Доклад для семинара-практикума по ОДНКНР.
Тема. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
СОДЕРЖАНИЯ ОДНКНР - СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Подготовила:
Байдакова Л И.
учитель истории
МБОУ Воздвиженская СОШ.
ОДНКНР — это школьный учебный предмет, название которого расшифровывается как основы духовно-нравственной культуры народов России https://gimn3-prol.narod.ru/odnknr.html
Он был введен в качестве обязательного с 1 сентября 2015 года федеральным государственными стандартом основного общего образования (ФГОС) https://gimn3-prol.narod.ru/fgos.html
Министерство образования и науки РФ пояснило, что предмет должен стать источником навыков и знаний для школьников:
• ключевых моральных норм и общечеловеческих ценностей;
• традиций и культуры народов России;
• уважительного отношения к религиозным чувствам или их отсутствию;
воспитание веротерпимости;
• представления о роли традиционных религий в истории;
• важности гражданского общества в становлении государственности в России.
Краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках и во внеклассной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и прежде всего в её духовной составляющей. Разрушение прежней системы ценностей создало духовный вакуум. Эрозии подверглись традиционные ценности народной жизни, отечественной истории, культуры. Произошло обесценивание идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций – показатель ухудшения нравственного здоровья общества. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте учебно-воспитательного процесса заключается не в отдельно отведенных часах школьной программы, а в создании духовной атмосферы, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
|
Актуальность темы определяется необходимостью донести до сознания молодых поколений основополагающие ценности отечественной культуры.
· Краеведческий компонент включается во многие школьные предметы, такие как: история, география, биология, литература и др
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край — живая, деятельная частица великого мира.
Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей.
Поэтому основной своей целью я ставлю возможное соединение программного курса ОДНКНР с краеведческим компонентом. Элементы краеведческого материала обогащают содержание уроков по ОДНКНР, реализуют связь с реальной жизнью, создают условия для работы исследовательского характера, помогают развитию активной творческой деятельности. Краеведческий компонент использую в урочной и внеурочной работе в 5 и 6 классе в этом учебном году.
|
Темы, которые можно интегрировать с краеведческим материалом:
7. | Заветы оптинских старцев | |
8. | Православие в Советской России | |
9. | Православие в современной России. | |
10. 11. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Православие в традициях русского народа». | |
12. | Православие и традиционные ценности русского народа | |
13. | Дом и семья в православии | |
14. | Святые Петр и Феврония | |
15. | Повторительно-обобщающее занятие по теме «Православие в традициях народов России» |
В нашем школьном краеведческом музее есть разделы, посвященные ремеслу: «Ремесло мастера хвалит!», «Труженики села», героя села: «Они сражались за Родину!» и др. Много предметов быта, фотоальбомов, историй односельчан. Всё это помогает восприятию культурных ценностей детьми через уроки-экскурсии.
Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, дает чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени - наркомании, алкоголизма, терроризма. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры.
|
Проектная деятельность - в основе современных уроков. Предпочтение отдается творческим, исследовательским, информационным типам проектов. При подготовке обучающиеся собирают информацию не только из литературных источников, интернет – ресурсов, но и из краеведческих материалов, интервью с жителями села. Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования.
Во внеурочной работе, не забываем про акции-поздравления земляков-ветеранов труда с праздниками.
Участие в конкурсах сочинений о своей семье, родителях, дедушках и бабушках, героях сражений.
Таким образом, глубокое познание духовных ценностей края обеспечивает сознательное развитие гражданских качеств, формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родным местам. Этому способствует интеграция краеведческого компонента и курса ОДНКНР.