ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЗДОРОВОЙ САМООЦЕНКИ




Влияние самооценки трудно переоценить, ведь на ее основе формируется личность ребенка. Считается, что при рождении детская самооценка (самоценность, ценность себя) безупречна и только со временем она претерпевает множество изменений. И иногда не в лучшую сторону.

Развитие самооценки напрямую зависит от нескольких факторов:

1. Чувства любви со стороны родителей (чувствует ли ребенок, что его любят, что он желанный и замечательный для своей семьи);

2. Психологическая безопасность (формирует в душе маленького человечка доверительное отношение к миру в целом);

3. Внешность, личностные качества и их восприятие – как самим ребенком, так и окружающими людьми (есть ли восприятие себя «хорошим», «умным», «способным ребенком», «красивой девочкой» или «сильным и выносливым мальчиком»);

4. Умственные способности (чувствует ли ребенок в себе силы справиться с поставленной перед ним задачей, справляется ли он с ней в действительности);

5. Общение с людьми и со сверстниками (коммуникабельность, гибкость в общении с людьми, желание и умение находить компромисс);

6. Природные таланты и различные способности ребенка (наличие способностей к чему-либо, талант, природное любопытство и открытость новому опыту).

Формирование самооценки проходит в несколько этапов:

От рождения до 18 месяцев. В этот период закладывается базовое доверие или недоверие к миру (тревожность как черта характера) и основа позитивного отношения к самому себе. Формируется чувство привязанности к родителям. Позитивная эмоциональная оценка со стороны родителей способствует развитию адекватной самооценки ребенка.

От 1,5 до 3-4 лет. Формируется либо зависимое поведение от других людей, либо чувство автономии и самостоятельности. Одобрение самостоятельности и независимости закладывает основу адекватной самооценки у Вашего ребенка.

От 4 до 6 лет. Формируется либо инициативность как черта характера, либо чувство вины. Самооценка ребенка зависит от того, насколько имеются жесткие правила в семье и строгое, четкое требование их соблюдать.

От 6 до 14 лет. Закладывается любовь к труду и самовыражению. Опасности этапа – отсутствие необходимых навыков и сложности в общении со сверстниками.

 

Чтобы сформировать здоровую самооценку у своего ребенка, важно:

1. Создавать атмосферу любви, принятия и уважения в своей семье. Относитесь с пониманием к потребностям и особенностям малыша. Чаще обнимайтесь, целуйтесь с ним, погладьте по головке, мимо проходящего сына или дочку, пошлите воздушный поцелуй, улыбнитесь и ласково назовите. Уважайте выбор маленького человека.

 

2. Проявлять искреннюю заинтересованность в успехах Вашего ребенка, интересоваться его делами и проблемами. Не отмахивайтесь от «маленьких проблем», а, наоборот, покажите, что его задачи, проблемы и успехи также важны, как и Ваши собственные.

3. Выражать уверенность, что он справится с трудностями и проблемами, которые возникают у него на пути становления и взросления. Передавайте ему свое внутреннее чувство уверенности в собственных силах и возможностях.

 

4. Всегда положительно оценивать личность ребенка. Вместе анализируйте его поведение и ошибки, находите трудности и промахи, и старайтесь их вместе исправлять.

 

5. Оценивать поступки Вашего малыша, а не его личность. Нужно сказать не: «Ты, как всегда, полная неряха! Снова разлил молоко на себя и стол испачкал!», а «Малыш, ты разлил молоко! Иди, переоденься и возьми тряпку, чтобы убрать все за собой». Вместо: «Ты никогда не сдерживаешь свои обещания, тебе нельзя верить!» скажите: «Милая, если ты что-то пообещала кому-то, то важно научиться сдерживать свои слова. Другие люди должны знать, что на тебя можно положиться».

6. Научить ребенка ставить адекватные цели и подсказывать способы их достижения. Если есть проблемы в общении со сверстниками, научите своего ребенка находить контакт с любым человеком. Будет здорово, если есть возможность выступать в театральной студии, музыкальном кружке, на постановках в садике и др. Так ребенок еще и преодолеет застенчивость перед зрителями и будет чувствовать себя комфортно среди людей.

8. Расширять и обогащать индивидуальный опыт. Чем разнообразнее и самостоятельнее деятельность Вашего малыша, тем больше у него возможностей проверить свои способности и расширить представления о мире и себе.

9. Сравнивать своего ребенка с ним же самим, а не с другими детьми. Сравните его достижения сегодня и в прошлом месяце: «Смотри, ты сейчас очень уверенно пользуешься ножницами, все линии у тебя получаются плавными и аккуратными».

10. Принимать ребенка таким, каков он есть! Цените его неповторимость, индивидуальные особенности и таланты, присущие только Вашему ребенку!

 

Цените, любите и уважайте маленького человечка! Ведь от Ваших слов и Вашего искреннего отношения и общения зависит, вырастит ли он цельной личностью, самодостаточным взрослым, сильным духом и ответственным человеком!

 

Подготовил материал: психолог Щеблыкина Ксения Петровна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: