Краткий ответ:
– Запрещено.
Потому что основа в запрещенности – это запрет (тахрим). И нет довода, уводящего на нежелательность.
Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=Vp4-l6e4j4o
Вопрос: 485 Действителен ли добровольный намаз, совершенный в запрещенное время –
Краткий ответ:
Нет.
Правило фикха – «Запрет влечет за собой недействительность» (дополнительно см. уроки по «Правилам фикха», слушать разбор этого правила: https://youtu.be/0rzNZwZ06XM).
Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=1II4OXveYP8
Вопрос: 486 Совершение намаза, у которого есть причина в запрещенное время –
Краткий ответ:
Узаконено.
Разрешено совершение добровольных намазов, у которых есть причина (истихара, намаз после омовения и т.п.) в запретное время по некоторым причинам.
Из них:
1 Общность узаконенности этих намазов не конкретизирована и сильнее общности запрета, которая конкретизирована обязательными намазами (намаз клятвы, намаз того, кто проспал обязательный намаз и т.п.) – дополнительно см. уроки по Усуль аль-фикх.
[Слушайте следующие уроки по Усуль мин 'ильм иль-усуль. Шейха ибн Усеймина:
15-ый урок: https://youtu.be/3Kl_lVefKDA с 29 минуты.
16-ый урок: https://youtu.be/xW58NF3SPX
17-ый урок: https://youtu.be/IOzJ2gfHeww
18-ый урок:https://youtu.be/uqpJAT6s7ds ]
2 Эти намазы совершаются из-за причины, поэтому уходит основная причина запрета (уподобление многобожникам).
3 В некоторых риуаятах хадиса о запрете пришло: «Не стремитесь совершать намаз во время восхода солнца и во время его заката».
А тот, который совершает намаз по какой-либо причине, не является тем, кто стремится совершить его именно в это время.
Примечание: совершение намаза джаназа (намаз за покойника) в 3 периода времени не является дозволенным из-за хадиса ‘Укбы: «Посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи уа салам) запрещал нам совершать намаз и хоронить своих покойников в три периода времени: в то время, когда восходит солнце, пока оно не поднимется полностью, а также тогда, когда оно в зените, пока не отойдет от него, и когда оно начинает склоняться к закату» (Муслим).
Ведь в нем пришел запрет на похороны покойника, а между похоронами и намазом джаназа есть сильная связь.
Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=__r7iTEtKZs
[Примечание не из урока]:
Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал в Фатава аль-Кубра (5/345):
«Молитвы регулярной сунны могут быть совершены, и молитвы, для которых есть причины могут быть совершены в запрещенный период. Это одно из двух мнений переданных от Ахмада, и этому мнению отдали предпочтение многие из наших последователей и другие. Молитва истихара может быть совершена в запрещенный период, если она касается срочного и неотложного вопроса, которое не может быть отложено до конца запрещенного периода.
Мустахабом является совершить два раката молитвы сразу после омовения, даже если в это время запрещено совершать молитву. Это мнение Шафии».
Шейха ибн Усеймина спросили: «Может ли человек совершать молитву истихара в период времени запрещенный для молитвы?
Он ответил:
«Если итсихара связана со срочным вопросом и не может быть отложена до времени, когда завершится запрещенный период, тогда ее можно сделать. Если же это связано с тем, что может быть отложено, то это следует отложить».
Источник: Маджму Фатава ибн Усеймин, 14/275.
[Конец примечания].
Хадисы:
158. Имам аш-Шафи‘и, да смилостивится над ним всевышний Аллах, передал хадис Абу Хурейры, да будет доволен им всевышний Аллах, в котором также запрещается намаз в то время, когда солнце находится в зените, но говорится: «…кроме пятницы». Цепочка рассказчиков хадиса слабая.
Слушать перевод и разбор хадиса Русланом: https://youtu.be/IFvH6ijBmJg
159. Но похожий хадис также передал Абу Давуд со слов Абу Катады, да будет доволен им всевышний Аллах. (Этот хадис слабый как сказал Мухаммад ибн Хизам).
Слушать перевод и разбор хадиса Русланом: https://youtu.be/0qsP1AFkMEE
Вопрос - рассматриваемый на уроке под этими хадисами:
Вопрос: 487 Распространяется ли запрет на совершение добровольного намаза во время зенита на пятницу –
Краткий ответ:
Нет.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Кто возьмет гусль, затем придет на пятничный намаз, и совершит то, что предписано ему до того, пока не придет имам…» (Муслим). Пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) разрешил совершать добровольные намазы до выхода имама, а он обычно выходит к людям сразу после отхода солнца от зенита.
Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=_CMPEWAz2so
Хадис:
160. Передают, что Джубейр ибн Мут‘ым, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О потомки ‘Абд Манафа! Не мешайте никому, кто хочет совершить обход вокруг Каабы или помолиться в любое время дня и ночи». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали его достоверным. (Шейх Альбани и Мукбиль посчитали хадис достоверным).
Слушать перевод и разбор хадиса Русланом: https://youtu.be/3JDDq0W0WoI
Вопросы - рассматриваемые на уроке под этим хадисом:
Вопрос: 488 Совершение двух рака’атов после тауафа (обхода вокруг Каабы) в запрещенное время –
Краткий ответ:
Можно.
Довод – хадис Джубейра ибн Мут’има марфу’ан: «О бану ‘Абду Манаф! Не запрещайте никому обходить вокруг Дома, и совершать намаз в любой час дня и ночи когда он хочет» (Пятеро). Достоверный. Достоверным его назвали шейхи аль-Альбани и Мукбиль.
Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=JPXNLE4orAY
Вопрос: 489 Относится ли запрет на совершение намазов в запрещенные времена на все местности –
Краткий ответ:
Да.
Потому что хадисы о запрете обобщенные (см. вопрос 482), а в хадисе Джубейра ибн Мут’има «О бану ‘Абду Манаф! Не запрещайте никому обходить вокруг Дома, и совершать намаз в любой час дня и ночи когда он хочет» (Пятеро). Достоверный. Достоверным его назвали шейхи аль-Альбани и Мукбиль, имеется в виду два рака’ата после тауафа, и это – намаз, связанный с причиной. (На счет намаза связанного с причиной смотрите вопрос 486).
Примечание:
Хадис Абу Зарра марфу’ан: «Пусть никто ни в коем случае не совершает намаз после рассвета, пока не взойдет солнце, и после ‘Асра, пока не закатиться солнце, кроме как в Мекке, кроме как в Мекке» (ад-Даракутни) – слабый.
В нем:
1 ‘АбдуЛлах ибн Муаммаль - слабый, к тому же, этот хадис хафизы отвергли в его сторону («аль-Мизан» аз-Захаби).
2 Его шейх – Хумейд вольноотпущенник ‘Афра – неизвестный (маджхуль).
3 В нем есть пропуск, ведь Муджахид не слышал хадисов от Абу Зарра (мункаты').
Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=yXlksl3Yvv4
Вопрос: 490 Если совершил намаз, затем пришел в другую мечеть, в которой совершается коллективный намаз, то должен ли присоединиться к коллективу (джама’ату) в запрещенное время.
Краткий ответ:
Да.
Довод – хадис Язида ибн уль-Асуада: «Однажды мы совершили утренний намаз с пророком (саля Ллаху алейхи уа салам), и когда он закончил намаз, то увидел двух людей, которые не совершали намаз в коллективе. Тогда пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) спросил их: «Что запретило вам совершить намаз с нами?». Они сказали: «Мы уже совершили его дома». Он (саля Ллаху алейхи уа салам) сказал: «Больше так не делайте. Если вы совершили намаз в своих домах, а затем застали имама, тогда совершите намаз с ним, ведь он будет для вас добровольным намазом» (Ахмад). Достоверный («ас-Сахих уль-Муснад»).
Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=fnHVKXsF7SA