Лекция 1
Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод.
Тема 2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.
1. Предмет и функции экономической теории.
2. Методология и методы экономической теории.
3. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.
4. Ресурсы и факторы производства.
5. Экономические блага: классификация, основные характеристики.
6. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения.
Предмет и функции экономической теории
Предмет экономической теории
Экономическая теория — общественная (социальная) наука, изучающая:
■ производственные (экономические) отношения, т.е. отношения между людьми, складывающиеся на основе определенных форм собственности на средства производства, отношения непосредственного производства, распределения, обмена и потребления;
■ экономические категории, законы, присущие производственным отношениям;
■ экономические закономерности развития общества на различных этапах.
Экономические законы выражают наиболее общие, сущностные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и отношения между экономическими процессами и явлениями. Как и законы природы, экономические законы носят объективный характер, независимы от воли и сознания людей. Они возникают и действуют на основе сложившихся в обществе производственных отношений. В отличие от законов природы, проявляющихся спонтанно, действие экономических законов связано с действиями людей.
В современной экономической теории изучаются:
■ закон стоимости;
|
■ закон количества денег, необходимых для обращения;
■ закон спроса;
■ закон предложения;
■ закон спроса и предложения и др.
Таким образом, экономическая теория — система экономических знаний о производственных отношениях, экономических законах и закономерностях.
Методология и методы экономической теории
Под методом экономической теории понимается совокупность способов, приемов познания экономических отношений с целью изучения экономических категорий и законов, управляющих производством, распределением, обменом и потреблением на различных этапах общественного развития.
Общенаучные методы исследования экономических явлений:
■ научное абстрагирование — отвлечение в процессе познания от внешних, несущественных явлений и восхождение от абстрактного к конкретному;
■ анализ и синтез — расчленение исследуемого объекта на части, изучение их, воссоздание единой целостной картины. Включает как количественный, так и качественный анализ;
■ индукция (от конкретного к общему, т.е. от единичных факторов к выводам), дедукция (от общего к конкретному);
■ исторический и логический подход — рассмотрение объекта в исторической последовательности и развитии;
■ научный эксперимент - проверка полученных результатов на практике;
■ математическое и компьютерное моделирование;
■ общественная практика.
К частным методам исследования в экономике относятся: математические, статистические методы, моделирование, сравнительный анализ, экономический эксперимент и др. Использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ предоставляет возможность из множества вариантов выбрать наиболее пригодный для решения экономической проблемы.
|
Позитивная экономическая теория изучает реальные факты и явления, которые есть, т.е. исследует фактическое состояние экономики. Например, утверждение: «Инфляция в Республике Беларусь составила 16% в 2014г.».
Нормативная экономическая теория - это оценочные суждения по поводу того, какой должна быть экономика или что следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или ситуации. Например, нормативным будет утверждение: «Инфляцию следует сократить».
Позитивная экономика изучает то, что есть, а нормативная выражает субъективные представления о том, что должно быть. Метод изложения полученных результатов исследования.
В качестве исходных берутся экономическая категория, экономический закон, закономерность, процесс или явление.
Развертывается взаимосвязанная система категорий, законов, закономерностей.
Дается количественная и качественная оценка рассматриваемого объекта.
Делаются выводы и даются практические рекомендации.
3. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей
Потребность — это всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека. Потребность определяют и как объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию.
|
Между производством и потребностями существует взаимосвязь.
Во-первых, потребности, запросы потребителя стимулируют производство, а оно в свою очередь, создавая новые ценности и блага, оказывает влияние на объем и структуру потребления. Таким образом, чтобы больше потреблять, необходимо больше производить. Если же производство падает, то неумолимо уменьшается и потребление.
Во-вторых, производство, создавая конкретные виды материальных благ и услуг, порождает конкретную потребность в них. К примеру, общественная потребность в холодильниках, телевизорах, магнитофонах, смартфонах, ноутбуках, планшетниках и других гаджитах возникла лишь после создания и организации достаточного их производства.
Система потребностей включает различные их виды, которые можно классифицировать с точки зрения:
ü масштабов и структуры производства:
• абсолютные (перспективные), включающие все возможные потребности, в том числе и те, которые не могут быть удовлетворены в настоящее время;
• действительные, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства;
• подлежащие удовлетворению, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства, выступают в форме платежеспособного спроса;
• фактически удовлетворяемые потребности, выступают в форме удовлетворенного спроса.
роли, потребностей в воспроизводстве рабочей силы: материальные (в пище, одежде, жилье и т.д.) и духовные (в образовании, в культуре, информации).
роли в воспроизводственном процессе: личные (в предметах потребления) и производственные (в средствах производства, в рабочей силе).
социальной структуры общества: потребности общества в целом, социальных групп, отдельных людей.
последовательности удовлетворения: первичные (потребности в еде, питье, одежде и т.д.) и вторичные (потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.д. Они удовлетворяются после первичных). Вместе с тем первичные потребности нельзя заменить одну другой, например, потребности в еде и потребности в питье должны быть удовлетворены по отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой: человек может сходить в кино вместо театра.
Потребности изменяются с прогрессом общества, в соответствии с законом возвышения потребностей. Специфика действия закона возвышения потребностей состоит в том, что количественный и качественный рост потребностей зависит от наличия производственных ресурсов.