Родник в селе Большие Бутырки.




Давным-давно в селе Большие Бутырки по берегам небольшой реки Оскол были многочисленные родники. Но шло время и их становилось все меньше и меньше, пока не поселился в селе прекрасный человек – любитель природы – Иван Яковлевич Коршиков. С учащимся школы он расчистил берег реки и создал поистине «райский уголок».

Родник был освещён в честь иконы Преподобного Серафима Саровского в 2008 году.

Жители нашего района любят посещать это место.

 

 

 

 

Село Покровское Мантуровского района.

«Приближаясь к Покровскому с севера, за несколько вёрст открывается чудесная панорама на обширный пруд, что на речке Стуженёк, вдоль которого тянется сельская улица, а на окраинном холме, у самого пруда, среди густой зелени старого парка, возвышается усадебный дом Арцыбушевых…

Напротив дома, на противоположном пологом берегу пруда, когда-то возвышалась церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1834), о которой теперь осталась память лишь в названии села (церковь порушена в 1943 г.).

Главный усадебный дом (1860-е гг.) - довольно вместительное кирпичное двухэтажное здание на высоких сводчатых подвалах теперь в запустении. Оно пострадало от рук варваров и находится в тяжёлом аварийном состоянии.

К югу от главного дома небольшой лиственный парк, основу которого составляют вековые липы и клены. На окраине западной части парка сохранился рукотворный холм - постамент смотровой беседки-миловиды. Это самое высокое место усадьбы откуда открываются перспективные виды всего имения…

За последние годы парк частично вырублен и распахан под огороды…

Покровское место памятное для многих людей и связано с судьбой не только одного дворянского рода. После революции господский дом служил для многих поколений, как учебное заведение: общеобразовательная школа, ветеринарное училище, школа пчеловодов. Для его новых назначений – учебных, была изменена внутренняя планировка, но в целом он не потерял своей индивидуальности.

Вот уже несколько лет, как усадьба заброшена…

И в наши дни становится тревожно за судьбу этого памятника усадебной культуры» - Архитектор Елена Холодова.

Достопримечательность села Ястребовка

«Лысые горы».

 

 

 

 

 

В Ястребовской зоне есть одно наипрекраснейшее место, именуемое тамошними жителями «Лысые горы». Расположено оно совсем недалеко от Ястребовки, но от сюда к горам можно добраться только пешком, по узкой трапе вдоль речки.

Высоченные холмы, с вершин которых видны как на ладони вышеуказанные селения, посёлок Троицкий Белгородской области, сменяются пологими, глубокими впадинами. Все эти холмы – овраги, холмы-овраги меняют друг-друга, словно увеличенные волны шифера. С одной стороны гиганские волны увеличиваются в высоте, затем расширяются, распремляются в плоскость и становятся полем. С другой – они становятся ниже, ниже, и вдруг возникает одно из главных достопримечательностей – самая высокая и удивительно симметрическая гора. Местные жители говорят, что это высотка, которую в годы ВОВ так и не смогли взять немцы. Она с одной стороны является продолжением волны, и забраться на неё можно только от туда, где наиболее пологий склон. На её лысой вершине можно обнаружить обновляющиеся время от времени следы от работы лопатой, неглубокие ямки – можно предположить, что отважные искатели приключений, пытаются найти здесь следы сражений сороковых годов – пули, снаряды и др.

У подножия этого природного великана протекает речушка, опоясывающая располагающееся за ней болото. Растительность болота очень густая, непроходимая, деревья, в основном ольха, очень большие. Если присмотреть с высотки на заросли, то мы окажемся выше верхушек деревьев, выше птиц, летающих над ольхой и плакучими ивами.

Речка тоже очень своеобразна. Из-за гиганских камней, выглядывающих из под воды, она напоминает горную. Невольно начинает работать воображение и вот уже весь её маршрут, берущий начало далеко за полями, стекающий с шумом с крутых склонов, уносящий за собой всё, что встречается на пути. Голос этого речного переката мелодичен и приятен на слух, а красота бурлящей, искрящейся на солнце воды не поддаётся описанию.

Огромные камни видны только в одном месте и располагаются так, будто это был чей – то мостик. Да и сейчас по ним на четвереньках можно перебраться на другой заболоченный, заросший осокой, камышом и деревьями берег. В летний зной речка с подводными камнями так и манит прохладой – и не напрасно, лежать на них очень приятно, вокруг поют птицы, журчит вода, стрекочут кузнечики, с гор доносится аромат свежих трав и цветов.

ССамой главной изюминкой здешних мест являются две горные меловые стены, расположенные почти друг- друга, в которых можно обнаружить природные реликты и окаменелости.

Особенно красивы «Лысые горы» весной и в начале лета. Здесь раскидывается необрозимое пространство, покрытое пёстрым ковром всевозможных цветов, то образующих сложную мозаику причудливого сложения, то представляющих отдельные пятна синего, желтого, красного, белого, оттенков иногда растительный покров настолько ярок и пёстр, что начинает рябить в глазах, и взор ищет успокоения в далёкой линии горизонта, где там и сям виднеются небольшие холмики – курганы.

Храм Тихвинской иконы Божьей Матери с. Ястребовка. Построен в 2010 году.

 

Оставшаяся конструкция от памятника архитектуры

Храма Рождества Христова в селе Стужень.

 

 

 

 

Как следует из сохранившихся документов, церковь Рождества Христова была построена в 1874 году по инициативе и на средства братьев Захаровых, купцов 1-ой гильдии. Имя зодчего, занимающегося возведением этого здания, к сожалению, неизвестно. В те времена в Стужени проживало около 2500 тысяч человек, поэтому храм построили большой и вместительный, по своим размерам и велеколепию сопоставимый с собором: его длина 29 метров, ширина 18 метров, высота 22 метра.

Одновременно с храмом была возведена колокольня с четырьмя колоколами. А освещена была церковь спустя пять лет после её основания, в 1879 году. В 1876 году рядом с храмом построили церковно-приходскую школу. Её правое крыло было перестроено из старой деревянной церкви, а левое пристроено чуть посже. Основным предметом изучения был «Закон Божий», который преподавал настоятель храма, а лучше ученики пели в церковном хоре и помогали в проведении службы.

До 1933 года храм Рождества Христова выплачивал государству налог, а с 1933 по 1937 уплата не производилась, так как со стороны государства началась преследование церкви, прихожан становилось меньше, они всё реже и реже посещали храм.

В 1937 году по доносу секретаря партийной ячейки села Стужень Нестерова был арестован последний священник, отец Филипп, и заключён в тюрьму города Старый Оскол. Его обвинили в пропаганде против Советской власти, чего он и не отрицал. Он говорил: «Я служу одному богу и не буду помогать пособникам дьявола».

Последними он называл коммунистов. Его приговорили к 15 годам лишения свободы. Также были арестованы дьякон и староста и приговорены к 5 годам тюремного заключения, а купцов Захаровых сослали в Сибирь.

Арестовав настоятеля, члены партийной ячейки срывали со стен храма иконы с ликами святых, топтали их ногами и сжигали в разведённых рядом с церковью огромных кострах. Многие местные жители пытались спасти иконы, вынимали их из огня голыми руками, но уцелело лишь два сильно обгоревших образа, которые до сих пор хранятся у верующих людей.

После этих трагических событий церковно-приходская школа стала земской, а в храме Рождества Христова открыли мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники. В первые годы Войны Божья обитель использовали для хранения зерна. В 1942 году, когда село было оккупировано фашистами, в этом здании расположилась румынская конница. Когда же в Стужень вошли наши войска, солдаты разместили на колокольне крупнокалиберный пулемёт, чтобы отражать атаки врага.

За годы храм пострадал очень сильно, от былой красоты не осталось и не следа: купола были разрушены бомбёжкой, колокола отправлены на переплавку на металлургический завод.

В наши дни здание никак не используется. Его крыша полуразрушена, изредка с 20-ти метровой высоты падают оборвавшиеся из-за тяжести растущие на них растений кирпичи. Стены изуродованы не только пулями, но и современными надписями (типа «Здесь были мы»). Железные решётки на окнах уцелели, но, возможно, что охотники за металлом скоро найдут способ их оттуда их извлечь.

Но больше всего поражают изумительной красоты фрески, яркие и чистые.

Церковь Рождества Христова, как и многие другие памятники архитектуры,- это не только частица нашего исторического прошлого, но и неотъемлемая часть современной жизни.

 

 

 

 

(фото 2010 г.)

 

 

 

Храм великомученика Дмитрия Солунского, расположенный в селе Репец, - один из старинных. Он действует, радует прихожан своим благолепием, хотя тоже нуждается в ремонте. Стоит он в селе на высоком месте. Как рассказывают старожилы, место для строительства храмов выбирали всегда удобное и спокойное, где ложились овцы, и обязательно на возвышенности. Рядом с храмом находится сельское кладбище, а во дворе храма хранится огромный плоский камень, история которого связана с далёким прошлым. Говорят, что ещё задолго до прихода монголо – татар на Руси в Репце красовалась деревянная церковь. Но на день Святой Троицы монголы согнали всех крестьян, стариков и детей в деревянную церковь и подожгли её. Всё сгорело. От алтаря храма остался один камень, который до сих пор хранит память о прошлых веках. Об этом камне ходила легенда, будто в Великую Отечественную войну он служил люком в тоннель, который вёл к продовольственному складу.

Новую каменную церковь строили всем миром. Кирпичи изготавливали местные крестьяне. В скрепляющий раствор добавляли яйца, пожертвованные населением. В этом заключался секрет прочности церкви. Храм великомученика Дмитрия Солунского был выстроен к 1801 году. По рассказам старожилов, колокольный звон нового храма было слышно очень далеко, но в период Великой Отечественной войны самый большой колокол был снят и отправлен на металлургический завод на переплавку.

В 1911 году была возведена пристройка к храму на средства помещика Ивана Фёдоровича Адамова, который жил на хуторе Лески. Инициалы благодетеля увековечены на стене у входа в храм. При храме действовала церковно-приходская школа, в которой настоятель преподавал Закон Божий. Лучшие ученики пели в церковном хоре, помогали священнику в проведении службы.

В годы сталинской репрессий храм не работал и использовался под склад для хранения колхозного зерна. В Великую Отечественную войну, во время оккупации, некоторые иконы были похищены и увезены в Германию.

С 1943 года храм великомученика Дмитрия Солунского возобновил свою работу и действует по сей день. В В конце 90-х годов он был частично отремонтирован и улучшил свой внешний вид.

 

В начале августа 2010 года четверо молодых людей пытались проникнуть в церковь и ограбить её, но по Божией воли неподалёку оказалась девушка, которая позвала людей на помощь, и преступники были задержаны. Но жителей села Репец всё же постигло горе. Неизвестные, сняв с окна решётки, проникли в храм и похитили 13 старинных икон с иконостаса.

Несмотря на всё то, что пришлось пережить храму за долгие годы своё существования, он, несомненно, является не только великим памятником архитектуры, но и гордость села и района.

 

Фото 2014 год.

 

 

С 10 по 12 февраля 1943 г. геройский бой на территории района приняла 96- Шуменская танковая бригада имени Челябинского комсомола под командованием полковника В.Г. Лебедева

Мемориал «Танк Т-34», установленный в честь 96 танковой бригады имени Челябинского комсомола, освобождавшей Мантуровский район от немецко-фашистких захватчиков.

 

Из окружения под Горшечным сумела вырваться 13-ти тысячная группировка немцев, и 96-й танковой бригаде выпала участь преградить ей дорогу. При подсчете сил бригады оказалось в наличии: четыре расчёта 75-мм орудий, пять оставшихся почти без ГСМ и почти без боеприпасов танков Т-34 и два Т-60, около полуроты мотострелков. В строй боевых подразделений влились офицеры управления, технический персонал и девушки медсанбата.

Всего 228 человек. Трое суток продолжался неравный бой. Около 2 тысяч фашистов было уничтожено. Большая часть пытавшейся прорваться колонны сдалась подошедшим частям 38-ой армии.

После боя, в строю осталось 38 человек, из них 14 раненых, включая командира бригады.

Доехать до Мантуровсого района.

Из Курска с автовокзала.

7.00 автобус Курск- Павловск до села Мантурово

10.15 автобус Курск – Кривец до села Мантурово

15.40 автобус Курск – Губкин до села Мантурово.

 

 

Пеший ммаршрут рассчитан на 6 дней пути с прохождением в день от 7 до 10 км.

По месту установки биваков и для получения дополнительной информации звонить по телефону

8-471-55-2-13-78 Тененёв Сергей Александрович.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: