Выразительные средства языка




Шаблон сочинения на лингвистическую тему. Грамматика. Синтаксис.

1. Во вступлении следует сказать, что изучает грамматика. Основными разделами грамматики является синтаксис и морфология. Синтаксис изучает строение предложений и словосочетаний, а морфология регламентирует правила словообразования с точки зрения различных частей речи. 2. В основной части можно рассмотреть, какие синтаксические конструкции использованы в тексте и почему автор их использует. Следует отметить, что сложноподчинённые конструкции чаще используют при рассуждении (они выявляют причинно-следственные связи); бессоюзные конструкции помогают подчеркнуть констатацию того или иного факта, вносят в текст определённость (двоеточие указывает на пояснение или причину, тире указывает на следствие, вывод, иногда на антитезу). Сложносочинённое предложение позволяет развернуть картину происходящего. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, позволяют усилить динамику действия. Обособленные определения помогают воспринимать предмет речи более полно. Ряды однородных членов показывают масштабность события: кто, что, как, где... делает. Вводные конструкции вносят в текст отношение говорящего к содержанию. Цитирование всегда является иллюстрацией мысли говорящего. 3. В заключении надо вернуться к предложенному высказыванию и сделать вывод о той роли, которую играют синтаксические конструкции в восприятии текста читателем.

Шаблон сочинения на лингвистическую тему. Словарь языка автора.

1. Во вступлении следует сказать, что такое словарный запас человека (лексикон), как он отражает уровень культуры. 2. В основной части можно остановить внимание на тропах, которые помогают автору выразить мысль ярче, образнее 3. В заключении надо отметить, что словарный запас нормального человека - 6 тысяч слов и что наполнять этот запас следует только литературными словами, чтобы не оказаться в положении Эллочки-людоедки - героини романа Ильфа и Петрова, лексикон которой состоял из 17 междометий.

Шаблон сочинения на лингвистическую тему. Пунктуация

1. Вступление об истории знаков препинания. 2. Функции знаков препинания а) назвать и подтвердить примером из текста б) назвать и подтвердить примером из текста 3. В заключение подчеркнуть роль знаков препинания в письменной речи

Выразительные средства языка

 
  Лексический уровень (тропы)
метафора Скрытое сравнение Стаи туч, солнышко на ножке (подсолнух)
эпитет Постоянное поэтическое определение, выраженное прилагательным или наречием, употреблённым в переносном значении Добрый молодец, красна девица
метонимия Перенос названия с одного предмета на другой на основе их схожести (количество – качество) Съел тарелку, выпил стакан
синекдоха Разновидность метонимии, основанная на подмене числа (часть – целое) Слово защите (вместо слово защитнику)
гипербола Чрезмерное преувеличение В сказках (бой Ивана с Горынычем), в былинах (эпизод про Илью Муромца)
литота Чрезмерное преуменьшение Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок
гротеск Сильное преувеличение, соединение смешного и страшного Сказки С.- Щедрина
ирония Употребление слова в противоположном значении Похвала вместо осуждения: «Ну ты молодец!»
сарказм Язвительная насмешка «На смерть поэта» Лермонтова, монолог Чацкого
каламбур Игра слов, основанная на омонимии или на многозначности Шёл дождь и два студента, один в университет, другой в калошах
аллегория Иносказание, отвлечённо о чём-то конкретном басни
символ Словесный знак, условно выражающий суть явления; всегда многозначен; обусловлен временем употребления Хлеб-соль, золото…
Парафраз, или перифраз Описательное название чего-либо Автор романа «Война и мир» (вместо Толстой)
олицетворение Наделение неодушевлённых предметов чувствами, мыслями, речью (разновидность метафоры) Всегда есть глагол! Город уснул…
оксюморон Соединение несоединимого Живой труп, горячий снег, мёртвые души
цветопись Использование прилагательных со значением цвета для создания визуального образа В. Белов, С.Есенин
энантиосемия Возникновение внутри слова противоположного значения Честить: хвалить и бранить
Лексический повтор (лексическая анафора) Сознательное повторение одного слова с целью заострения внимания читателя на чём-либо  
  Фонетический уровень (языковые средства)
ассонанс Повтор гласных (психолингвистическая работа гласных звуков) «Бородино» Лермонтова
аллитерация Повтор согласных звуков (создание слуховой и визуальное картины) Свист, грохот, звон, шелест
Какофония (неблагозвучие) расположение слов в таком порядке, который не позволяет легко и быстро прочесть текст. Задача – заострить внимание на проблеме или на состоянии героя  
  Синтаксический уровень (стилистические фигуры)
антитеза Противопоставление мыслей Чин следовал ему – он службу вдруг оставил
инверсия Обратный порядок слов, располагающий к беседе, вносящий в текст доверительный характер Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле…
градация Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или убывания степени Потекли слёзы, ручьи, реки, океаны слёз
рефрен Припев в песне; повторение одного слова или выражения с целью выделения какой-то проблемы  
парцелляция Ряд назывных предложений; предложение, в котором сознательно опущено сказуемое, и тем самым внимание приковано к какому-то объекту. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.(рисуется фон, на котором впоследствии разовьётся действие)
Эллипсис (неполное предложение) Сознательный пропуск единицы высказывания с целью привлечения внимания читателя к какому-то объекту, проблеме) диалоги
Синтаксический параллелизм Одинаковое построение рядом стоящих самостоятельных предложений. «Парус» Лермонтова
Параллельные (однородные) конструкции Однородные конструкции в рамках одного сложного предложения  
Риторический вопрос Вопросительное предложение, не имеющее в тексте ответа. М.б. адресовано 1) к себе, 2) к неодушевлённому предмету, 3) неопределённо «Парус» Лермонтова
Риторическое восклицание Наполняет текст эмоциями  
И-предложение Анафора союза. Позволяет сбавить темп развития действия  
Риторическое обращение М.б. адресовано 1) к себе, 2) к неодушевлённому предмету, 3) неопределённо Москва! Люблю тебя, как сын…
Хиазм Зеркальное построение предложения. Позволяет выделить мысль. Мы не рабы – рабы не мы.
Асиндетон (БСП) Используется при создании ситуации. Сопровождает констатацию факта. Я знаю: город будет. Я знаю: саду цвесть…
Полисиндетон (многосоюзие) Сложное предложение с несколькими придаточными позволяет выявить причинно-следственные связи. Используется в рассуждении.  
Цитирование М.б. использовано как подтверждение точки зрения автора. Представлено прямой речью и вкраплением.  
Умолчание Многоточие в конце предложения. Позволяет читателю уйти в свои мысли, навеянные текстом. «Парус» Лермонтова
Вводные конструкции Выражают то или иное отношение к информации. Степень уверенности, порядок мыслей, источник информации
Вставная конструкция Всегда скобки Недавно (меня не было в это время в городе) в доме разразился скандал.
Односоставное предложение · назывное: рисует картину, на фоне которой должно развиваться действие; · безличное: всегда называет состояние, не зависящее от воли говорящего; · определённо-личное: 1 или2 лицо, обязательно участвующие в разговоре; · неопределённо-личное: сказуемое только во мн.ч. Подразумеваются «они» · обобщённо-личное: подразумевается «ты». Используется в пословицах, так как передаётся что-то, общее для всех.   Весна. Раннее утро.   Светает. Не хочется спать.   Иди скорее сюда. Встаём. Зайду завтра. В городе зажгли фонари. Скоро подадут кофе. Что посеешь, то и пожнёшь. Любишь кататься, люби и саночки возить.
Обособленное обстоятельство (деепричастный оборот) Усиливает динамику текста  
Вопросно-ответная форма    
уточнение Сужает зону информации Там, за рекой…
пояснение Расширяет зону информации при помощи синонимов. Бегемот, или гиппопотам; лесные голуби, то есть горлинки..
  Грамматический уровень (языковые средства)
анафора Единоначатие. М.б. звуковая, морфемная, лексическая. Вечер. Взморье.
эпифора Рифма. Мужская: ударение на последнем слоге строфы. Женская: ударение на предпоследнем слоге строфы. Парная: 1-1-2-2. Перекрёстная: 1-2-1-2. Кольцевая:1-2-2-1  
Суффиксы   См. семантику.  
Время глагола-сказуемого Работает на композицию. Линейнаякомпозиция: было – есть – будет. Рамочнаякомпозиция: есть – было – есть (было – есть – было). Ретроспективная: есть – было…  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: