№ | Вид учебной работы | Часы | Семестр |
1. | Общая трудоемкость | 6-ой | |
2. | Аудиторные занятия | ||
3. | Лекции | ||
4. | Семинары | - | |
5. | СРС | ||
6. | Сообщения, мини-исследования | ||
7. | Итоговой контроль | Зачет |
1.7. Тематический план по курсу "Сравнительная педагогика"на 2007/2008 уч.г.
№ | Тема | Лекции | Семи нары | СРС |
Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания. Становление сравнительной педагогики как науки. | ||||
Сравнительный анализ особенностей систем образования в странах Европы, США, Японии, СНГ | ||||
Совершенствование содержания общего образования. | ||||
Учебный процесс и проблемы его модернизации. | ||||
Проблемы воспитания в зарубежной педагогике. | ||||
Организация высшего образования в странах Европы, США, Японии, СНГ. | ||||
Особенности педагогического образования (зарубежный и отечественный опыт). | ||||
Скаутизм как воспитательная система. | ||||
Сравнительный анализ семейного воспитания. | ||||
Основные тенденции развития гуманистической педагогики в ХХ веке. | ||||
Мировое образовательное пространство ХХ1 века. Теория и практика поликультурного образования. | ||||
Всего |
2. Содержание дисциплины "Сравнительная педагогика"
Лекционный курс.
Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания.
Объективные предпосылки возникновения новой отрасли педагогического знания. Цель, предмет, задачи сравнительной педагогики. Методы сравнительно-педагогических исследований.
Тема 2. Становление сравнительной педагогики как науки.
М.-А.-Ж. Парижский – основатель сравнительной педагогики. Этапы развития сравнительной педагогики педагогики (В.Кузен, Ж.-М.Бодуэн, Г.Манн и Г.Барнард, Ф.Тирш, Дж.Рассел, М, Арнолд и М.Сэдлер, К.Д.Ушинский, Н.К. Крупская и др.).
Сравнительная педагогика и международное сотрудничество.
Тема 3. Сравнительный анализ особенностей систем образования в странах Европы, США, Японии, СНГ.
Основные принципы организации СО в нашей стране и за рубежом. Структура школьного образования в наиболее развитых странах. Развитие и реформы школьных систем в странах Европы и США во второй половине ХХ века.
Тема 4. Совершенствование содержания общего образования.
Проблемы естественнонаучного образования (спор «физиков и лириков»). Модернизация гуманитарного образования. Стандартизация, дифференциация и специализация содержания образования в странах Европы, США, Японии.
Тема 5. Учебный процесс и проблемы его модернизации.
Основные характеристики учебного процесса. Сравнительный анализ форм и методов обучения в зарубежной и отечественной школе. Новые педагогические технологии.
Экспериментальные школы и альтернативное обучение.
Тема 6. Проблемы воспитания в зарубежной педагогике.
Основные направления современной зарубежной педагогики. Актуализация проблем воспитания молодежи и ведущие концепции воспитания зарубежной школы.
Содержание и методы воспитания в зарубежной школе. Новые тенденции в воспитании школьной молодежи стран Запада.
Тема 7. Организация высшего образования в странах Европы, США, Японии, СНГ.
Глобализация и проблемы образования в современном мире. Основные тенденции в развитии педагогического образования за рубежом. Сравнительный анализ зарубежных и отечественной систем подготовки учителей.
Семинарские занятия.
Семинарские занятияпо темам 3,4,5, 6, 7, совпадающие по тематике с лекциями проводятся в аспекте обозначенных вопросов. Значительная часть семинарских занятия отводится на сообщения студентов об особенностях образовательных систем различных стран (которые самостоятельно готовятся по схеме «дошкольное - среднее - высшее образование, подготовка педагогических кадров, управление образованием») и особое внимание уделяется сравнению зарубежного и отечественного опыта.
Тема 8. Особенности педагогического образования (зарубежный и отечественный опыт).
Современные системы педагогического образования в Великобритании, Германии, Франции, Японии, США и странах СНГ. Социальный статус и материальное положение учителей. Проблемы повышения квалификации учителей.
Тема 9. Скаутизм как воспитательная система.
История возникновения скаутского движения. Цель, задачи, принципы и методы воспитания скаутов. Структура современного скаутизма особенности организации жизни.
Возрождение отечественного скаутизма.
Тема 10. Сравнительный анализ семейного воспитания.
Основные тенденции семейного воспитания: зарубежный и отечественный опыт. Взаимодействие школы и семьи в новых социокультурных условиях.