стало главной государственной компанией, оно постепенно теряло свой «альтернативный» имидж. Его программы перестали принципиально отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом публицистических материалов. Но в целом «Радио России» превратилось в официальный источник информации.

Важный момент в преобразовании государственного радиовещания связан с Указом Президента России «О совершенствовании телерадиовещания» от 6 октября 1995 года, которым телерадиокомпания «Останкино» была ликвидирована, а входившие в ее состав радиостанции получили статус общероссийских каналов с равными льготами и правами на использование технических средств, принадлежащих государству.

Однако реорганизация не достигла своего результата и существующие радиостанции не сумели своевременно и оперативно учесть все обстоятельства и перемены, происходящие в стране, в результате чего очевиден был отток слушателей от этих радиоканалов.

Смелее откликнулся на требования времени стремительно формировавшийся в стране сектор негосударственного радио. С его появлением возникла качественно новая ситуация, радикально изменившая структуру радиовещания в стране.

После того как в 1991 году было разрешено частное, коммерческое радиовещание, в Москве, Санкт-Петербурге, в областных центрах страны начинается бурный рост негосударственных радиостанций.

На рубеже 80- 90-х годов стал заполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт). Это было связано с тем, что отечественная аудиотехника, доступная в то время потребителю, была рассчитана только на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой аудиторией стал уверенно осваиваться FM-диапазон, причем наиболее успешные станции, такие как «Русское радио», «Европа Плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы», обладали частотами в обоих диапазонах.

Одна из сформировавшихся тенденций современного радиорынка – развитие сетевых станций, острая конкуренция, но радио по-прежнему играет важную роль в жизни страны.

 

В основе появления и развития телевидения лежат три физических процесса: преобразование световой энергии в электрические сигналы; радиопередача и прием (запись) электрических сигналов; преобразование последних в световые импульсы. И все три указанные проблемы решены в России. Первая – профессором Московского университета А.Г. Столетовым, который в 1888-1890 годы установил закономерности фотоэффекта; вторая – преподавателем Кронштадских минных классов А.С. Поповым, открывшим в 1895 году беспроволочный телеграф; третья – профессором Санкт-Петербургского технологического университета Б.Л. Розингом.

Ученик Розинга В. Зворыкин в 1933 году завершил в США свои работы по реализации электронной системы телевидения. Считается, что электронное многострочное телевидение начали внедрять на 15 лет позже радиовещания – в 1936 году в США и Великобритании, а в 1938 году во Франции и СССР.

Первые передачи цветного телевидения состоялись в 1952 году в Ленинграде.

В истории отечественного телевидения самым знаменательным оказался 1967 год. В октябре начали передаваться цветные телепрограммы по системе СЕКАМ («поочередность цветов с памятью»), а 7 ноября впервые с Красной площади в Москве состоялась внестудийная (в цвете) передача военного парада и демонстрации с помощью экспериментальной передвижной телевизионной станции цветного телевидения, а до этого 24 октября вступила в строй Останкинская общесоюзная радиотелефонная передающая станция, 4 ноября начал работать крупнейший в Европе Общесоюзный телевизионный центр, 2 ноября – сеть наземных станций «Орбита» для приема телевизионных передач, которые транслировались через спутник «Молния-1»

С 1996 года начались передачи четырех программ «НТВ-плюс».

В России к 1997 году была создана уникальная распределительная сеть: 10 спутников связи, свыше 100 тысяч километров наземных радиорелейных линий связи, 12 тысяч телевизионных 1600 радиовещательных передатчиков. С помощью такой сети осуществляется пятизонное вещание – доведение теле- и радиопрограмм, формируемых в Москве, до любого из 10 часовых поясов в удобное для населения время. Благодаря такому техническому комплексу 98 процентов населения устойчиво принимают одну программу телевидения, 94 – две программы и 36 процентов – три и более программ.

Сегодня новые научно-технические достижения создают условия для перехода на цифровое телевидение.

Последние годы успешно развивается кабельное, спутниковое телевидение.

 

Используемая литература:

1. А.Г. Киселёв Теория и практика массовой информации – М.: КНОРУСС, 2009 – с. 12-18; 96-121; 181-243.

2. М.М. Козлова История отечественных средств массовой информации (Интернет)

3. Л.И. Петрова Основы редактирования: системный подход в деятельности редактора – Минск: Букмастер, 2012 – с. 272-279

4. Л.Г. Свитич Введение в специальность: Профессия: журналист – М.: Аспект Пресс, 2007 – с. 8-25

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: