Тьютерское сопровождение самообразования педагога дошкольного образовательного учреждения




Давыдова О. И. к. п. н., доцент,

кафедра дошкольного и дополнительного образования

Институт психологии и педагогики

АлтГПА

г. Барнаул

Что важно в сопровождении? Нельзя стоящего сопровождать!

Т.М.Ковалева

В качестве терминов, обозначающих социальную, педагогическую, психологическую помощь психически здоровым людям, в литературе предлагаются «содействие» (К. Гуревич, И. Дубровина; Э. Верник, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда); «со-бытие» (В. Слободчиков), «со-работничество» (С. Хоружий), «психологическое, или социально-психологическое, сопровождение» (М. Битянова, Ю. Слюсарев, Г. Бардиер, А. Волосников, А. Деркач, В. Мухина). Из всех этих понятий по-настоящему прижился в практике лишь термин – «сопровождение»[1].

Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. Согласно словарю русского языка глагол «сопровождать» обозначает действие, происходящее одновременно с другим, дополнение этого действия, следование вместе с кем-то с оттенками «охранять», «указывать путь».

«Сопровождать, – читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова, – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать». В самом общем значении сопровождение – это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.

В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе. По В. Далю, путник – это путешественник, странник, который находится на перепутье. Сопровождающий – это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Среди его ролевых функций в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова указываются не только достаточно нейтральные «попутчик, сопроводитель (сопроводительница)», но и – «спутник, товарищ на пути, в дороге, в жизни»; «проводник, путевод», то есть «спутник для указания пути, для охраны, защиты, для присмотра».

Путь, по В. Далю, – это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление. В русской культуре путь – это понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие смыслы, как жизненный путь, духовный путь.

Это придает понятию «сопровождение» духовный смысл – поддержка личности в переломные, кризисные периоды жизни. В этом понятии заложены идеи общего пути в пространстве и времени; общих динамичных отношений между участниками; изменения функций руководителя (старшего воспитателя, методиста) на различных этапах пути; совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия; защиты от опасностей и помощи, которую оказывает сопровождающий (как человек более опытный, уже ходивший этим путем, знающий его) путнику.

Можно сказать, что речь идет о совместном бытии людей в определенный временной период человеческой жизни. Сопровождающий предстает как человек, помогающий путнику в дороге и защищающий его от превратностей пути, помогающий справиться с ними.

Один из видов гуманитарного педагогического сопровождения является тьюторское сопровождение (Дудчик С.В.) Тьюторское сопровождение – особый тип педагогического сопровождения, когда педагог выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором.

Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

История тьютерской практики насчитывает несколько веков. Впервые тьютерство появилось в XIV веке в английских университетах – Оксфорде и Кембридже. Именно английские университеты предложили систему свободного посещения лекций, где студент сам выбирал, лекции каких профессоров он будет слушать. Требования предъявлялись только к экзаменам, таким образом, каждый студент сам решал каким путем он достигнет нужного уровня знаний для сдачи экзаменов. От студента к студенту передавалась информация о том, лекции каких профессоров способствуют успешной сдачи экзаменационного минимума, потому первыми наставниками (или тьютерами) были сами студенты, как правило, старших курсов. Именно они помогали студентам первокурсникам соорентироваться в университетской иерархии, выбрать курсы, предметы изучения, способствующие успешной сдачи экзаменов и как следствие получения университетского диплома.

Тьютер (анг. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун». Тьютерство полностью основывалось на процессе самообразования. Именно тьютер выполнял функцию сопровождения педагога от одного имманентного состояния в другое. Сама идея тьютерства, основывается на идеи педагогического поиска, осуществляемого вместе с подопечным. Общение тьютера и «подопечного» всегда ситуационно, и эту ситуацию можно назвать ситуацией образовательного поиска (Н.В. Рыбалкина).

В функцию тьютера может входить деятельность по координации самостоятельной учебы педагога и продвижению индивидуальной образовательной программы.

Тьютер видит, осознает проблему и показывает ресурсы решения проблемы. Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки воспитателя при самостоятельной разработке и реализации индивидуальной образовательной программы.

Основания, по которым можно оценить какую-либо деятельность как тьюторскую (Т.М. Ковалева):

- диагностика

- многообразие предложений

- выбор предложений

- выбор маршрута реализации ИОП

- сопровождение ИОП

- рефлексия.

Успешно организованное тьютерское сопровождение открывает перспективы личностного роста педагога, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.

Сущностной характеристикой тьютерского сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения руководитель (методист, старший воспитатель), создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими профессиональными трудностями».

Методологический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной, психологической, педагогической помощи – патронажа. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе возможности для профессионального роста.

Сопровождение представляет собой целостную систему. Как любая система, оно состоит из элементов (или компонентов), которые одновременно являются его инвариантными этапами.

В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента:

- диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;

- отбор и применение методических средств;

- анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Эти этапы соответствуют этапам профессионализации – адаптация, интеграция, индивидуализация.

 

Этапы тьютерского сопровождения педагога к достижению определенного результата в профессиональной деятельности:

- прогнозирование некоторого будущего состояния профессиональной деятельности педагога: например, получения высшей категории, участие в профессиональном конкурсе.

- умение прослеживать события в обратном порядке, от ожидаемого исхода к истоку замысла.

- выбор перспективных путей решения проблемы в условиях поливариантности. Педагогам приходится маневрировать в пространстве с большим числом возможных комбинаций, мысленно видеть точку ветвления целесообразных продолжений, оценивая приемлемость каждого из них. Из лабиринта вариантов педагог должен уметь выбрать один, который лег бы в основу решения. Воспитатель оказывается в состоянии неопределенности, он лишается привычных точек опоры, ранее несомненные положения утрачивают свою надежность, и это порождает ситуацию интеллектуального и психологического напряжения.

- планирование коллективных действий.

В условиях непрерывного изменения исходных данных, начальной формулировки задачи, появления новых вариантов возникает сложность в согласовании действий нескольких участников педагогической деятельности. Слаженность и координация требуются не только в их действиях, но и в случае столкновений мнений, ценностей и убеждений отдельных педагогов. Нередки ситуации, когда предлагаемые одними участниками изменения идут вразрез с мнением других и интересами третьих. Между членами педагогического коллектива возникает непонимание, и он теряет способность к консолидированному движению вперед. В таких обстоятельствах на первый план выходит умение достичь компромисса, сотрудничать в выработке решения, понять чужие интересы. Методисту в такой ситуации на какое-то время целесообразно взять на себя роль координатора действий педагогов.

· целостное представление объекта. Зависимости между следствиями и отдаленными по времени причинами прослеживаются с помощью воображения, с применением гипотетических конструкций. Педагогам необходимо иметь обширное поле представлений, представлять в уме всю конструкцию целиком, удерживать в памяти большой объем информации и мысленно оперировать ею. Для этого они хорошо должны знать исходный материал, уметь его обобщить и проанализировать, выявить дефицит знаний и организовать поиск недостающей информации, которая, как правило, рассеяна по многим источникам. При этом у педагогов развивается умение отбирать сущностное, главное, отбрасывать второстепенное.

· конфликт между организованным и спонтанным мышлением. Воспитатель стремится выполнить работу системно и последовательно. Однако, пространство, в котором педагогом ведется поиск, слишком велико для упорядоченного исследования. Объем информации, которая должна быть осмыслена, критически переработана и освоена, всегда излишен, а опыт и знания ограничены, поэтому трудно предусмотреть все возможные варианты и комбинации. Кроме того, в силу вступают ограничения, связанные с лимитом времени, и в стремлении свести его затраты к минимуму педагог отказывается от всестороннего обследования каждого отдельного варианта, единолично отделяя перспективные от второстепенных, попадая в еще более сложную ситуацию.


[1] Социально-психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности: Учебное пособие / Ромашина С.Я., Давыдова О.И., Шарапановская Е.В., Атемаскина Ю.В., Майер А.А.. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 298 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: