Лекция 11
СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ
Понятие и виды судебных расходов; судебный сбор; издержки, связанные с рассмотрением дела; распределение судебных расходов
Понятие и виды судебныхрасходов
Впервые упоминание о судебных расходах встречается уже в Русской Правде (ст. 108) и находит свое продолжение в судных грамотах и судебниках. Судебные пошлины были крупным источником дохода государства, его должностных лиц. Предусматривались различные виды пошлин: пересуд, правый десяток, упорядочивается сбор пошлин и поступление их в казну.
В Уставе гражданского судопроизводства 1864 г. судебным издержкам посвящен его раздел IV, главной целью которого было получение от лиц, обращавшихся за защитой нарушенных прав и законных интересов, определенных денежных сумм на покрытие хотя бы части расходов правительства для содержания судебных мест. Вместе с тем, законодатель стремился, чтобы такие сборы, при возможности, были бы соразмерны материальному положению ищущих правосудия.
После октябрьской революции 1917 года встал вопрос о доступности суда и правосудия. Одним из факторов, влияющим на решение этого вопроса, являлась судебная пошлина и судебные расходы вообще. В сентябре 1924 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс УССР, установивший следующие виды расходов по ведению дела: судебная пошлина, гербовый сбор, канцелярский сбор и расходы по производству дел (ст.34). Однако постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 февраля 1933 г.329 были упразднены различные виды сборов и была введена «единая государственная пошлина»,
взимаемая при предъявлении иска. Советским законодательством были установлены цели и порядок взыскания судебных расходов, а также специфический круг лиц, освобождавшийся от их уплаты.
|
Следующим витком в развитии законодательства о судебных расходах явилось принятие 18 июля 1963 году ГПК УССР, внесшим существенные изменения в нормы рассматриваемого института: расширен круг лиц, освобождающихся от уплаты судебных расходов; достаточно полно были регламентированы вопросы издержек, связанных с рассмотрением дела. Так, например, новеллой явилось отнесение к издержкам расходов по розыску ответчика, а также расходов, связанных с исполнением решения суда. Несомненно позитивным шагом законодателя следует признать принятие Декрета Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» от 21
329 СЗ СССР. – 1939. - №12. – Ст.151.
января 1993г., заложившего основу правового регулирования института судебных расходов в современном законодательстве.
В настоящее время многообразие гражданских процессуальных отношений, функционирующих по поводу и в связи с институтом судебных расходов регулируется ГПК Украины 2004г.
Судебные расходы - это затраты государства, возлагаемые на государственный бюджет Украины, а также на заинтересованных в деле лиц, по поводу и в связи с рассмотрением и разрешением гражданского дела в суде общей юрисдикции.
Введение судебных расходов преследует следующие цели:
1) получаемые средства от судебного сбора в очень незначительной степени, но все-таки способствуют покрытию тех расходов, которые сопровождают судебную деятельность. Вместе с тем возмещение расходов по осуществлению правосудия не поступает непосредственно в суд, поэтому финансирование судов не зависит от суммы, получаемой в качестве судебногосбора;
|
2) наличие судебного сбора призвано дисциплинировать граждан, юридических лиц, предотвращая необоснованное заявление исковых требований;
3) наличие сравнительно высоких ставок судебного сбора должно стимулировать добровольное исполнение обязанностей (под страхом уплаты судебныхрасходов).
Таким образом, различают компенсационную, превентивную и социальную функцию судебных расходов. Компенсационная функция заключается в возмещении средств, затраченных государством на осуществление правосудия по гражданским делам, а также средств, затраченных лицами, обращающимися в суд или совершающими определенные процессуальные действия. Превентивная функция состоит в предупреждении необоснованных обращений в суды, в обеспечении исполнения юридически заинтересованными в исходе дела лицами своих процессуальных обязанностей. Социальная функция проявляется в том, что судебные расходы призваны обеспечить фактическую доступность к правосудию.
В отношении института судебных расходов должен применяться принцип процессуальной экономии; требования данного принципа находят свое проявление в целом ряде процессуальных норм рассматриваемого правового явления, что влечет экономию сил, средств и времени суда и участников судебного процесса. Причем, по отношению к институту судебных расходов данный принцип можно определить как нормативно- установленные основополагающие начала, отражающие реализацию
|
компенсационной и превентивной функций и обращенные как к суду, так и к другим участникам процесса330.
Согласно ст.79 ГПК судебные расходы делятся на два вида: судебный сбор и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Отличие судебного сбора от судебных издержек состоит в следующем:
1) судебный сбор представляет собой обязательный платеж за действия, совершаемые судом по рассмотрению и разрешению, пересмотру дел и выдачу документов. Издержки, связанные с рассмотрением дела, состоят из сумм, подлежащих выплате за проведение экспертизы, назначенной судом, осмотр доказательств по месту их нахождения, ит.д.;
2) размер судебного сбора определен законодательством и зависит от характера и цены иска. Размер судебных издержек прямо не зависит от характера спора и цены иска и различен по каждому конкретному делу в зависимости от фактически произведенныхзатрат;
3) судебный сбор по всем делам, рассматриваемым судами в Украине, уплачивается или взыскивается в бюджет государства. Сумма судебных издержек вносится на депозитный счет суда с последующей их выплатой экспертам илипереводчикам.
Институт судебных расходов неразрывно связан с проблемой доступности правосудия по гражданским делам, которая проявляется в следующих положениях:
1) доступность правосудия напрямую связана с возможностью для лиц, обращающихся в суд (а равно вовлекаемых в судебный процесс), выдержать бремя всех связанных с этим расходов. Если судебные расходы непомерно велики, являются непосильными для большинства тяжущихся, то ситуацию с доступностью правосудия нельзя признатьнормальной;
2) качественное правосудие, обеспечивающее эффективную правовую защиту при справедливом судебном разбирательстве в разумный срок, объективно не может быть дешевым. В то же время, если правосудие не отвечает предъявляемым к нему требованиям, не обеспечивает эффективную защиту прав, а суд не является независимым и беспристрастным, то и право доступа к правосудию не может считатьсягарантированным;
3) состязательный процесс предполагает профессиональное юридическое представительство на всех его стадиях, а это неизбежно удорожает судебный процесс, увеличивая издержки тяжущихся. Между тем невозможность прибегнуть к услугам профессионального юридического представительства означает фактическое затруднение доступа кправосудию;
4) возможности государства, существующего за счет средств налогоплательщиков, по финансированию правосудия, обеспечениюправа
330 Шокуева Е.М. Институт судебных расходов в российском гражданском судопроизводстве: Автореферат дисс.на соискание учен.степени к.ю.н. – Саратов, 2005. – С.8.
доступа к суду не беспредельны. Следовательно, значительная часть расходов, связанных с отправлением правосудия, остается на самих тяжущихся, что, в общем, является справедливым331.
Указанные положения показывают, что, судебные расходы - самостоятельная проблема, требующая своего разрешения: с одной стороны, необходимо не допустить непомерной дороговизны процесса для тяжущихся, а с другой, - обеспечить качественное и справедливое правосудие по гражданским делам, что требует немалых затрат.
Как отмечает Концепция совершенствование судейства для утверждения справедливого суда в Украине в соответствии с европейскими стандартами, одобренная Указом Президента Украины от 10 мая 2006 года, судебные расходы, которые несет лицо, не должны быть препятствием для судебной защиты его прав.
Судебныйсбор
Судебный сбор – это законодательно фиксированная денежная сумма, взимаемая с физических и юридических лиц в доход государства за совершение в их интересах действий при рассмотрение и разрешение дела в суде.
Размер судебного сбора, порядок его уплаты и освобождения от уплаты устанавливаются законом (ч.2 ст. 79 ГПК)332, а именно Декретом Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» (далее- Декрет) с изменениями и дополнениями, а также Инструкцией о порядке исчисления и взимания государственной пошлины, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 22.04.93 №15.
Различают два вида судебного сбора: простой и пропорциональный. Простой судебный сбор исчисляется в твердых ставках – в размерах частей официально установленного не облагаемого минимума доходов граждан, а пропорциональный – в процентном выражении к цене иска.
Цена иска – это денежное выражение имущественных претензий истца, которая определяется размером взыскиваемой денежной суммы или стоимости отыскиваемогоимущества.
Согласно ст.80 ГПК цена иска определяется:
1) в исках о взыскании денежных средств – взыскиваемойсуммой;
331 Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. – СПб: Изд. Дом С.-Петерб.гос.ун-та, 2005. – С.35.
332 До вступления в действие ГПК 2004 г. термин «судебный сбор» не употреблялся, а использовался термин
«государственная пошлина». При замене терминологии законодатель исходил из того, что по самой юридической природе государственной пошлины выступает в качестве сбора, а не налога. Характерные черты сбора: 1) разовость; 2) возмездность; 3) цель взимания сбора – совершение в отношении плательщиков юридически значимых действий, что первоначально осуществляется в интересах плательщиков. Следует особо подчеркнуть, что сбор выплачивается не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает суд, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции.
2) в исках о признании права собственности на имущество или его истребовании – стоимостьюимущества;
3) в исках о взыскании алиментов – совокупностью всех выплат, но не более чем за шестьмесяцев;
4) в исках о срочных платежах и выдачах – совокупностью всех платежей или выдач, но не более чем за тригода;
5) в исках о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах – совокупностью платежей или выдач за тригода;
6) в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач – суммой, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи либо выдачи, но не более чем за одингод;
7) в исках о прекращении платежей или выдач – совокупностью оставшихся платежей или выдач, но не более чем за одингод;
8) в исках о расторжении договора найма (аренды) или договора найма (аренды) жилья – совокупностью платежей за пользование имуществом или жилищем в течение срока, оставшегося до конца действия договора, но не более чем за тригода;
9) в исках о праве собственности на недвижимое имущество, принадлежащее физическим лицам на праве частной собственности, - действительной стоимостью недвижимого имущества, а на недвижимое имущество, принадлежащее юридическим лицам, - не ниже его балансовой стоимости;
10) в исках, состоящих из нескольких самостоятельных требований, - общей суммой всехтребований.
Так, по делам о признании сделки недействительной без применения последствий недействительности судебный сбор платится как за неимущественній спор. По делам о применении последствий недействительной (никчемной) сделки судебный сбор платится в зависимости от стоимости отыскиваемого имущества, относительно которого заявляются требования. По делам о признании сделки недействительным с применением последствий недействительности судебный сбор платится в соответствии с п.10 ч.1 ст.80 ГПК из общей суммы всехтребований333.
Если определенная истцом цена иска явно не соответствует действительной стоимости спорного имущества или на момент предъявления иска установить точную его цену невозможно, размер судебного сбора предварительно определяется судом с последующим взысканием недоплаченного или с возвратом излишне уплаченного судебного сбора в соответствии с ценой иска, установленной судом при разрешении дела.
В случае увеличения размера исковых требований или предъявления новых требований неуплаченную сумму судебного сбора положено уплатить до обращения в суд с соответствующим заявлением. В случае уменьшения
333 п.31 Постанови Пленуму Верховного Суду України №9 від 06.11.2009р.«Про судову практику розгляду цивільних справ про визнання правочинів недійсними»
размера исковых требований вопрос о возврате суммы судебного сбора разрешается в соответствии с законом (ч.1 ст.83 ГПК).
В соответствии со ст.3 Декрета судебный сбор взимается в следующих размерах: с исковых заявлений – 1 процент цены иска, но не менее 3 необлагаемых минимумов доходов граждан и не более 100 необлагаемых минимумов доходов граждан; с исковых заявлений о расторжении брака – 0,5 необлагаемого минимума доходов граждан; с исковых заявлений об изменении или расторжении договора найма жилых помещений, о продолжении срока принятия наследства, об отмене ареста на имущество и с других исковых заявлений неимущественного характера (или таких, что не подлежат оценке) – 0,5 необлагаемого минимума доходов граждан; с заявлений по делам особого производства – 0,5 необлагаемого минимума доходов граждан; с апелляционных жалоб на решения судов и жалоб на решения, набравших законную силу – 50 процентов ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления, иного заявления или жалобы, а по спорам имущественного характера – ставки, исчисленной исходя из оспариваемойсуммы;
Льготы по уплате судебного сбора можно разделить на два вида: 1) освобождение от уплаты судебного сбора; 2) отсрочка (рассрочка) уплаты судебного сбора.
Освобождение от уплаты судебного сбора производится на основании закона в зависимости от характера спора или от субъекта спора. Согласно ст 4 Декрета от уплаты судебного сбора освобождаются:
1) истцы – рабочие и служащие – по искам о взыскании заработной платы и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений (п.1);
2) истцы – по искам, вытекающим из авторского права, а также из права на открытие, изобретение, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топографии интегральных микросхем, сорта растений и рационализаторские предложения(п.2);
3) граждане – по апелляционным жалобвм и жалобам на решенич, набравшие законной силы, по делам о расторжении брака(п.3);
4) истцы – по искам о возмещении убытков, причиненных увечьем или другим повреждения здоровья, а также смертью кормильца(п.4);
5) истцы - по искам о взыскании алиментов(п.5);
6) стороны – по искам, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением такой меры, как взятие под стражу, или незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также связанных с выплатой денежной компенсации, возвращением имущества или возмещением его стоимости гражданам, реабилитированным в соответствии с Законом Украины «О реабилитации жертв политических репресий в Украине»(п.6);
7) истцы – по искам о возмещении материальных убытков, нанесенных преступлением(п.8);
8) государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и граждане, которые обратились в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлениями в суд о защите прав и интересов других лиц, а также потребители – по искам, связанным с нарушением их прав(п.10);
9) граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы; инвалиды Великой Отечественной войны и семьи воинов (партизан), которые погибли или пропали безвести, и приравненные к ним в установленном порядке лица; инвалиды I и II групп (п.18);
10) Генеральная прокуратура Украины и ее органы – по искам, с которыми они обращаются в суд или хозяйственный суд в интересах граждан и государства(п.30);
11) граждане – по искам о возмещении убытков, причиненных невозвращением в сроки, предусмотренные договорами или учредительными документами, денежных и имущественных взносов, которые были внесены в акционерные общества, банки, кредитные учреждения, доверительные общества и другие юридические лица, которые привлекают средства и имущество граждан(п.37);
12) граждане – по искам, с которыми они обращаются в суд по делам, связанных с защитой прав и законных интересов при предоставлении психиатрической помощи(п.41).
Изменения льгот, предусмотренных в Декрете относительно уплаты судебного сбора, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
В юридической литературе различают две разносидности освобождения от уплаты судебного сбора: в зависимости от категорий плательщиков, а также в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается судебный сбор.
В зависимости от категорий плательщиков различают три группы льгот: 1) льготы для органов государственной и исполнительной власти и органов местного самоуправления; 2) льготы для социально защищенных граждан; 3) льготы для других категорийграждан.
В зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается судебный сбор, различают следующие льготы: при обращении в суды общей юрисдикции, при обращении в хозяйственный суд, и т.д.
Отсрочка и рассрочка судебного сбора. В соответствии со ст.82 ГПК суд, учитывая имущественное положение стороны, может своим определением отсрочить или рассрочить уплату судебного сбора и расходов на информационно-техническое обеспечение рассмотрения дела на определенный срок, но не более чем до принятия судом решения по делу.
Под отсрочкой уплаты судебного сбора понимается действие обязанного лица – плательщика по уплате соответствующих сумм по истечении определенного судом или судьей промежутка времени(срока),
исчисляемого с момента совершения процессуального действия, подлежащего оплате. Под рассрочкой уплаты судебного сбора понимаются действия обязанного лица – плательщика по уплате соответствующих сумм не сразу, а по частям через установленные судом или судьей промежутки времени(сроки).
Если в установленный судом срок судебные расходы не будут оплачены, заявление оставляется без рассмотрения или расходы взыскиваются по судебному решению по делу, когда оплата судебных расходов была отсрочена или рассрочена до принятия этого решения.
В случае подачи искового заявления после подачи заявления об обеспечении доказательств или иска размер судебного сбора уменьшается на размер судебного сбора, уплаченного за соответствующее заявление об обеспечении доказательств или иска.
Возврат судебного сбора. Уплаченная сумма судебного сбора возвращается по определению суда в случаях: 1) уменьшения размера исковых требований или внесения судебного сбора в большем размере, чем это установлено законом; 2) возвращение заявления или жалобы; 3) отказа в открытии производства по делу; 4) оставления заявления или жалобы без рассмотрения; 5) прекращения производства по делу.
Судебный сбор возвращается в иных случаях, установленных законом (ст.83 ГПК). Так, ст.8 Декрета гласит, что уплаченный судебный сбор также подлежит возврату полностью или частично в случаях: отмены в установленном порядке решения суда (п.4); в других случаях, предусмотренных законодательством Украины (п.5).
Судебный сбор возвращается финансовым органом того района или города, в бюджет которого она поступила.
Возврат судебного сбора проводится на основании заявления плательщика, поданного им в течение года со дня зачисления судебного сбора в бюджет, в соответствующий орган, взимающий судебныйсбор.
К заявлению прилагаются соответствующие документы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возвращения судебного сбора, и оригиналы документов, подтверждающих уплату судебного сбора, если он подлежит возвращению в полном размере.
На основании указанных документов суд выносит определение о возвращении судебного сбора или указывает это в решении.
В случае когда такие процессуальные постановления не выносятся (например, судебный сбор был уплачен, но исковое заявление в суд не поступило), судебный сбор возвращается на основании соответствующей справки суда.