Образование и развитие пенсионнго фонда.




Лекция МДК на 14.02.2022 г.

Исторические аспекты возникновения и развития пенсионного обеспечения в России целесообразнее отнести к первой половине XVIII в.

До правления Петра I существовал институт кормления. Данный институт выполнял своего рода социальные функции, а именно военнослужащим и государственным служащим пенсионного возраста, а также больным или увечным выделялись земельные наделы, вотчины с крепостными крестьянами, т. е. своего рода социальные пособия.

Такого рода пособия позволяли определенным категориям граждан спокойно существовать в старости. В случае смерти гражданина, получавшего социальное пособие, Российское государство оказывало социальную поддержку в виде определенных пособий его семье.

Законодательное закрепление льготных категорий граждан (служилых людей) впервые получило в Морском уставе в 1720 г., в который Петр I внес специальное указание. По указу царя увечных,

но способных к службе морских чинов, прикрепляли к магазинам, определяли в гарнизоны или на штатскую службу. Увечных и неспособных к какой-либо службе пожизненно помещали в госпитали либо выдавали единовременно годовое жалованье и паспорт. Кроме вышеперечисленных льгот в соответствии с Морским уставом назначалась часть от жалованья вдовам и детям в случае смерти отца.

Первый Пенсионный устав начали разрабатывать в 1820 г., который был принят только через семь лет, в 1827 г. Министр финансов того времени граф Гурьев высказывал мысль, что пенсия должна быть не милостью, а вознаграждением правительства тем служащим и их семействам, которые приобрели на нее право беспорочной службой.

Размер пенсии предлагалось устанавливать в зависимости от числа лет службы по средней величине жалованья за последние три года.

В этот же период появились первые выплаты (сборы, т. е. специальные вычеты, которые производились из заработной платы(жалования) работников) для покрытия расходов на пенсионные, но основная часть расходов покрывалась за счет средств казны.

С 1898 г. начался значительный рост количества пенсионеров и размеров пенсионных выплат. Так, с 1828 по 1868 г. число пенсионеров и сумма пенсий увеличились в 6 раз. Средний размер пенсионных выдач за этот период остался практически неизменным. Если в 1828 г. пенсия составляла 41% от получаемого служащим жалования, то в 1867 г. – 29%. Стремительно росло число пенсионеров: в 1828 г. один пенсионер приходился на 4,5 служащего, в 1843-м на 2,5 служащего, а в 1868 г. на одного служащего.

К началу 1870 г. обеспечение выходящих на пенсию россиян является трудноразрешимым вопросом. В этот период Россия расходовала на пенсии менее 4% своих доходов, тогда как доля расходов на пенсии в иностранных государствах в среднем доходила до 6%. Это говорит о

том, что размер пенсионных выплат (пенсионного обеспечения) оставался весьма скромным. В связи с этим был предложен единственно возможный выход: служащие должны обеспечивать свою будущность в том числе и личными сбережениями, а государство возьмет под свою

полную опеку только тех, кто по причине болезни и иных несчастных случаев не могли заботиться о себе самостоятельно. Первыми эту идею поддержали участники эмеритальных касс.

В дореволюционной России эмеритурой назывались специальные пенсии за выслугу уволенным в отставку, а также пособия из эмеритальной кассы, выдаваемые вдовам и сиротам. Эти пенсии являлись подмогой к пенсиям, выплачиваемым по Пенсионному уставу и специальным пенсионным положениям. За счет безвозмездно и бессрочно переданных государством кассе средств образовывался эмеритальный капитал, который сначала помещался в государственные ценные бумаги, а затем и в ипотечные бумаги. Проценты, получаемые от такого размещения, и обязательные отчисления из жалования государственных служащих использовались на текущие выплаты пенсий.

Государственное пенсионное обеспечение для трудящихся в России было установлено после Октябрьской революции 1917 г. С установлением советской власти за счет государства назначались пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С 1928 г. для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем были распространены на всех рабочих, а к 1937 г. – на служащих.

Система пенсионного обеспечения в СССР начала активно формироваться в 30-60-е гг. XX в. Законодательную основу составил принятый 14 июля 1956 г. Верховным Советом Закон «О государственных пенсиях». Минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения

пенсии по возрасту, соответственно составлял 25 и 20 лет. Закон 1956 г. значительно повысил уровень пенсионного обеспечения и расширил круг лиц, имеющих на него право: рабочие, служащие, граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование;

военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы; граждане, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР по спасению человеческой жизни,

по охране социалистической собственности или социалистического правопорядка. Членам семей вышеперечисленных граждан назначаются пенсии по случаю потери кормильца.

С принятием 15 июля 1964 г. Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» сложилась единая система пенсионного обеспечения, охватывающая практически всех трудящихся и членов их семей.

Таким образом, можно сказать, что первыми пенсионерами в России были военнослужащие, а государственное пенсионное обеспечение для трудящихся было установлено в 1917 г. В 1990-е гг.

в Российской Федерации сформировалось пенсионное обеспечение на основе множества правовых актов, в частности на основе Закона от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР».

В связи с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 06.07.1992 № 3209-1 «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области»

в 1992 г. в Московской области на базе регионального Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению (сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату

государственных пенсий, назначение, перерасчет, выплата пенсий)

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утвержденном 27 декабря 1991 г., был определен целевойхарактер денежных средств Пенсионного фонда и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако еще в 1992 г. в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию

единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. В дальнейшее развитие этого процесса был издан Указ Президента РФ от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 г. вступил в силу Федеральный закон № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». В соответствии с этим законом основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учета для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учета центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с

которым определен новый статус ПФР как страховщика и государственного учреждения, урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии был разделен на три части: базовую, страховую и накопительную. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Средств пенсионных накоплений Пенсионный фонд инвестирует через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности с 2000 г. Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ.

С 2005 г. на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создал и поддерживает в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производит регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 г. на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 г., поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 г. в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 г. направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа, и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 г. ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 г. в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фондаРоссийской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий, т. е. переоценку расчетного пенсионного капитала.

С 1 января 2010 г. единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

Однако с 1 января 2017 г. функции администратора страховых взносов в части контроля за исчислением и уплатой, взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование(ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) перешли к Федеральной налоговой службе России

С 2014 г. весь объем отчислений формирует не накопительную пенсионную часть, а страховую. Отчисления, выполняемые с целью увеличения пенсионного капитала каждого гражданина, должны осуществляться по 15-м числам ежемесячно. За этот временной промежуток работодатель делает отчисления за предыдущий месяц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: