Книговедение как наука о книге




Институт гуманитарных и социальных наук

Кафедра маркетинга и социальных коммуникаций

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

 

по дисциплине «Современное издательское дело»

 

Тема: «Понятие «книга» и «книжное дело»

в отечественной и зарубежной книговедческой науке»

 

ВЫПОЛНИЛ:

студентка группы 2143-1/2-2

заочного отделения

Ленкова Екатерина Олеговна

 

 

ПРОВЕРИЛ:

Скалон Николай Романович

 

 

г. Санкт-Петербург,

2017 г.

Содержание

Введение ……………………....……………………………………………….… 3

Книговедение как наука о книге ………………………………………… 4

Книжное дело в России …………………………………………...……… 8

Книжное дело в Европе ………………………………………………...... 11

Заключение ………………………………….…………………………….……. 14

Список использованной литературы ……………………………..………...… 15

Введение

Книга – это явление общественное, возникающее
и функционирующее в человеческом обществе. Однако она появилась, как знакомое нам явление не сразу. Это был длительный процесс и для появления книги в ее современном виде должны были сложиться определенные предпосылки. Таким образом, книга могла появиться только
в достаточно высокоразвитом человеческом обществе, представители которого хорошо владеют техникой письма, умеют создавать необходимые для этого орудия и материалы, осознают потребность в обмене информацией и накопили этой информации довольно много.

Жизнь современного общества неразрывно связана с книгой. Книга существует не одно тысячелетие, меняя форму, материал, содержание,
но не изменяя своих функций в обществе: сохранение духовного наследия человечества, концентрация информации и распространение ее в пространстве и во времени. Книга служит развитию науки, техники, литературы, является опорой в религиозной и политической жизни. Книга используется в воспитании, в эстетическом и этическом, патриотическом
и профессиональном образовании.

Книга является центральным понятием науки о книге – книговедения. Главнейшая задача состоит в познании и определении сущности и закономерностей развития книги и книжного дела как объективных явлений социальной действительности.

 

Книговедение как наука о книге

Книговедение – комплексная наука о книге и книжном деле, изучающая процессы создания, распространения и использования произведений письменности и печати в обществе.

Профессор А. А. Беловицкаядаёт следующее определение: «Книговедение есть приведенное в систему научное знание окниге как объективном явлении социальной действительности о природе и сущностикниги, о логических и исторических процессах, формах и закономерностях
её существования, движения, развития и функционирования; методполучения нового знания о книге; способ организации результатов познаниякниги либо в теоретическиекомпоненты и элементы книговедческого знания, либо в теоретически осознанные правила, приёмы, процедуры, то есть методики практической книговедческой деятельности в той или иной сфере книжного дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического) как способа существования реальной, действительной книги в её книговедческой целостности».

Появление термина «книговедение» в отечественной науке связано с именем В. Г. Анастасевича, который употребил в 1820 г. этот термин в названии своей статьи «О необходимости в содействии русскому книговедению». На Западе в научном обиходе имеются такие термины, как «Bibliologie», «Buckwesen», «Buchkunde», «Bibliological sciences».

Книговедение достаточно долго существовало и развивалось не как единая наука, а комплекс отдельных дисциплин. Сейчас книговедение представляет собой единую систему знаний. [2, с. 6]

Каждая наука имеет свой объект и предмет изучения. Объектом теории книговедения является обобщенная теоретическая модель книги в книжном деле, представленная системой книговедческих категорий, понятий, определений и суждений. Предмет общего книговедения – обобщенная теоретическая модель наиболее общих закономерностей, развития, смены форм книги как объективного явления социальной действительности.

Книговедение имеет обширные связи с другими науками
и дисциплинами. Наиболее тесными являются связи с гуманитарными науками (литературоведением и науковедением, историей, науками
о культуре, социологией, психологией, педагогикой). С экономическими
и юридическими науками. Отдельные области науки о книге взаимодействуют с естественными, физико-математическими науками
и информатикой.

До сих пор не существует общепринятого определения термина «книга». Это связано в первую очередь с двойственным характером книги: наличием у нее материальной формы и идеально содержания. Отправной точкой всех попыток дать определение термина «книга» являлось представление о ней как о носителе человеческой мысли, произведении искусства.

В 1927 г. книговед Михаил Николаевич Куфаев писал: «… Книга является продуктом человеческого творчества и представляет собой собрание листов с рукописным или печатным текстом, выражающих мысль и слово одного или многих авторов и объединенных в интересах авторов, издателя или владельца внутренне или спешно в одно целое».

Известный книговед, историк книги Евгений Львович Немировский пишет: «Книга – важнейшее средство информации, орудие политической и идеологической борьбы, распространения знаний, образования и воспитания». Позже он дал более широкое определение: «Книга есть знаковая система, в которой для обмена семантической информацией между двумя другими материальными системами, например автором и реально существующим миром или автором и читателем, используется совокупность визуально воспринимаемых шрифтовых знаков или графических изображений, воспроизведенных на листовом материале рукописным или полиграфическим способом».

Более универсальное определение понятию «книга» дал советский книговед Иосиф Евсеевич Баренбаум: «Книга – это произведение письменности или печати, имеющее любую читаемую знаковую форму (идеографическую, алфавитную, нотную, цифровую), зафиксированную на любом материале (камень, глина, кожа, папирус, шелк, доска, бумага, синтетические материалы), выполняющее одновременно ряд функций (информационную, коммуникативную, идеологическую, познавательную, эстетическую, этическую) и адресованное реальному или абстрактному читателю». [2, с. 8]

Слово «книга» в разных языках этимологически связано либо
с терминами, обозначающими материал для письма, либо с обозначением формы записи, ее содержания и функции.

Книга – творение рук человеческих. По определению ученых она имеет двойственную природу – материальную и духовную. С одной стороны книга является продуктом производства и в связи с этим обладает всеми его характеристиками, например, потребительскими свойствами, жизненным циклом, стоимостью, выступает на рынке в качестве товара.
С другой стороны, книга – это нечто относящееся к духовной жизни общества, имеющее связь с такими философскими категориями, как «прекрасное», «эстетическое», «познание и воспитание», «содержание
и форма», «особенное и всеобщее». [5, с. 6]

Механизм воздействия книги на человеческое сознание кроется в самой ее природе, поскольку книга всегда выступает в качестве средства коммуникации, способствуя совершенствованию акта общения.

Потребность в книге возникает у человека на несколько иной основе, чем потребность в обычном товаре. Мотивом покупки служат информационные и познавательные потребности, заставляющие человека искать нужную ему книгу. Покупая книгу, он удовлетворяет свои интеллектуальные запросы, а книгоиздатель получает компенсацию за все виды издержек, понесенных им в процессе книгоиздания, ощущает компенсацию идейного характера в форме духовного воздействия на определенную категорию читателей, приобретает значительную известность вместе с автором книги. [5, с. 6]

Общепринятое определение книжного дела было дано еще
в конце советской эпохи: «Книжное дело – это система взаимодействующих и решающих общие задачи отраслей культуры и производства, связанных
с созданием и изготовлением книги, ее распространением и использованием. Включает издательское дело, полиграфическую промышленность, книжную торговлю, библиотечное и библиографическое дело».

Современные специалисты рассматривают книжное дело как функциональную систему, состоящую из ряда взаимодействующих
и взаимосвязанных отраслей:

– Отбор для полиграфического воспроизводства и распространения произведений науки, литературы, искусства, ее профессиональная оценка, подготовка для печати и выпуск – функция издательского дела. На этом этапе основными участниками процесса являются автор, его рукопись и издательство;

– Множественное воспроизведение книги – функция полиграфической промышленности. Главный участник этапа – производство;

– Распространение и пропаганда книги – функция книжной торговли. Главный участник этапа – книготорговая организация.

– Сбор, специальная обработка и хранение книг, их
пропаганда и руководство чтением осуществляется библиотековедением.
На этом этапе процессом общественного пользования занимается библиотечное дело.

– Целенаправленное информирование – задача библиографии. Библиографическая деятельность осуществляется на этом этапе.

– Читатель – конечный пользователь всей этой системы.
[2, с. 85-87]

Любое печатное издание, в том числе и книга – это один из важнейших элементов коммуникативной системы, который существует
с середины XV в., с момента изобретения Гутенбергом книгопечатания.

К концуXV в. книгопечатание охватило все европейские страны, что способствовало дальнейшему становлению и развитию литературы на национальных языках, закреплению и унификации орфографии и графических форм языка, а в итоге – поднятию уровня культуры, образования, экономики. [5, с. 7]

Развитию книгопечатания способствовал такой немаловажный фактор, как торгово-промышленные потребности общества. Формирование рынка издательской продукции активизировалось в связи с потребностью купеческого сословия в экономической информации.

С бурным развитием мировой экономики и становлением рыночных отношений спрос на печатные издания постоянно возрастал. Это привело к укрупнению типографий, увеличению тиражей их продукции. Книга стала товаром, который приносил значительный доход, а процесс книгопроизводства требовал финансового обеспечения.

 

Книжное дело в России

 

По мнению ученых, создание рукописных книг в России относится к концу X – началу XI в. Этим занимались переписчики при монастырях и богатых княжеских дворах. Рукописная книга – уникальное явление русской духовности, это яркие исторические памятники прошлых времен.

Появление книгопечатания в России относится к началу XVI в. Первая русская книга «Апостол» была выпущена Иваном Федоровым
и Петром Мстиславцем в 1564 г. в первой русской государственной типографии. Так началось издательское дело в России. Однако параллельно
с книгопечатанием еще долгое время при монастырях сохранялось рукописное книгопроизводство. [5, с. 8]

Первоначально печатные книги были только церковного содержания, но постепенно стала выходить и светская литература: поэтические и драматические произведения.

Реформы Петра I затронули и издательское дело, по замыслу царя оно напрямую соотносилось с задачами становления системы образования, подготовки профессиональных кадров, совершенствования законопроизводства. В Москве и Петербурге были созданы новые типографии, увеличились тиражи печатной продукции. С 1703 г. стала регулярно выходить первая русская печатная газета «Ведомости». При
Петре I было напечатано около 650 оригинальных и переводных книг, издавались законодательные документы, литература по военному и военно-морскому делу, истории, географии, математике, словесности и т. д.

В середине XVIII в. издаются произведения русских писателей, переводы античных классиков, труды и записки русских ученых, зарубежных философов. Книгоиздание все активнее воздействует на культурную
и образовательную сферы жизни русского общества. Указ «О вольных типографиях» 1783 г. способствовал увеличению числа частных типографий, не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах,
а также на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Литве, Латвии, Эстонии.
[5, с. 9]

После революции 1917 г. большинство частных издательств были закрыты. В это время издавались преимущественно законодательные документы, листовки, плакаты и другие агитационные материалы.

В 1920-х гг. XIX в. в Петербурге насчитывалось
26 типографий, половина из них принадлежала частным лицам. В середине XIX в. появляются крупные издательские фирмы, растет количество типографий, совершенствуются производственные процессы. В это время развернули свою книготорговую и книгоиздательскую деятельность крупнейшие компании, в том числе А. С. Суворина, А. Ф. Маркса,
И. Д. Сытина, И. Т. Лисенкова.

В 1920-1930-х гг. происходили организационные преобразования, было образовано Объединение государственных книжно-журнальных издательств РСФСР – ОГИЗ. В конце 1940-х г. ОГИЗ ликвидируется и создается Главное управление по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли. Был образован
Комитет по печати, который в 1978 г. получил название Госкомиздат
СССР. Советские издательства подразделялись на универсальные и специализированные. [5, с. 10]

В 1980-1990-е гг. количество изданий возросло, увеличилось число частных акционерных издательств.

Первое десятилетие XXI в. сопровождалось дальнейшим увеличением количества издаваемых книг. Число издательств, распределение их по регионам, показатели тиража, ранжирование изданий по тематике дают достаточно полное представление о духовном потенциале населения, а также о состоянии издательского дела. Книгоиздание очень сильно зависит от экономики страны, от государственной политики.

Издательское дело представляет собой вид производительной деятельности, характеризующейся:

– целевым характером;

– наличием средств производства, которыми обрабатывается объект производства – книга;

– взаимодействием производителя и покупателя товара
в рамках модели «книгоиздатель – читатель». [5, с. 12-13]

У книгоиздания своя специфика: производителем является, прежде всего, автор книги, который пользуясь специфическими средствами труда, применяет особые методы. Издательская деятельность, вроде бы обязана своим происхождением искусству, между тем она бывает столь же обыденна и монотонна, что и любой нетворческий труд.

Рынок книжной продукции отличается от рынка других товаров. Книга – товар интеллектуальный, который удовлетворяет научно-познавательные, образовательные, эстетические и этические потребности покупателя.

Книжное дело в Европе

Центром книжного производства в раннем Средневековье были монастыри, при монастырях были основаны скриптории – мастерские по переписке книг и библиотеки. Уже в XII в. в Европе действовало более 2000 монастырей. С ростом числа монастырей объем переписанных книг возрастал.

В эпоху Возрождения рукописный способ производства уже не мог удовлетворить общественную потребность в книге. Найти способ массового изготовления книг стало настоятельным требованием эпохи.

Изобретению книгопечатания предшествовали материально-технические предпосылки, и среди них следует упомянуть производство бумаги. Честь изобретения книгопечатания оспаривали друг у друга многие европейские нации и города.

В середине 1440-х годов немецкий книгопечатник Иоганн Гутенберг создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю. Самым выдающимся изданием И. Гутенберга является
42-строчная Библия. [3]

С изобретением книгопечатания резко увеличилась производительность, хотя подготовка рукописи к тиражированию занимала почти столько же времени, сколько переписка одного экземпляра рукописи.

Печатный процесс быстро распространился по странам Европы. До конца XV в. книгопечатание возникло в Италии в 1465 г.,
в Швейцарии в 1468 г., во Франции, Бельгии, Венгрии, Польше в 1470 г.,
в Англии в 1474 г., в Чехословакии в 1476 г., в Австрии, Дании в 1482 г.,
в Швеции в 1483 г., в Португалии в 1487 г. Всего до конца XV в. в городах Европы возникло 1100-1700 типографий.

В распоряжении первопечатников был огромный литературный материал, накопленный предыдущими поколениями, который можно было отобрать для издания. Первоначально книги издавались на латинском языке, но постепенно все больше появляется книг на национальных языках. В XV в. кириллицей книги печатали в 10 населенных пунктах – Венеции, Вильне, Тырговиште и др.

С изобретением книгопечатания и появлением тиражей книжная торговля, во второй половине XV в., отделилась от книгоиздания. Продажа печатных книг становится прибыльной сферой деятельности, приносящей солидный доход.

В XVI в. в европейских странах наблюдается повсеместный подъем книгопечатания, обусловленный Реформацией и развитием гуманистических идей в движении общественной мысли.

В XVII в. в европейских странах книгопечатание сдерживалось господством властей и цензуры. За целое столетие в Европе было напечатано огромное количество изданий. Это были грамматики, словари, греческие
и латинские тексты, генеалогические труды и геральдические сочинения. Выпускалась литература по истории городов, истории войн, сочинения по технике, архитектуре, математике. Век иллюстрированной книги, которая
в своем развитии достигла таких же вершин, каких в свое время достигало искусство украшения рукописей. [3]

Наиболее существенным отличием книгоиздания XVIII в. является просветительское направление его развития, выразившееся
в широком распространении энциклопедической литературы, хотя сама по себе идея энциклопедии была не нова.

XIX век – время торжества идей буржуазно-демократических революций, победы капиталистических отношений в социально-экономической сфере, всеобъемлющего технического и промышленного подъема в странах Европы и в Америке. Время требовало опережающего развития науки, техники, практических знаний. Была необходима книга универсальная по содержанию и технологически совершенная по форме. Если в предыдущие столетия издатели занимались искусством книги,
то в XIX в. на первый план выдвигаются техника печати, скорость изготовления, рост производительности предприятий. Резко возрос объем выпускаемой литературы.

Книжная торговля в XIX в. развивается по пути дальнейшего совершенствования форм и методов, основная цель которых сводилась
к повышению темпов оборачиваемости вложенных средств за счет ускорения реализации печатной продукции.

На протяжении столетия XX в., преодолевается неравномерность развития экономического, технического, социального состояния наций и государств. Прогресс науки, техники, промышленности
и культуры привел к созданию эффективных средств общения и связи, открыл возможности для быстрого развития новых и новейших средств информации. Это влекло за собой не только распространение грамотности, но и достижение высокого уровня образованности. За этим следует создание общедоступной печати и книгоиздания. Книга становится для большинства наций и народностей рупором политических идей, исторических событий, проводником научно-технических знаний и культурных достижений.

В последнее десятилетие серьезную конкуренцию печатным изданиям начинают составлять электронные издания, исключающие допечатные процессы. Электронные издания имеют такие явные преимущества, как отсутствие больших площадей для складирования
и хранения, более низкая цена, экономия времени покупателей при поиске
и покупке, рациональная организация личных библиотек. [3]

 

 

Заключение

Книгопроизводство – это производство книги как способа социальной духовной коммуникации средствами книжного дела,
т. е. производства общественного сознания, форма духовного общественного производства.

В книжном деле особо значимыми были процессы возникновения письменности, изобретения книгопечатания, появления новых технологий, обусловивших формирование не только внешнего облика книги, но и существенно повлиявших на широту и многообразие издательского репертуара.

Несмотря на то, что новые информационные технологии являются определяющим фактором современного развития мировых коммуникаций, нет опасений того, что человечество войдет в новое тысячелетие без традиционной книги. Объем выпуска книжной продукции
в мире постоянно возрастает.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Говоров А. А., История книги: учебное пособие /
А. А. Говоров, Т. Г. Куприянова и др. – М.: Светотон, 2001. – 400 с.

2. Есипова В. А., Введение в основы книговедения: учебное пособие / В. А. Есипова, Г. И. Колосова. – Томск: Томский государственный университет, 2008. – 110 с.

3. Куприянова Т. Г., История книжного дела в Европе: учебное пособие / Т. Г. Куприянова. – М.: МГУП, 2010. – 138 с. [Электронный ресурс].

4. Петровичева Л. И ., Книговедение: учебное пособие для студентов / Л. И. Петровичева, З. М. Клецкая. – Минск.: БГТУ, 2004. – 85 с.

5. Эриашвили Н. Д., Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг: учебное пособие для студентов вузов / Н. Д. Эриашвили. – 5-е изд., перераб.
и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 351 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: