На основании выполненных расчетов необходимо выбрать оптимальный (более выгодный) тип земснарядов, для выполнения заданного объема дноуглубительных работ. За критерий оптимальности принимаются минимальные значения удельных приведенных затрат по землечерпанию, т.е. оптимальному типу земснарядов соответствует минимальное значение приведенных затрат:
Зоптпр = Энав + Ен * Кнав = min
В случаях, если значения приведенных затрат по обоим типам земснарядов окажутся равными, за критерий оптимальности следует принимать минимальные значения себестоимости извлечения грунта.
По результатам выбора оптимального типа земснаряда необходимо определить экономический эффект от использования данного типа земснарядов на дноуглубительных работах. Экономический эффект может выражаться экономией эксплуатационных расходов:
Э = Энав – Эопт, млн. руб.
Где: Эопт – суммарные эксплуатационные расходы за навигацию для оптимального типа земснарядов, млн. руб.
В данном разделе также необходимо дать краткий анализ эксплуатационно-экономических показателей работы земснарядов, пояснить факторы (первопричины), определяющие более высокую эффективность работы оптимального типа земснарядов.
Список используемой литературы
1. Качанов, И.В. Экономика водного транспорта/ И.В. Качанов. – Мн. БНТУ., 2008.
2. Ляхов, К.С. Экономика, организация и планирование работы флота: учебное пособие / К.С. Ляхов, М.К. Медведев. – М.Транспорт., 2008.
3. Методические указания к выполнению курсовой работы.
Приложение 1
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Светлогорский государственный индустриальный колледж»
|
Специальность 2 – 37 03 32
Группа ЭВВП
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Экономика организации»
Тема: «Экономическое обоснование оптимальных типов земснарядов для выполнения дноуглубительных работ»
Разработал Иванов Ю.Д.
Руководитель проекта Ревуцкая И.А.
Проект защитил
с отметкой
Светлогорск 20__г.
Форма листа пояснительной записки
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Светлогорский государственный индустриальный колледж»
Утверждаю Председатель цикловой комиссии «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» ______________________ В. П. Цыплинская |
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу по дисциплине
«Экономика организации»
Учащемуся _______________________ гр.______________________
Тема курсовой работы:
«Экономическое обоснование оптимальных типов земснарядов для выполнения дноуглубительных работ»
Постановка задачи:
Обосновать оптимальный тип земснаряда для выполнения дноуглубительных работ при заданных значениях расчетной глубины судового хода и объеме извлекаемого грунта. За критерий оптимальности принимаются оптимальные значения удельных приведенных затрат по землечерпанию.
Основные исходные данные:
1. | Расчетная глубина судового хода……………………………………………………. | м |
2. | Объем полезно извлекаемого грунта………………………………………………….. | тыс.м3 |
3. | Род грунта | |
4. | Расстояние до места отвала…………………………………………………………… | м |
5. | Толщина полезно снимаемого слоя…………………………………………………… | см |
6. | Типы земснарядов а) …………………………………………………………………………………………. б)………………………………………………………………………………………….. | |
7. | Продолжительность эксплуатационного периода………………………………….. | сут. |
8. | Ориентировочный коэффициент использования земснарядов……………………… |
|
Дата выдачи «___» _________________20__г.
Срок окончания работы «___» _______________20__г.
Преподаватель ___________________________
Приложение 4
ТИПЫСУДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА
Условное обозначение типа земснаряда | Производительность м3/час | Размеры корпуса (ширина габаритная), м | Осадка макс., м | Наибольшая глубина извлечения грунта, м | Длина грунтопровода, м | Скорость хода в глубокой воде, км/час | Строительная стоимость, тыс. руб. |
Землесосы самоходные | |||||||
ЗРС – 0 - 2500 | 2,0 | 10/10 | 8 – 10 | 1456,0 | |||
ЗРС – 0 - 1000 | 1,5 | 12/8 | 8 – 10 | 830,0 | |||
ЗРС – 0 - 650 | 1,5 | 10/7 | 8 – 10 | 430,0 | |||
Землесосы несамоходные | |||||||
ЗМН – 0 – 1000 | 9,5 | 1,47 | 11,0 | - | 540,0 | ||
ЗМН – Р – 400 | 9,38 | 1,17 | 11,0 | - | 250,0 | ||
ЗН – Л – 250 | 7,8 | 0,75 | 8,0 | - | 230,0 | ||
ЗЧ – Л - 100 | 0,45 | 5,0 | 25,0 | ||||
Многочерпаковые самоходные | |||||||
МШС – 0 - 750 | 2,4 | - | 8 – 10 | 860,0 | |||
МШС – 0 - 500 | 10,8 | 2,07 | - | 10,4 | 760,0 | ||
МШС – М - 350 | 9,4 | 1,52 | - | 11,0 | 800,0 | ||
МШС – 0 - 250 | 9,5 | 1,40 | - | 8 - 10 | 440,0 | ||
Многочерпаковые несамоходные | |||||||
МШС – 0 - 300 | 12,0 | 1,25 | - | - | 560,0 | ||
МШС – 0 - 275 | 9,4 | 1,42 | - | - | 520,0 | ||
МШС – Р - 150 | 8,86 | 0,9 | 5,5 | - | - | 260,0 | |
МШС – Л - 150 | 6,03 | 0,57 | 3,0 | - | - | 20,0 |
Приложение 5
Коэффициенты технической производительности земснарядов в зависимости от условий работы
|
а) в зависимости от рода грунта (Кr)
Род грунта | Состояние грунта | Многочерпаковые снаряды | Землесосы | |
с разрыхлителем | без разрыхлителя | |||
Галька | галька с глиной галька с песком галька чистая | 0,5 0,7 0,7 | - - - | - - - |
Гравий | гравий с глиной гравий с песком гравий чистый | 0,7 1,0 1,0 | 0,5 0,5 0,4 | - 0,4 0,3 |
Песок | песок крупный песок средний песок мелкий | 1,0 1,0 1,0 | 0,75 0,9 1,0 | 0,75 0,9 1,0 |
Супесь, ил, мелкий пылеватый песок | плотный средней плотности рыхлый | 0,85 1,0 1,0 | 0,7 0,85 1,0 | - 0,5 1,0 |
Суглинок | твердый полутвердый пластичный текучий | 0,5 0,6 0,85 1,0 | - 0,5 0,7 1,0 | - - - 1,0 |
Глина | твердая полутвердая пластичная текучая | 0,3 0,6 0,7 1,0 | - - 0,5 1,0 | - - 0,5 1,0 |
Скалистый грунт | 0,3 | - | - |
Приложение 6
Исходные данные для расчета коэффициента использования земснаряда во времени
Наименование показателей | Единицы измерения | Величина показателей | ||
гарант, глубина, м | Объем извл. грунта, тыс. м3 | |||
Полный объем полезно извлекаемого грунта на перекате. | тыс. м3 | до 1,0 1-1,5 1,5-2,0 2,0-2,5 2,5-4 бол. | 4,0 6,0 8,0 | |
Среднее расстояние буксировки (перехода) между перекатами. | км | 20,0 | ||
Среднее расстояние буксировки (перехода) из затона на место работы и в затон. | км | |||
Ширина прорези при глубине до 1,0 м от 1,0 до 2,0 м от2,0 до 3,0 м более3,0 м | м | |||
Техническая скорость буксировки несамоходных снарядов. | км/час | 6,0 | ||
Емкость шаланд при производительности многочерпакового снаряда: до 250 м3/час 250 м3/час и более | м3 м3 |
Приложение 7
Примерные нормы времени на производственные остановки в минутах
Виды остановок | Землесосы производ. | Многочерпаковые производит. | |||
до 250 м3/час | свыше 350 м3/час | до 150 м3/час | свыше 150 м3/час | ||
Установка на место работы | 50-70 | 65-90 | 55-70 | 70-70 | |
Сборка каравана | 40-70 | 65-90 | 50-70 | 70-80 | |
Перекладка станового якоря | 30-35 | 35-40 | 40-50 | 45-65 | |
Перекладка бокового якоря | 10-12 | 12-15 | 12-15 | 10-20 | |
Переход с траншеи на траншею | - | - | |||
Переход с серии на серию | |||||
Смена шаланд | - | - | 2,5 | 3,0 | |
Перевод рефулера | 35-45 | 35-50 | - | - |
Примечание: 40% перекладок боковых якорей и смены шаланд производится без остановки снаряда.
Приложение 8
Штаты серийных земснарядов с дистанционным управлением при работе членов экипажа по двум должностям палубного и машинного состава
(Извлечение)
Наименование должностей | Землесосы | Многочерпаковые снаряды | ||||
группы | группы | |||||
2-3 | 4-7 | 2-3 | 4-5 | 6-7 | ||
а) Командный состав | ||||||
Командир - механик | ||||||
1-й помощник командира 1-й помощник механика | ||||||
2-й помощник командира 2-й помощник механика | ||||||
3-й помощник командира 3-й помощник механика | ||||||
Пом. механика по электрооборудованию | ||||||
б) Рядовой состав | ||||||
Ст. лебедчик – водитель- моторист мотозавозни | - | |||||
Лебедчик - моторист | - | |||||
Моторист - матрос | ||||||
Моторист 1 класса | ||||||
Повар | ||||||
Итого по штату: |
Примечание: Для командного состава земснарядов 4-7 групп предусмотрен 7-часовой рабочий день, для всех остальных (в том числе и рядовому составу) установлен 8-ми часовой рабочий день.
Приложение 9
Месячные должностные оклады членов экипажей земснарядов, в руб.
Должности | Размер окладов по группам | ||||
а) Командный состав | |||||
Командир - механик | |||||
1-й помощник командира 1-й помощник механика | |||||
2-й помощник командира 2-й помощник механика | |||||
3-й помощник командира 3-й помощник механика | |||||
Пом. механика по электрооборудованию | |||||
б) Рядовой состав | |||||
Ст. лебедчик – водитель- моторист мотозавозни | |||||
Лебедчик - моторист | |||||
Моторист - матрос | |||||
Моторист 1 класса | |||||
Повар |
Примечание: 1) Должностные оклады рядового состава устанавливаются независимо от группы судов.
2) Размер должностных окладов соответствует уровню 1991 года. Для приведения их к уровню текущего года в расчетах курсовой работы применяются переводные коэффициенты (приложение 16).
Приложение 10
Распределение судов технического флота по группам в зависимости от их производительности
Продолжительность м3/час | Группа | Производительность м3/час | Группа |
90-100 | 301-450 | ||
101-200 | более 450 | ||
201-300 |
Приложение 11
Нормы времени на вооружение и разоружение земснарядов, сут. (при совмещении профессий)
земснаряды | норма времени, сут. |
1 – 3 группы | |
4 – 5 группы | |
6 – 7 группы |
Приложение 12
Нормы амортизационных отчислений и затрат на текущий ремонт, материалы и износ малоценного инвентаря (в процентах от строительной стоимости)
Производительность земснарядов | Норма амортизационных отчислений, % | Процент затрат от строительной стоимости | |
на текущий ремонт, % | на материалы, износ малоценного инвентаря | ||
до 400 м3/час включительно | 7,2 | 7,0 | 1,2 |
свыше 400 м3/час | 6,0 | 4,0 | 0,8 |
Приложение 13
Нормы расхода топлива на суднах технического флота
Условные обозначения типа земснаряда | Техническая производительность, м3/час | Норма расхода топлива | ||||
При работе | На стоянке | На отопление и освещение | ||||
На рефулер. С разрыхлителем. | На рефулер. Без разрыхлителя. | На шаланды. | ||||
Землесосы самоходные | ||||||
ЗРС – 0 - 2500 | - | |||||
ЗРС – 0 - 1000 | - | |||||
ЗРС – 0 - 650 | - | 5,5 | ||||
Землесосы несамоходные | ||||||
ЗМН – 0 – 1000 | - | |||||
ЗМН – Р – 400 | - | |||||
ЗН – Л – 250 | - | - | ||||
ЗН – Л - 100 | - | - | ||||
Многочерпаковые самоходные | ||||||
МШС – 0 – 750 | - | - | ||||
МШС – 0 – 500 | - | - | ||||
МШС – М – 350 | - | - | ||||
МШС – 0 – 250 | - | - | ||||
Многочерпаковые несамоходные | ||||||
МШН – 0 - 300 | - | - | ||||
МШН – 0 - 275 | - | - | ||||
МШН – Р - 150 | - | - | ||||
МШН – Л - 50 | - | - |
Примечание: Для самоходных земснарядов расход топлива за время переходов рассчитывается исходя из нормы 175г./л.с. в час и используемой мощности:
для ЗРС – 0 – 2500, МШС – 0 – 750 и МШС – 0 – 500 – 600 л.с.
для ЗРС – 0 – 1000 – 500 л.с.
для ЗРС – 0 – 650 – 400 л.с.
для МШС – М – 350 и МШС – 0 – 250 – 300 л.с.
Приложение 14
Штатные нормативы на время зимнего отстоя земснарядов
Группы судов | Производительность м3/час | Количество человек на один земснаряд |
1 – 4 | до 200 | от 2,5 до 3,5 |
5 – 6 | 201 – 450 | от 3,6 до 4,5 |
свыше 450 | от 4,6 до 5,5 |
Примечание: меньшие значения нормативов для земснарядов меньшей производительности.
Приложение 15
Состав и стоимость значения нормативов для земснарядов меньшей производительности
Тип земснаряда | Состав каравана | Строительная стоимость, тыс. руб. |
Землесосы самоходные | ||
ЗРС – 0 - 2500 | Мотозавозня | 15,0 |
ЗРС – 0 - 1000 | 15,0 | |
ЗРС – 0 - 650 | 15,0 | |
Землесосы несамоходные | ||
ЗМН – 0 – 1000 | Мотозавозня | 15,0 |
ЗМН – Р – 400 | -//- | 15,0 |
ЗН – Л – 250 | -//- | 15,0 |
ЗН – Л - 100 | Мотозавозня, брандвахта | 40,0 |
Многочерпаковые самоходные | ||
МШС – 0 – 750 | Мтозвощня, 2 самоходных шаланды | 350,0 |
МШС – 0 – 500 | -//- | 350,0 |
МШС – М – 350 МШС – 0 – 250 | Мтозвощня, 2 самоходных шаланды, топливное судно | 250,0 |
Многочерпаковые несамоходные | ||
МШН – 0 - 300 МШН – 0 - 275 | Мтозвощня, 2 самоходных шаланды, топливное судно | 160,0 |
МШН – Р - 150 | То же, плюс брандвахта | 180,0 |
МШН – Л - 50 | Брандвахта | 20,0 |
Приложение 16
Переводные коэффициенты
Строительная стоимость судов технического флота, размер должностных окладов членов экипажей земснарядов и некоторые другие нормативы в настоящих «Методических указаниях» соответствуют уровню 1991 года. Для приведения капитальных и текущих затрат (с учетом инфляции) к уровню текущего года, в расчетах курсовой работы применяются следующие переводные (поправочные) коэффициенты:
№ п/п | Статьи затрат | Значения коэффициентов | ||
1993-94 | ||||
Строительная стоимость судов технического флота | ||||
Расходы по заработной плате в навигационный период и на зимнем отстое | ||||
Расходы по рациону бесплатного питания членов экипажей земснарядов | ||||
Расходы по дизельному топливу и смазке |
Фактический размер капитальных и текущих затрат в расчетах курсовой работы определяется путем умножения соответствующей статьи затрат на значение поправочного коэффициента.