Методология и методы экономической теории




Лекция 1

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод.

Тема 2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.

1. Предмет и функции экономической теории.

2. Методология и методы экономической теории.

3. Потребности как предпосылка производства. Классифи­кация потребностей. Закон воз­вышения потребностей.

4. Ресурсы и факторы производства.

5. Экономические блага: классификация, основные характе­ристики.

6. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения.

 

 

Предмет и функции экономической теории

Предмет экономической теории

Экономическая теория — общественная (социальная) наука, изучающая:

■ производственные (экономические) отношения, т.е. отношения между людьми, складывающиеся на основе определенных форм собственности на средства производства, отношения непосредственного производства, распределения, обмена и потребления;

■ экономические категории, законы, присущие производственным отношениям;

■ экономические закономерности развития общества на различных этапах.

Экономические законы выражают наиболее общие, сущностные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и отношения между экономическими процессами и явлениями. Как и законы природы, экономические законы носят объективный характер, независимы от воли и сознания людей. Они возникают и действуют на основе сложившихся в обществе производственных отношений. В отличие от законов природы, проявляющихся спонтанно, действие экономических законов связано с действиями людей.

В современной экономической теории изучаются:

■ закон стоимости;

■ закон количества денег, необходимых для обращения;

■ закон спроса;

■ закон предложения;

■ закон спроса и предложения и др.

Таким образом, экономическая теория — система экономических знаний о производственных отношениях, экономических законах и закономерностях.

 

 


Методология и методы экономической теории

 

Под методом экономической теории понимается совокупность способов, приемов познания экономических отношений с целью изучения экономических категорий и законов, управляющих производством, распределением, обменом и потреблением на различных этапах общественного развития.

Общенаучные методы исследования экономических явлений:

■ научное абстрагирование — отвлечение в процессе познания от внешних, несущественных явлений и восхождение от абстрактного к конкретному;

■ анализ и синтез — расчленение исследуемого объекта на части, изучение их, воссоздание единой целостной картины. Включает как количественный, так и качественный анализ;

■ индукция (от конкретного к общему, т.е. от единичных факторов к выводам), дедукция (от общего к конкретному);

■ исторический и логический подход — рассмотрение объекта в исторической последовательности и развитии;

■ научный эксперимент - проверка полученных результатов на практике;

■ математическое и компьютерное моделирование;

■ общественная практика.

К частным методам исследования в экономике относятся: математические, статистические методы, моделирование, сравнительный анализ, экономический эксперимент и др. Использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ предоставляет возможность из множества вариантов выбрать наиболее пригодный для решения экономической проблемы.

Позитивная экономическая теория изучает реальные факты и явления, которые есть, т.е. исследует фактическое состояние экономики. Например, утверждение: «Инфляция в Республике Беларусь составила 16% в 2014г.».

Нормативная экономическая теория - это оценочные суждения по поводу того, какой должна быть экономика или что следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или ситуации. Например, нормативным будет утверждение: «Инфляцию следует сократить».

Позитивная экономика изучает то, что есть, а нормативная выражает субъективные представления о том, что должно быть. Метод изложения полученных результатов исследования.

В качестве исходных берутся экономическая категория, экономический закон, закономерность, процесс или явление.

Развертывается взаимосвязанная система категорий, законов, закономерностей.

Дается количественная и качественная оценка рассматриваемого объекта.

Делаются выводы и даются практические рекомендации.

3. Потребности как предпосылка производства. Классифи­кация потребностей. Закон воз­вышения потребностей

Потребность это всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека. Потребность определяют и как объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию.

Между производством и потребностями существует взаимосвязь.

Во-первых, потребности, запросы потребителя стимулируют производство, а оно в свою очередь, создавая новые ценности и блага, оказывает влияние на объем и структуру потребления. Таким образом, чтобы больше потреблять, необходимо больше производить. Если же производство падает, то неумолимо уменьшается и потребление.

Во-вторых, производство, создавая конкретные виды материальных благ и услуг, порождает конкретную потребность в них. К примеру, общественная потребность в холодильниках, телевизорах, магнитофонах, смартфонах, ноутбуках, планшетниках и других гаджитах возникла лишь после создания и организации достаточного их производства.

Система потребностей включает различные их виды, которые можно классифицировать с точки зрения:

ü масштабов и структуры производства:

абсолютные (перспективные), включающие все возможные потребности, в том числе и те, которые не могут быть удовлетворены в настоящее время;

• действительные, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства;

• подлежащие удовлетворению, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства, выступают в форме платежеспособного спроса;

• фактически удовлетворяемые потребности, выступают в форме удовлетворенного спроса.

роли, потребностей в воспроизводстве рабочей силы: материальные (в пище, одежде, жилье и т.д.) и духовные (в образовании, в культуре, информации).

роли в воспроизводственном процессе: личные (в предметах потребления) и производственные (в средствах производства, в рабочей силе).

социальной структуры общества: потребности общества в целом, социальных групп, отдельных людей.

последовательности удовлетворения: первичные (потребности в еде, питье, одежде и т.д.) и вторичные (потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.д. Они удовлетворяются после первичных). Вместе с тем первичные потребности нельзя заменить одну другой, например, потребности в еде и потребности в питье должны быть удовлетворены по отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой: человек может сходить в кино вместо театра.

Потребности изменяются с прогрессом общества, в соответствии с законом возвышения потребностей. Специфика действия закона возвышения потребностей состоит в том, что количественный и качественный рост потребностей зависит от наличия производственных ресурсов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: