ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ МАШИНА ТРИЗ




 

Диалектическая машина - это последовательность операций мышления (оператор), способная предоставить решателям, участвующим в игромоделировании и решении проблемы, жесткую определенность мыслительных действий, разрешающих трудности ухода от предметной области к мыслительной и в результате обработки сформированной модели задачи инструментами ТРИЗ получить в конце решение проблемы.

 

При этом решатели отрываются от своих предметных представлений, переходят к сущностным понятиям проблемы, благодаря их совместным действиям уточняются или переформулируются цели и каждый находит место в решении задачи, способен в дальнейшем составить определенную программу действий или спроектировать свою деятельность для решения проблемы.

 

Главным методом решения является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

 

Справка:

Восхождение от абстрактного к конкретному — метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении мысли от исходной абстракции («начало» - одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату — целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета.

 

В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их «закреплению» в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному — это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция.

 

Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному — процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему; здесь господствуют приемы синтеза и дедукции.

 

Такое движение познания не какая-то формальная, техническая процедура, а диалектически противоречивое движение, отражающее противоречивое развитие самого предмета, его переход от одного уровня к другому в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий.

 

Метод восхождения от абстрактного к конкретному имеет особенности в применении к проблематике сложных систем. Совместно с ним на различных этапах применяются законы логики, используется как познавательные техники объективной диалектики, так и субъективной диалектики познания. Среди них такие инструменты мышления как:

 

- моделирование

- аналогия

- сравнение

- абстрагирование

- обобщение

- гипотеза

- метод сходства

- метод различия

- метод остатка

- метод сопутствующих изменений

- мысленный эксперимент

 

Логика восхождения от абстрактного к конкретному при решении проблем в сложных системах видится следующим образом:

 

1. Выявление проблемы. Актуальность бытия проблемы.

2. Выявление отношений и связей в проблеме. Сущность.

3. Инструменты работы с проблемой.

3.1. Формирование понятий.

3.2. Формирование суждений.

3.3. Формирование умозаключений.

4. Проектирование решений. Объективация.

 

1. Выявление проблемы. Актуальность бытия проблемы.

На этом этапе фиксируются качественные определения проблемы. Из полного хаоса и неопределенности проблемного месива она получает первые элементы качеств, свойств, атрибутов и соответствующих им обозначений, наименований. Решатели продолжают находить определения или, по-другому симптомы проблем, обязательно давая им количественные характеристики и тем самым снижая степень абсурдности традиционного сознания, способного любое определение сделать "бесконечным". Как только появляются видимые и определенные границы в качественных и количественных определениях, то выявляется и мера системы, т.е. пределы проблемы, в рамках которых она и заключена.

 

Из всех возможных мер, которые могут придать определенные границы системе, поэтапно и последовательно должна выявляться узловая линия мер - своеобразное первое углубление в сущность проблемы, та узловая линия меры, которая будет задавать тон всему обсуждению проблемы в целом и станет ведущей нитью для всех групп, участвующих в работе над проблемой. Проблема как некий набор неопределенностей начинает самоопределяться в положениях всех участвующих в работе групп.

 

2. Выявление отношений и связей в проблеме. Сущность.

Дальнейшее определение проблемы возможно только в случае, если она соотносится с определениями, высказанными в других определениях. В этом плане они уже начинают взаимодействовать не как разные, но и различенные. Под различенным мы понимаем определения, которые становятся не разными, но частями целого.

 

Как только взаимодействие становится взаимопонятным и взаимопроникающим, то мы получаем основание для дальнейшего развития проблемы как целого. От разных определений проблема определяется в различенных понятиях целого.

 

Различенные понятия проблемы начинают связываться между собой, и мы обнаруживаем отношения между различенными понятиями. Они могут быть как тождественными, так и различными. Различая их, сравнивая между собой, мы находим основания как для тождества, так и различения определений проблемы. В проблеме начинают проявляться сущностные отношения, а носители этих отношений начинают находить общую платформу, которой ранее не существовало.

 

Дальнейшее уточнение определений проблемы позволяют нам различать поверхностные явления и сущностные отношения в проблеме. С появлением цельности в понимании проблемы выделяется предметное наполнение - содержание проблемы и форма мышления о проблеме, обеспечивающая восхождение к ее конкретному определению в понятиях и далее к решению. Отношения в проблеме между ее частями, начинают носить основной, субстанциональный характер. Четкая взаимосвязь между частями проблемы, функциональность взаимодействия между элементами, определенными как элементы проблемы, создают основу для представления ее основных положений в виде причинно-следственных отношений.

 

Стадия, когда элементы проблемы взаимно определяют друг друга, а причина и следствие уже становятся неразличимыми в проблематике их взаимодействия, является основой для перехода к следующему этапу - обработке материала проблемы в понятиях, инструментах и моделях ТРИЗ.

 

3. Инструменты работы с проблемой.

3.1. Формирование понятий.

Формирование понятий, разложение их по структурно-иерархическим классификациям есть дальнейшее углубление проникновения в проблему. Инструментами этого в диалектической машине являются выделение элементов разной степени общности в проблеме, а именно, всеобщего, особенного и единичного. Они создают основу для дальнейшего анализа структуры, классификационным признакам и свойствам элементов, определяющих проблему. Но самое главное - они уже являются элементами мыслительных операций, таких как суждение и умозаключение.

 

3.2.. Формирование суждений.

Суждения в своем диалектическом движении восходят от суждений наличного бытия, через суждения рефлексии к суждению необходимости и далее к суждению понятия.

 

- Суждение наличного бытия движется по схеме: (Положительное суждение - Отрицательное суждение - Бесконечное суждение).

- Суждение рефлексии движется по схеме: (Сингулярное суждение - Партикулярное суждение - Универсальное суждение).

- Суждение необходимости движется по схеме: (Категорическое суждение - Гипотетическое суждение - Разделительное суждение).

- Суждение понятия движется по схеме: (Ассерторическое суждение - Проблематическое суждение - Аподиктическое суждение).

 

ТРИЗ модератор должен хорошо различать последовательность диалектического движения суждений и уметь продемонстрировать, как понятия переходят друг в друга. Схема перехода определяется как переход суждений наличного бытия в суждения рефлексии. Суждения рефлексии переходят в суждения необходимости. Суждения необходимости, соединяясь с суждениями наличного бытия и рефлексии, переходят в суждения понятия.

 

3.3. Формирование умозаключений.

Умозаключения создают основу для мыслей о предмете и, по сути, именно они должны быть главными инструментами решения проблемы. Умозаключения в своем диалектическом движении проходят следующие стадии:

- Умозаключение наличного бытия (Первая фигура Е-О-В. Вторая фигура В-Е-О. Третья фигура Е-В-О. Четвертая фигура В-В-В).

- Умозаключение рефлексии (Умозаключение всякости (Е-О-В)

- Умозаключение индукции (В-Е-О). Умозаключение по аналогии (Е-В-О).

- Умозаключение необходимости (Категорическое умозаключение (Е-О-В),

- Гипотетическое умозаключение (О-Е-В).

- Разделительное умозаключение (Е-В-О).

 

ТРИЗ модератор должен умело организовывать движение по этой схеме, не поддаваясь увлечению в предметную область и строго следя за следованием схеме движения умозаключений. В этом случае проблема осмысливается в строгих и последовательных мыслительных формах, организующих решение, и позволяет избежать скатывания к методу проб и ошибок или к "дурной бесконечности" бесконечного высказывания предположений, введения новых сущностей и пр. логически непоследовательных ходов.

 

Результатом работы этого этапа диалектической машины является набор мыслей и их рабочих форм (протоколов, программ, проектов, решений и пр.) о решении проблемы.

 

4. Проектирование решений. Объективация.

Этап готового решения в мыслительных формах еще не есть реальные практические рекомендации для ее практического решения. Этап практического решения находится в объективации полученных в ходе представленных мыслительных операций решений.

 

Объективация в своем становлении также проходит ряд этапов. Происходит общее диалектическое движение от формального механического соединения частей решения к рефлексивному взаимодействию частей системы и, наконец, к формированию целевых систем, действующих как единый организм.

 

Механическая система и механический процесс представляет собой агрегативное соединение системы. Характерным является линейность процессов, простота причинно-следственных связей и их однозначность. Его основным продуктом является централизованность или централизованная система, обладающая центром и жесткими связями. При дальнейшей работе над проектом, механическая система должна перейти в систему с активно взаимодействующими элементами между собой, рефлексивную систему.

 

В рефлексивной системе имеется развитое взаимодействие между своими частями, нарастает противоречивость между ними, главным является процесс нелинейного реагирования и реакций на возбуждение в системе.

 

В своем дальнейшем диалектическом движении рефлексивные системы переходят в целевые системы. Целевая система или телеологические объекты идут от субъективно понимаемых целей системы к объективным системам, где субъективность каждого отдельного решения подкреплена объективным и ее развитие одновременно и свободно и необходимо. В этом движении целевая система находит средства для своего выполнения и достигает своего главного результата - выполненной цели.

 

Полная схема работы по работе в среде логики диалектического восхождения от абстрактного к конкретному для решения проблем приведена в работе Горобченко С.Л. Наука логики для менеджеров, CD ROM, Санкт-Петербург 2017.

 

 

ИГРОТЕХНИКА ТРИЗ

 

ПРОЦЕССНО-ПОТОКОВАЯ МОДЕЛЬ ПОИСКА РЕШЕНИЙ

 

Для решения сложных проблем с использованием диалектической машины нами может быть предложена процессно-потоковая модель, демонстрирующая как элементы проблемы могут быть обработаны при помощи моделей ТРИЗ.

                   
 
 
     
 
   
Этап анализа проблемы
 
Этап поиска решения

 

 


Рис. 2. Процессно-потоковая модель решения проблем в сложных системах

 

Обычно проблема предстает в виде некоторого проблемного месива с высокой степенью неоднородности и неопределенности ее составляющих.

 

Первым этапом ее обработки выступает обработка в семантических операторах. На этом этапе производится структуризация описания проблемы, замена эмоциональных и обще художественных наименований и обозначений на функциональные и принятые в ТРИЗ и пр. Общим результатом обработки становится функциональное описание проблемной ситуации и подготовка к обработке ситуации в функциональных моделях.

 

Следующим этапом выступает обработка семантически обработанного текста при помощи схем функционального анализа. определяются функциональные элементы, их взаимодействие, явные и неявные функции, главные, вспомогательные, нейтральные и пр. Общим результатом обработки проблемы в функциональных моделях будет являться функциональные матрицы элементов, участвующих в формировании проблемы и подготовка к построению основной структурно-компонентной модели и причинно-следственному анализу.

 

Разделение функций элементов на основные и неосновные, в сочетании со способами классификации элементов, участвующих в формировании проблематики объектов или процессов позволяет построить структурно-компонентную модель ситуации и провести причинно-следственный анализ и моделирование изменений причинности событий, процессов, изменения объектов в проблемной ситуации.

 

Семантически, функционально, структурно построенная модель с выявленными внутри причинно-следственными связями и отношениями демонстрирует узлы противоречий в системе, а также существующее положение дел в рассматриваемой проблемной ситуации и ее идеальное разрешение. Формируется окончательная модель задачи и ее идеальное разрешение или идеальная модель или состояние системы. На этом этапе заканчивается анализ проблемы и начинается этап поиска решения.

 

Отталкиваясь от сформулированного идеального состояния системы и ее "проблемного существующего положения дел, отталкиваясь от выявленных разрывов, уже можно применить весь соответствующий арсенал инструментов и методов ТРИЗ, соответствующих разрешению выявленных проблемных вопросов и задач.

 

Окончательным результатом становится комплексное разрешение проблемной ситуации.

 

Связь с использованием диалектической машины также достаточно полно прослеживается в процессно-потоковой модели поиска решений.

 

На этапе обработки в семантических операторах задаются более точные качественные и количественные определения, определяются сущностные определения описаний. Этап обработки в функциональных моделях, причинно-следственный анализ, построение структурно-компонентной модели определяется способностью выявлять сущностные взаимодействия в системе, отделять их от явлений и поверхностной пены событий. НА этапе поиска решений происходит применение понятий субъективной диалектики - построение суждений, умозаключений, понятий, выделение идеала (идеи по Платону и Гегелю) системы и делает возможность применение конкретных решательных алгоритмов ТРИЗ.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫИГРОТЕХНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

 

С точки зрения практических подходов для решения проблем сложных систем, важно использовать подходы, связанные с трансформацией позиции решателя. Трансформация при этом должна проводиться с позиций решателя предметной области и методологической помощи, которая должна обеспечивать руководящую нить исследования. Тогда мы сможем двигаться по ступеням анализа, не отклоняясь глубоко в предметные области, а ход исследования проблемы будет последователен и логичен.

 

В этом смысле решение сложных проблем должно выполняться как минимум двумя исследователями, имеющими разный статус и рассматриваться со следующих позиций:

- с позиции человека, работающего над решением проблемы (решатель);

- с позиции человека, который контролирует формальную правильность анализа проблемы и признание инструментов и методик, тем, кто занят решением проблемы с методологической точки зрения (модератор);

 

Эту модель разноуровневой рефлексии мы берем за основу проведения игр, решательных и аналитических сессий, организационных воркшопов, на которых решаются задачи, связанные с изменением характера деятельности организаций, рис. 1.

 

 

Рис. 1. Схема взаимодействия решателя и модератора при работе над проблемой

В этой схеме модератор обеспечивает согласованное взаимодействие решателей (специалистов), которые работают с предметными областями проблемы. Главной задачей модератора является обеспечение продвижения по пути работы с проблемой, точное следование методологии выделения ее симптомов, формулирование проблемы, ее анализ и методология поиска решения.

 

Поскольку каждый из решателей, как правило, знаком с частью проблемы, то важно, чтобы между ними была установлена хорошая коммуникация и обмен мнениями. В этом случае проблема постепенно осознается как целое, имеющая своими частями проявление в сфере работы каждого решателя-специалиста. Уже отталкиваясь от проблемы, специалисты наполняют ее содержанием из своей предметной области и способны заново пересмотреть свою узкую часть проблемы с точки зрения целого.

 

Количество конфликтов, возникающих в процессе коммуникации, весьма разнообразно, при этом часто выделяют организационные, внутриорганизационные, межличностные, личностные конфликты. Однако часто они делают проблему совершенно бесконечной, поскольку многообразие конфликтов размывает рамки, в которой можно было бы рассматривать систему. В этом смысле полезно выделять ядро проблемы и ее периферию и, уже отталкиваясь от этого, искать решение. Единственное, о чем можно говорить, выявляя противоречия на рынке, или внутри организационной структуры, или в межличностном пространстве, – это о слоях задачи. На каждом слое решатель может воспользоваться моделями, используемыми в ТРИЗ: как моделью ТП (технического противоречия), так и моделью ФП (физического противоречия), в зависимости от логики рассуждения.

 

Составные базовые технологии игры:

- мнемотехника (развитие системы понятий);

- психотехника (управление системой мотивов);

- схемотехника (перевод понятий в схематические формы в соответствии с требованиями моделирования);

- группотехника (организация групповой работы);

- социотехника (использование социального опыта как средства обучения).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: