Министерство транспорта Российской Федерации
(Минтранс России)
Федеральное агентство воздушного транспорта
(Росавиация)
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»
Кафедра истории и управления персоналом
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению курсовых работ
для специальности 080505
«Управление персоналом»
Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа отражает уровень теоретической, методической и практической подготовки студента и является итоговым этапом его обучения по дисциплине «Основы управления персоналом».
Курсовая работа должна представлять собой самостоятельное и законченное научное исследование студента с элементами практической значимости, результатами его научно-исследовательской работы.
Целью написания курсовой работы является систематизация, расширение и углубление теоретических знаний, овладение методикой исследований и развитие навыков самостоятельной работы, приобретение практических навыков, необходимых специалисту по управлению персоналом для решения конкретных вопросов в сфере социально-трудовых отношений.
В курсовой работе студент должен решить следующие основные задачи:
· раскрыть сущность, содержание, методы и пути решения конкретных вопросов управления персоналом в условиях рыночных отношений;
· проанализировать практическую деятельность предприятий и организаций в решении этих вопросов, обобщить положительный опыт, показать имеющиеся недостатки, выявить их причины и обосновать пути устранения;
· сделать необходимые выводы и разработать предложения по совершенствованию форм и методов управления персоналом, решению конкретных вопросов по повышению эффективности кадровой работы на предприятиях.
|
Курсовая работа должна охватывать как теоретические вопросы, так и вопросы фактической деятельности конкретных предприятий с целью разработки практических рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом.
1. ВЫБОР ТЕМЫИ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тема – сжатая форма представления содержания всей работы, отражающая ее сущность.
Курсовая работа должна:
а) быть актуальной, соответствовать современному уровню теории и практики управления человеческими ресурсами на предприятии;
б) носить научно-исследовательский характер, представлять экспериментальную работу студента и иметь прикладное значение;
в) отражать добросовестность студента в проведении научного исследования, оформлении его результатов, защите курсовой работы.
Основой постановки проблемы, изложенной в первой главе курсовой работы, является чтение и реферирование литературы по избранной теме в рамках изучаемой дисциплины. Теоретический обзор подкрепляется материалом второй и третьей главы, в которых изложена эмпирическая информация. Это могут быть наблюдения студента: тестирование, анкетирование, включенное наблюдение, изучение статистических материалов и т.д.
Выбор производится на основании утвержденного перечня тем курсовых работ по курсу «Основы управления персоналом» (см. приложение 5.). Однако приветствуется самостоятельный выбор студентом в рамках учебной дисциплины темы, тесно связанной с реальной практикой и направленной на решение практических проблем для конкретных предприятий, но с необходимым обоснованием ее целесообразности и по согласованию с преподавателем, за которым закреплено чтение лекций по курсу.
|
С соблюдением этих же условий возможно выполнение теоретических курсовых работ, выходящих за рамки предложенной тематики.
В ходе работы тема может быть уточнена или изменена по согласованию с преподавателем.
Согласование темы с научным руководителем осуществляется во время консультаций. Студенту для встречи с научным руководителем необходимо иметь:
а) обоснование выбора темы, которое в дальнейшем пригодится ему при написании введения;
б) подходы и видение раскрытия темы;
в) эмпирический объект исследования;
г) инструментарий и методы обследования;
д) предполагаемый конечный результат.
Далее студент разрабатывает график выполнения курсовой работы. График выполнения курсовой работы – это вспомогательный организационный документ, определяющий общую последовательность и сроки ее выполнения, как по стадиям, так и в целом. График прилагается к курсовой работе после раздела «приложения». Пример графиков выполнения курсовой работы представлен в приложении 1.
В период подготовки и написания курсовой работы преподаватель оказывает студенту помощь при составлении рабочего плана и подборе литературных источников, консультирует студента и корректирует его работу, пишет рецензию на выполненную работу и организует ее защиту.
К курсовой работе предъявляются следующие требования.
|
1) глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа литературных источников (в зависимости от исследуемой проблемы в списке литературы их количество должно составлять не менее 20);
2) использование разнообразных методов исследования (экономико-математические, социологические);
3) умелая систематизация данных в виде таблиц, графиков, рисунков, диаграмм, схем с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития процессов и явлений;
4) критический подход к изучаемым фактическим материалам в целях поиска резервов повышения эффективности кадровой работы;
5) аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;
6) литературное, логически последовательное и самостоятельное изложение материала;
7) оформление материала в соответствии с установленными требованиями.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тема курсовой работы (КУР), объект и предмет исследования, умение студента работать со специальной литературой определяют структурные особенности работы. Вместе с тем, курсовая работа должна быть выполнена по единой для всех работ схеме. Требование единства относится только к форме построения основных частей курсовой работы, но не к содержанию. Курсовая работа должна состоять из следующих частей.
· Титульный лист (по стандарту; см. приложение 2)
· Аннотация.
· Содержание.
· Введение.
· Основная часть.
· Заключение.
· Список использованных источников (оформленный согласно ГОСТ 7.32-2001).
· Приложения.
· График выполнения курсовой работы.
· Отзыв научного руководителя (с его оценкой).
Рассмотрим каждую из составляющих.
Аннотация (объем 15-20 строк) – представляет собой развернутое название работы. Это краткая характеристика ее содержания.
Оглавление. Это переченьнаименований всех разделов и пунктов с обязательным указанием страниц, на которых размещено начало каждого раздела и пункта (подраздела). Оно включает введение, наименование всех разделов, подразделов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы. Оглавление дает представление о тематическом содержании работы и ее структуре, а также обеспечивает быстрый поиск информации. Образец оформления оглавления приведен в Приложении 3.
Во введении кратко формулируются главные характеризующие проведенное исследование моменты:
· практическая и теоретическая актуальность темы. Обоснование актуальности не должно быть пространным и многословным. Основная задача состоит в том, чтобы убедительно, аргументировано доказать насущную потребность в раскрытии данной темы;
· решаемая в работе управленческая проблема;
· предмет и объект исследования, цель и задачи, поставленные в работе. Формулировка цели курсовой работы должна быть краткой и четкой. Ее назначение – определить направление и конечный результат курсовой работы. Цель исследования – это поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме (названии темы).
Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме, обычно с помощью глагольных форм – «разработать», «выявить», «обосновать», «определить» и др. При формулировке задач необходимо соблюдать правило: каждая задача при своем решении продвигает исследование к намеченной цели, в сумме же своей задачи должны ей соответствовать;
· методы сбора и обработки исходной информации;
· анализ степени разработанности темы в научной литературе.
Здесь необходимо привести обзор основных источников, охарактеризовать сложившиеся и разрабатываемые подходы, отметить и оценить вклад в разработку проблемы различных исследователей. Также следует отразить, что еще осталось неразработанным в теме, так, чтобы была понятная необходимость раскрытия заявленной темы.
· новизна результатов; положения, выносимые автором на защиту.
По объему введение не должно превышать 2-5 страниц.
Введение, как правило, пишется после того, как выполнена основная часть курсовой работы.
В основной части курсовой работы приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы. Основная часть курсовой работы может содержать два-три раздела по 3-5 подразделов каждый.
Первый раздел курсовой работы отражает теоретические аспекты темы и выполняется на основе анализа отечественной и зарубежной научной и социально-экономической литературы по выбранной теме исследования, законодательных и нормативных актов. При его написании целесообразно пользоваться различными литературными источниками (законодательными актами, научными сочинениями, учебными пособиями, статьями из специализированных журналов и т.д.).
В этом разделе излагается сущность изучаемой проблемы, раскрывается ее содержание. Данный раздел должен состоять из двух-трех подразделов, раскрывающих основную суть проблемы. В ходе изложения материала автор курсовой работы должен делать ссылки на соответствующие литературные источники.
Основные положения, сформулированные в теоретической части, должны являться основой для выполнения последующих разделов курсовой работы.
Объем данного раздела – 7-8 страниц машинописного текста.
Второй раздел, посвящен характеристике организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования. Данный раздел следует начать с общей характеристики организации, на примере которой проводится исследование (сфера деятельности организации, правовая форма, направления деятельности). Анализируется организационное построение и структура аппарата управления предприятия, материально-техническая база, основные итоги и результаты работы, показатели деловой активности и финансовой устойчивости.
Целесообразно проводить сравнение основных показателей анализируемого объекта за последние 3-5 лет. При этом следует учитывать тематическую направленность работы, т.е. акцент необходимо сделать на те показатели, которые наиболее связаны с ее темой. Объем раздела – 7-8 страниц машинописного текста.
Третий раздел посвящен непосредственно раскрытию темы. Он содержит конкретный практический материал исследуемого объекта и аналитические таблицы. Здесь необходимо отразить не только результаты самостоятельно проведенных исследований, но и состояние исследуемой проблемы на рассматриваемом объекте и предложения путей ее решения. Анализируемые вопросы рекомендуется сопровождать расчетами социально-экономической эффективности вносимых предложений.
Материалы, служащие базой для анализа и обоснования должны быть достаточно полными и достоверными.
Объем – 14-16 страниц машинописного текста.
Заключение представляет собой итог выполнения исследования объемом 2-3 страницы машинописного текста. По каждой главе делается краткое обобщение (резюме), которое вытекает из содержания работы. Сюда могут быть вынесены выводы, которые уже сделаны по ходу изложения материала, причем в ходе их формирования выделяются главные существенные моменты. В этой части работы студентам требуется осмыслить и выделить то главное, что составляет суть работы. Предложения и выводы, сформулированные и обоснованные автором в заключении, должны вытекать из проведенного в курсовой работе анализа и направлены на улучшение работы объекта исследования.
Заканчивается курсовая работа списком литературы из 20-30 источников. В нем указывается вся проработанная научная литература независимо от того, сделаны ли ссылки на нее или нет.
В приложении размещаются все графические или иллюстративные материалы, таблицы, графики, документация, имеющие вспомогательное значение. Приложения не входят в общий объем курсовой работы, хотя и имеют сквозную нумерацию.
Курсовая работа подлежит рецензированию научным руководителем (как правило, это преподаватель, ведущий лекционные занятия). В рецензии отмечается актуальность темы исследования, полнота раскрытия темы, степень изученности проблемы, практическая значимость разработанных предложений и решение о допуске или не допуске курсовой работы к защите.
3.ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ТЕКСТА
Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Он основан на построении изложения в форме рассуждений и доказательств, на смысловой законченности и логической цельности и связности частей текста.
Ведущими принципами изложения текста курсовой работы являются принципы однозначности, ясности и краткости изложения. Стиль изложения материала курсовой работы – это стиль безличного монолога: не следует использовать местоимение «я», как правило, используется позиция от третьего лица (например, автор полагает, что …) или страдательный залог (например, разработан специальный подход к решению…). Необходимо учитывать следующие требования к подаче текста курсовой работы:
· логическая последовательность;
· краткость: исключение не относящихся к теме или излишних подробностей;
· четкость, убедительность исходных положений и выводов;
· профессионально грамотный язык;
· смысловая точность фраз и терминов, исключающая неоднозначность их толкований;
· конкретность изложения рекомендаций по изменению рассматриваемой в работе проблемной ситуации, их адресность.
4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа выполняется на одной стороне формата А 4 (ф. 210 х 297) с использованием компьютера в редакторе Word, шрифты Times New Roman или Ariel, размер шрифта, межстрочный интервал 1,5 (при выполнении таблиц и рисунков допускается использование шрифта 10 и межстрочного интервала 1).
Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 25 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры. Разделы, подразделы и пункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного выступа (с отступом на пять знаков).
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой (например, 1., 1.1., 1.1.1.). Если раздел или подраздел имеет только один пункт, то нумеровать его не следует. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в верхнем правом углу. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на нем не проставляют.
Каждую главу курсовой работы следует начинать с новой страницы.
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного выступа, как показано в примере.
Пример:
а)________
б)________
1)_____
2)_____
Графический материал (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы) служит для наглядного отображения излагаемого текста, результатов исследования или выводов.Графический материал (иллюстрации) размещают по тексту курсовой работынепосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рекомендуется графический материал отделять от текста пустой стройкой до и после его выполнения. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы.
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Кадровое обеспечение предприятия.
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.
При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «…в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими данными (подрисуночным текстом), которые располагаются между изображением и наименованием. Каждое пояснение в подрисуночном тексте пишут с красной строки, а вторую и последующую строки пояснений – от границы левого поля).
Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей справа в одну строку с ее номером. Нумеруют таблицу арабскими цифрами в пределах дипломной работы (1,2,3) или раздела (1.1; 1.2; 1.3).
Основные структурные элементы таблицы следующие:
Головка таблицы | Заголовки граф | |||
Подзаголовки граф | ||||
Боковик (заголовки строк) | ||||
Строки горизонтальные | ||||
Графы (колонки)
Заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной, если они имеют самостоятельное значение.
В конце заголовка и подзаголовка точка не ставится. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.
Обозначение единицы измерения, общей для всех данных в строке, следует указывать после наименования через запятую
При ссылке в тексте слово «Таблица» приводится сокращенно со строчной буквы, например (табл. 10).
Если в пояснительной записке содержится только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишется.
Графы таблицы не должны быть пустыми. Если отсутствуют сведения, то в соответствующей графе проставляется многоточие. Если сведений по данной графе не существует в природе, то в графе ставится прочерк.
Таблицу помещают после первого упоминания в тексте и располагают таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота или споворотом по часовой стрелке. На все таблицы должны быть ссылки.
Ссылки на использованные источники приводятся в теоретическом разделе. Она содержит номер источника по списку литературы и номер страницы в квадратных скобках (например [12.с.25]). Ссылку помещают в конце предложения и после нее ставят точку.
Сноска - это элемент, содержащий вспомогательный текст пояснительного или справочного характера. Она связана с текстом знаком сноски – астериксом (*) или цифрой. Знак сноски ставится на уровне верхнего обреза шрифта непосредственно после того слова, числа, символа, цитаты, предложения, к которым дается пояснение или справочные данные.
Нумерация сносок для каждой страницы отдельная. Если сноски выполнены астериксом, то применять более четырех звездочек не рекомендуется.
Содержание сносок помещают в конце листа, с абзацного отступа, отделяют от основного текста короткой тонкой линией, проведенной от границы левого поля на 1/3 страницы.
Сведения об источниках следует располагать в алфавитном порядке (по фамилии автора или названии) и нумеровать арабскими цифрами без точки (приложение 4).
Список литературы помещается в конце курсовой работы.
Сведения о каждом источнике помещают с абзацного отступа, вторую и последующие строки источника – от границы левого поля.
Фамилию автора указывают в именительном падеже. Если авторов более трех, то их фамилии и инициалы приводят в той последовательности, в которой они приведены в книге первой с добавлением слов «и др.».
Название книги или статьи пишется без кавычек и сокращений.
Место издания пишется с прописной буквы. Наименование городов Москва и Санкт-Петербург (Ленинград) пишут сокращенно (М., С-Пб., Л.), а название других городов – полностью.
Наименование издательства пишут так, как оно приведено в книге.
Год издания указывают цифрами без дополнительных пояснений, например: 2010, 2012 и т.п.
Сведения, касающиеся периодической литературы (журналы, газеты и т.п.) приводят в следующем порядке: автор (ы), наименование статьи, знак (//), наименование журнала, газеты, дата издания, число или месяц (только для журналов), страницы (кроме газет объемом 8 и менее страниц).
5. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выполненная курсовая работа подписывается студентом и представляется руководителю на кафедру истории и управления персоналом. После проверки и одобрения курсовой работы, решается вопрос о допуске студента к защите, устанавливается дата и время защиты.
Формой защиты курсовой работы является ее публичная презентация на аудитории коллег (сокурсники). На защиту студент готовит выступление (доклад), иллюстративный материал. В ходе презентации студенту предстоит выступить с докладом и ответить все возникшие по ходу его выступления вопросы аудитории. В докладе необходимо изложить: научное и практическое значение темы; сущность курсовой работы, основные положения; выводы и предложения (объем доклада 5 страниц текста в формате Word, размер шрифта 14 пунктов, полуторный интервал). Поскольку на изложение доклада отводится ограниченное время (10-15 мин.), то содержание и построение выступления его должны быть хорошо продуманы по структуре и времени. Не следует слишком мельчить или увеличивать количество рассматриваемых вопросов, так как это рассеивает внимание, нарушает стройность доклада.
Примерная структура доклада при защите курсовой работы:
1.Обоснование актуальности постановки темы.
2.Представление практической и теоретической проблемы исследования.
3.Цель работы, решаемые задачи для ее достижения.
4.Предмет, объект исследования; информационная база исследования.
5.Наиболее значимые полученные результаты, выводы; логика
доказательства (обоснования) каждого вывода.
6.Экономический и социальный эффект от внедрения (использования)
разработанных предложений.
7.Перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы.
Следует помнить, что наибольшую убедительность имеют доклады, излагаемые устно, когда докладчик не прибегает к письменному тексту или конспекту доклада. При такой форме изложения между докладчиком и слушателями устанавливается наиболее тесный контакт. Решающее значение имеют не только эмоциональность и убежденность выступающего, но главным образом строгая деловая аргументация и доказательность.
Во время защиты нужно показать владение предметом исследования, знание литературы и общую эрудицию, соблюдая краткость ответов.
Для убедительности, доказательности, наглядности важнейших положений курсовой работы и облегчения своего выступления студенту необходимо использовать иллюстративный материал (графики, схемы, алгоритмы, таблицы и пр.). Формы представления такого материалов могут быть: проекционные материалы для демонстрации с помощью средств презентации; листы формата А 4, представляемые участниками защиты. Иллюстрации должны отражать полученные студентом основные результаты, иметь четкую согласованность со структурой доклада. Используемый иллюстративный материал должен быть пронумерован и меть названия. Рекомендуется с помощью этого материала отразить структурно-логическую схему работы, раскрывающую ее замысел.
Количество и содержание вопросов отражают глубину заинтересованности аудитории, действенности выступления. Отвечать на вопросы необходимо корректно и кратко.
Студент, не явившийся на публичную защиту курсовой работы без уважительной причины, не вправе рассчитывать на высокую оценку выполненной работы.
Пятибалльная система оценки КУР включает оценку содержания
самой работы, ее оформление и защиту.
Оценивается работа по следующим принципам:
1. Полнота, систематичность раскрытия темы.
2. Четкость формулировки цели и задач работы.
3. Аргументированность результатов работы, выводов.
4. Мера самостоятельности работы и личный вклад.
5. Умение подчеркнуть теоретическую и практическую значимости.
6. Качество оформления, наличие графиков, диаграмм, таблиц.
7. Самостоятельность изложения, оригинальность составленных таблиц, схем и других материалов.
8. Грамотность, стилистическая правильность текста.
9. Правильность списка литературы.
10. Краткость доклада и ответов на вопросы.
11. Уверенное владение материалом при устной защите.
Приложение 1
ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Кафедра истории и управления персоналом
ГРАФИК
Выполнения курсовой работы на тему
«____________________________________________________________»
№ п/п | Содержание мероприятий | Срок выполнения | Отметка о фактическом выполнении | Примечание |
Работа с источниками информации | ||||
1.1. | Определение основных источников информации | до 30.09.2012 | ||
1.2. | Поиск информации в различных группах источников по утвержденной теме | |||
………. | ||||
Подготовка текста | ||||
………. | ||||
Оформление результатов | до 20.11.2012 | |||
Приложение 2
Образец титульного листа курсовой работы