Технология подготовительной части игры сводится к следующему. Прежде всего, выбирается тема, которая аккумулирует в себе актуальную теоретическую и/или практическую проблему, имеющую место на данный момент в профессиональной деятельности специалистов.
В подготовительный период осуществляется подбор участников игры. В состав групп играющих желательно ввести практиков из близких областей деятельности. Составы команд подбираются в связи с выделенными проблемами.
Заблаговременная подготовка обучаемых к игре включает в себя:
- предметно-содержательную подготовку (изучение литературы, лекции, решение контрольных задач);
- овладение навыками решения задач по ТРИЗ и изучение методов диалектической машины;
Сроки проведения игры зависят от сложности проблемы. Игра делится на следующие этапы:
- выявление позиций и целей участвующих групп,
- анализ проблемы;
- определение общих целей деятельности;
- определение средств разрешения проблем и осуществления деятельности;
- построение проекта измененной деятельности.
В первой фазе решатели входят в игровую деятельность. Участники соотносят цели и правила участия в игре с собственными целями. У них складываются представления об их деятельности, происходит обмен мнениями о процессе и способах представления, своих целей и осуществления своей деятельности.
Во второй фазе участники анализируют свою практическую деятельность и формулируют существующие проблемы. В основе каждой игры обязательно находится проблемная ситуация, сложившаяся в той или иной сфере практики.
На этом этапе происходит процесс работы в соответствии с технологией диалектической машины по технологии восхождения от абстрактного к конкретному при анализе деятельности. Анализируются затруднения в практике, выявляются основные объекты практики и их отношения, строится проблемное поле, и формулируются проблемы.
В третьей, «критической», фазе участники сопоставляют представления о том, что есть и как должно быть, формулируют разрывы, чтобы преодолеть затруднения в деятельности.
На этой фазе игры, чтобы выяснить причины затруднений практической деятельности, участники анализируют ситуации на теоретическом абстрактном уровне. Работа с концепциями или теоретическими схемами требует разработки или уточнения теоретических понятий, для построения которых используется логика «восхождения от абстрактного к конкретному» и использование решательных моделей и алгоритмов ТРИЗ.
На четвертой фазе участники строят стратегию изменения деятельности, строят проекты измененной профессиональной деятельности.
РАБОТА РЕШАТЕЛЕЙ
Работа группы выглядит следующим образом: подготовленные заранее вопросы, сгруппированные по определенным категориям и отвечающие вероятной проблеме, рассматриваются группой. На основании этого рассмотрения проводится определение основных понятий и знаний, характерных для данной предметной области и имеющих отношение к проблеме. Высказываясь по теме, специалисты-решатели определяют основные позиции, которые, как правило, конфликтуют друг с другом. В тоже время, благодаря этому обмену мнениями, рождаются и высвечиваются главные противоречия, уже не зависимые от занимаемых специалистами-решателями позиций. Они отражаются сначала в виде схем, а затем с вводимыми извне обобщающими понятиями, касающимися установления связей с моделями и концепциями знаний, характерных для данной области. При этом удается определить и некоторые причины, уже определяемые сущностным пониманием ситуации и являющимися основой для причинно-следственного анализа и понимания причинного взаимодействия между определившимися сторонами конфликта.
На всем протяжении проведение работы в этой последовательности проходит под бдительным присмотром модератора, чтобы избежать уклонения от темы. Модератор обладает категорийным аппаратом, методологическим обеспечением, знанием особенностей выведения определений, анализа причин, установления связей между выявленными элементами и частями проблемы и соответствующим инструментарием* (*в настоящей работе не рассматриваются).
Управленческая ситуация проясняется, обработка ее при помощи моделей показывает основные пути трансформации рассматриваемой проблемы в задачу. Эту модель уже можно обрабатывать средствами и инструментами ТРИЗ.
Порядок работы с проблемой выглядит примерно так: с помощью схем и процесса коммуникации специалистов-решателей и при помощи моделей сначала производится операция анализа (ситуационный анализ), затем выявляются разрывы и нежелательные эффекты (НЭ – нежелательные эффекты). Нежелательные эффекты рассматриваются, анализируются и разрешаются инструментами ТРИЗ. После устранения разрывов проводится операция трансформации и синтеза новой системы.
В начале работы над проблемой, до выявления ее основных клеточек, применяются более общие подходы, чем принято в ТРИЗ. Это способы и инструменты, характерные для качественных и количественных исследований, инструменты ситуационного анализа, методы системного анализа и схемотехники. На основе этого предварительного анализа выявляется поток НЭ, который впоследствии может быть «протянут» сквозь причинно-следственный анализ для определения ключевых НЭ, после чего выбираются средства их устранения из арсенала ТРИЗ. Решаются вторичные задачи, когда при попытке «втиснуть» эти средства устранения проблем в трансформируемую систему возникают противоречия.
В конце концов, появляется некий набор решений, которые уже в виде новых элементов должны занять свое место и быть включены во вновь создаваемую систему. Начинается процесс проектирования обновленной системы, производится процесс синтезирования новой системы. И лишь после завершения этой операции мы получаем образ новой системы, на основе которой разрабатывается программа преобразований процессов, включающих в себя инструментальные, технологические и системные преобразования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТРИЗ создает полноценные возможности для анализа и разрешения проблем в сложных системах, характерных для бизнеса, управления и организационных систем. Он обладает эффективным набором инструментов и моделей, обеспечивающих предварительный анализ проблемы и ее разрешение.
Игровая форма помогает включению специалистов-решателей, как правило, специалистов компаний, прошедших вступительный курс обучения ТРИЗ, навыкам анализа предметной области и разрешения проблем. Рамки работы задаются и предварительно разрабатываемым методологическим обеспечением игры и выдерживаются модератором в ходе игры.
Основой работы над проблемами в ходе игромоделирования является жесткое следование требованиям продвижения по потоково-процессной модели перевода проблемного месива в решение проблемы и использование логики диалектической машины.
Практическое применение игровых сессий для решения проблем сложных систем показано в статье "Предложение по проведению стратегической игры по прогнозированию развития арматурной отрасли".