Этапы проведения маркетинговых исследований.





 

1. Выявление проблемы и целей исследования.

2. Разработка плана исследования (объект, методы, график, расходы).

3. Реализация плана исследования (анализ вторичной, а затем сбор первичной информации).

4. Накопление базы данных. Отбор существенной достоверной информации.

5. Обработка и предоставление полученных результатов в отдел маркетинга.

 

1. этап. Форму­лировка проблемы и целей.

маркетинговые проблемы под­разделяют:

 

на непредвиденные изменения — экономические, демографические, конкурентные, политические;

на запланированные изменения — внедрение новых товаров, совершенствование товародвижения, ценообразования, рекламной деятель­ности;

на интуицию — идеи новых товаров.

 

Все проблемы делятся на объективные, которые марке­толог получает из анализа хозяйственной деятельности (снижение объема продаж, рентабельности, прибыли и т.д.) или в ходе маркетингового анализа жизненного цикла товара, различных матриц, карт вос­приятия и др., и субъективные — опрос продавцов, участников каналов сбыта, работников предприятия, гарантийных мастерских и др.

Цели маркетинговых исследований

· поисковые, предусматривать сбор каких-то предварительных данных.

· описательные, предусматривать описание определенных явлений (например, выяснить численность пользующихся авиационным транспортом или численность тех, кто слышал о компании "Аллюпласт").

· экспериментальные, предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи (например, о том, что снижение цены на 15% вызовет рост числа покупок по крайней мере на 20%).

■ на этапе разработки товара в качестве целей могут быть: сегментация рынка, исследование цен, конкурентов, ры­ночное тестирование товара;

■ на этапе выведения товара на рынок — позиционирование, ис­следование осведомленности о товаре, отношение к товару, специфи­ка потребления, продвижение, товародвижение;

■ на этапе роста — исследование структуры рынка, осведомленно­сти, отношения к товару, товародвижения, конкуренции;

■ на этапе зрелости — исследование эластичности спроса по цене,
оценка возможности снижения цены, сегментация, репозиционирование, конкуренция, модификация рынка, товара, сферы применения товара, комплекса маркетинга;

■ на этапе спада — исследование эластичности спроса по цене,
оценка возможности снижения цены, модификации, определение ос­таточного спроса на товар.

2 Этап: Разработка плана маркетинговых исследований.

Вы­бор исполнителя. Варианты: проведение маркетингового исследования собственными силами; с привлечением специализированных организаций; комбинированный метод.

Передача исследования специализированному агентству считается целесообразной, когда:

■ исследованию подлежит большое число потребителей и для этого
нужна организация, имеющая опыт, знания и ре­сурсы;

■ исследование носит специфический характер, например изуче­ние покупательских мотивов;

■ предприятие не имеет опыта в исследовании рынка;

■ нужна независимая объективная оценка рынка.
Проведение исследования собственными силами целесообразно, если:

■ требуется опросить небольшое число респондентов;

■ предприятие имеет опыт работы на данном рынке или считает, что рынок стратегически значим и заслуживает детального изучения;

■ специализированное маркетинговое агентство недостаточно ком­петентно в вопросах, связанных с данным товаром, например высокотехнологичная продукция;

Объекты исследования

При определении объекта исследования ответить на три вопроса: кого опрашивать?, сколько людей опросить? и каким образом?.

Маркетинговые исследования в силу ограниченности по времени и стоимости носят выборочный ха­рактер. На основе исследования части совокупности с определенной вероятностью можно перенести результат на всю генеральную сово­купность.

Генеральная совокупность вся изучаемая совокупность потен­циальных потребителей.

Выборка — ограниченная группа респондентов, идентичная гене­ральной совокупности.

Репрезентативность — свойство выборки отражать характери­стики генеральной совокупности (опрашивать целевую группу потребителей).

Методы исследования: Кабинетные и полевые методы.



Кабинетные методы основаны на использовании вторичной мар­кетинговой информации, подготовленных для другой цели (стат отчеты, финансовые отчеты – не удобны, неполны для принятия маркетинговых решений). Иное название –метод работы с документами.

Полевые методы предполагают сбор и анализ первичной инфор­мации от потребителей, каналов сбыта, конкурентов и т.д. Исследование длительное, трудоемкое и дорогое.

Наблюдения

Наблюдение применяется для получения первичной информации о конкурентах (цены, организация работы с клиентами), о партнерах и поставщиках (скорость и качество обслуживания, организация про­изводства и контроля качества товаров, отношение к клиентам, ком­петентность), о потребителях.

Наблюдение, как правило, используется вместе с другими мето­дами в целях подтверждения, опровержения или дополнения получен­ных результатов.

К недостаткам наблюдения можно отнести:

■ трудность обеспечения репрезентативности;

■ субъективность восприятия наблюдателя (устраняется с помо­щью использования технических средств).

Преимущества наблюдения:

■ не требуется согласие наблюдаемых респондентов;

■ появляется возможность регистрации случаев неосознанного поведения и выявления подсознательных мотивов;

■ отсутствует влияние наблюдателя;

■ естественная обстановка может быть зафиксирована и позволит оценить ее влияние на поведение потребителя.

Эксперимент- метод сбора информации путем активного вмешательства исследователя в процессы с целью установить причинно-следственные связи. Эксперимент позволяет оценить влияние интересующе­го исследователя фактора, например, цвета упаковки на объем продаж. Для этого формируются как минимум две группы исследуемых: тес­тируемая и контрольная. Целью эксперимента является установление причинно-следственных связей в контролируемых условиях. Экспе­римент может быть нацелен на исследование влияния нескольких фак­торов. Это эксперимент с несколькими переменными.

С точки зрения организации эксперименты подразделяют следу­ющим образом:

■ пробный маркетинг, который применяется для нового товара.
Его целью является оценка уровня спроса, удовлетворенности поку­пателей, эффективности упаковки и расфасовки;

■ электронное тестирование, которое осуществляется с применени­ем специальных электронных карточек, предъявляемых при покупке;

■ электронное тестирование плюс кабельное телевидение, что по­зволяет оценить действенность рекламы.

Основными проблемами проведения экспериментов являются сложность определения причинно-следственных связей, зависимых и независимых факторов, подбора идентичных экспериментальных и контрольных групп, а также высокие затраты на проведение.

Опрос - метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, в отношении какого-либо объекта.

В зависимости от формы опроса различают:

■ анкетирование;

■ интервьюирование.

В зависимости от формы организации опроса различают:

■ почтовый опрос;

■ телефонный опрос;

■ анкетирование в сети Интернет;

■ личный опрос.

фокус-группа, (7-15 чел), дискуссионное обсуждение проблемы с целью установления качественных параметров поведения потребителей (что нравится в товарах фирмы, как используют, какие потребности не удовлетворяют)

Панель- повторяющийся сбор данных в одной и той же группе людей, на одну и ту же тему, через равные промежутки времени, с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей в под воздействием внешней среды.

В анкету включаются вопросы двух типов:

■ открытые, ответ на которые дает обширную информацию, респондент отвечает своими словами, формулировка таких ответов занимает много времени, а при обработке ответы разных респондентов несводимы;

■ закрытые (с фиксированной альтернативой);

а)дихотомические, когда предполагаются ответы «да» или «нет»;

б) многовариантными, когда вопросы содержат все возможные ва­рианты ответов

в)шкалы оценок

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: