Аспекты внедрения инклюзивного образования.




Преподаватели физической культуры подчеркивают определенные условия организации физкультурно-оздоровительного процесса в инклюзивных школах:

  • Организация, проведение индивидуальных и групповых занятий по физической культуре и ЛФК учащихся всех групп здоровья;
  • Участие в спортивно-массовых мероприятиях района, города, области для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Обязательное медицинское обслуживание (вакцинация, доврачебная помощь, профилактические осмотры и др.);
  • Проведение индивидуальных бесед медицинской сестрой с обучающимися и их родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья, личной гигиены и др.;
  • Контроль соблюдения санитарных норм;
  • Психолого-педагогическая диагностика школьной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями;
  • Профилактика возникновения конфликтных ситуаций в процессе обучения в условиях инклюзии;
  • Координация воспитательной работы в аспекте формирования толерантного отношения;
  • Психолого-педагогическое консультирование всех участников образовательного процесса;
  • Контроль соблюдения принципов сбережения здоровья и инклюзии.

 

Сегодня делается очень многое для введения инклюзии в школу: много денег расходуется, и большие усилия прилагаются для того, чтобы подготовить педагогические кадры к реализации инклюзивного образования, чтобы создать специальные условия в образовательных организациях, включить таких детей в общеобразовательный процесс. Для того, чтобы образование вызвало доверие у родителей, и они привели своих детей в обычное образовательное учреждение.

Последние статистические данные говорят о том, что около 50-60% детей с ограниченными возможностями находятся в условиях массовой школы. Соответственно, обычная школа обязана быть готовой к тому, чтобы эти дети в этой школе и остались, а не были исключены в какие-то специальные коррекционные образовательные учреждения. Родители могут выбрать, куда отдать ребенка, это право оставлено им законом, система коррекционных школ в России сохраняется. Коррекционные школы обязательно нужны для целой группы детей, и таких детей очень много. Другое дело, что часть детей, которые сегодня сидят на надомном обучении, могут обучаться в классе. Те дети, которые сегодня с лёгкими нарушениями находятся в отдельных классах, могут прийти в обычный класс. То есть некоторые нормы развития системы образования меняются, меняются и условия для включающего образования. Будем надеяться, что оно будет развиваться и вызывать доверие у учителей и родителей. Но здесь, конечно, необходимо провести очень большую работу по подготовке педагогических кадров и по трансформации, по изменению средовых условий образования: не только архитектурных, но и материально-технических, дидактических средств, адаптации программ и квалификации кадров.

Результаты, я считаю, будут видны тогда, когда выйдет целое поколение детей, получивших образование в условиях инклюзии. Сегодня мы говорим о том, что высшие образовательные учреждения получили в этом году требования по десятипроцентной квоте для ребят с инвалидностью, соответственно, мы должны понимать, что вся вертикаль инклюзии государством обустраивается целесообразно и системно, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим профессиональным образованием. Конечно, есть некоторые мониторинговые программы, которые отслеживают развитие системы и состояние образовательных организаций с точки зрения инклюзивной образовательный среды. Но результаты, наверное, будут тогда, когда первое поколение детей успешно и качественно закончит своё образование.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 

Теперь, рассмотрев основные теоретические вопросы ИО, предлагаю перейти к практической части нашей работы.

В рамках подготовки к данному проекту, мной были проведены следующие практические мероприятия:

1. Я участвовала в качестве наблюдателя на Открытом городском турнире «Бочча52», который впервые проводился не только со взрослыми, в нём приняли участие и дети.

 

Фото1. Подготовка к открытию. Взаимодействие детей и колясочников

Турнир Бочча52 - это прекрасный пример работы школьников волонтёрами. Участники соревнований — взрослые и дети с поражением опорно-двигательного аппарата из Нижегородской и Владимирской областей.

Открытый городской турнир по паралимпийскому виду спорта — бочча прошёл в Дзержинске 19 декабря 2018 года.

 

Фото 2. Регламент проведения турнира объявляет Четвертаков Михаил.

Это спортивная игра на точность, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу, петанку и боулзу, имеющих общие истоки в античных играх, распространенных на территории Римской империи. Соревнования проводятся в индивидуальном, парном и командном (тройка) зачетах. Матч длится 4 энда в индивидуальном и парном зачетах, и 6 эндов в командном. Энд начинается со вбрасывания Джека, затем спортсмены, пары или команды выбрасывают по 6 мячей. Победителем считается тот, чей мяч будет ближе всех к Джеку. Сторона, чей мяч находится ближе к Джеку, получает одно очко за каждый мяч, который ближе к Джеку, чем мяч соперника.

 

Фото 3,4.. Игра! Азарт!

 

 

Наблюдая за слаженной работой волонтёров, легко провести параллель с инклюзией, т.к. взаимодействие детей в рамках спортивного мероприятия показало, что абсолютно каждый чувствовал себя комфортно. Этот пример указывает на готовность и желание детей учиться в рамках программы инклюзивного обучения.

2. Был проведён опрос среди школьников, которые на протяжении вот уже нескольких лет задействованы в волонтёрском движении, организованном при активном участии администрации и учителей нашей школы.

Опрос проводился 19 декабря 2018 года, непосредственно на соревновании «Бочча52», среди 10 подростков от 13 до 15 лет.

Основная его цель – узнать, готовы ли современные дети учиться среди людей с ОВЗ, что считают необходимым делать для психологической поддержки этих детей, а также каково это работать волонтёром на подобных мероприятиях.

Список вопросов для волонтеров:

1. Когда Вы решили стать волонтером и почему?

2. В чем плюсы и минусы работы волонтёром?

3. Как сделать, чтобы люди с ограниченными возможностями почувствовали себя «в своей тарелке»?

4. По-вашему, какими качествами должен обладать волонтёр?

5. Как Вы считаете, каковы сложности при внедрении инклюзивного обучения?

6. Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы помочь адаптироваться детям с овз?

7. Как вы считаете, какова роль общения с детьми-инвалидами в восприятии ребёнком мира?

8. Видите ли Вы себя волонтёром в дальнейшем?

9. Считаете ли Вы необходимым наличие в школах специальных программ инклюзивного обучения и почему?

10. Считаете ли Вы свой вклад в развитие равного отношения к здоровым и ограниченным физически детям большим и почему?

Часто школьники давали схожие ответы, поэтому я решила рандомно выбрать по ответу от каждого на один из вопросов:

1. Волонтёром я решил стать не так давно. Анна Евгеньевна, наш учитель физкультуры, предложила мне поучаствовать в мероприятии в качестве волонтёра около года назад, идея показалось мне интересной, и я согласился. В этом году решил повторить опыт и вновь поехал сюда, так как в прошлый раз было невероятно весело. - Евгений, 14 лет.

 

2. Из плюсов – знакомства с новыми людьми, общение, интересные впечатления. Из минусов – отнимет много энергии: не столько физической, сколько моральной. – Диана, 14 лет.

3. Думаю, необходима эмоциональная поддержка. Нужно делать всё, чтобы люди действительно чувствовали себя «равными», нужными и ни в кое случае не одинокими. – Ольга, 14 лет.

4. Волонтёр должен быть отзывчивым, всегда готовым помочь, добрым и понимающим. – Екатерина, 15 лет.

5. Думаю, многим психологически сложно учиться в подобных программах. Так же понадобится много средств для привлечения различных специалистов и обустройства помещений, ведь одно дело – обучать только самых обыкновенных детей, и совсем другое – обучать их вместе со сверстниками с ОВЗ. - Тимофей, 15 лет.

6. Необходимо принять то, какой ты на самом деле, не замыкаться в себе, а быть общительным и позитивным, постараться наладить контакты со сверстниками. Увидите – люди сами потянутся к такому человеку. –Анна, 14 лет.

 

7. Учась вместе с детьми с ограниченными возможностями, ребёнок понимает, что все люди одинаковы, заводит друзей с разными возможностями. Любой ребёнок, выросший в такой среде, априори толерантный и понимающий человек, воспринимающий мир без предрассудков. – Ирина, 14 лет.

 

8. Да, я вижу себя волонтёром и через несколько лет. Надеюсь посещать такие мероприятия каждый год или даже чаще, в зависимости от возможностей. - Тимур, 14лет.

 

9. Да, я считаю это необходимым. Такие программы позволяют раскрепоститься как детям с ОВЗ, так и без. Общение со сверстниками, имеющими проблемы с физическим здоровьем, несомненно, положительно сказывается на детях, вызывая в них толерантность и непредвзятость к окружающим. – Игорь, 14 лет.

 

10. Нет, я не считаю свой вклад большим; то, что я сейчас делаю – слишком малая часть. То, что мы можем сделать все вместе – вот о чём на самом деле стоит думать. Личные заслуги не имеют смысла, если ты один этим занимаешься. Нас много и каждый делает всё, что в его силах для достижения этой общей цели. – Степан, 13 лет

После проведения опроса можно подытожить, что отношение к людям с ограниченными возможностями у подростков такое же, как и к другим сверстникам, дети готовы помочь в адаптации и поддержать в сложных условиях общеобразовательной школы абсолютно каждого – невзирая на его физическое здоровье, а быть волонтёром – интересно и весело, помогает обзавестись новыми знакомствами, лучше узнать людей из других социальных групп. Цель опроса достигнута, многие ответы помогли нам дополнить этот проект новыми, «живыми» фразами и мнениями.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги проведенной работы, можно смело сказать, что цель достигнута. Я углубилась в тематику инклюзии, познакомилась с новыми, полными энергии людьми, а также затронула проблемы и аспекты её внедрения.

К сожалению, в рамках этой работы я не коснулась технических вопросов. Пандусы, обустройство классов, коридоров, столовая, раздевалки и многое прочее на сегодняшний день не приспособлено для учёбы детей с ОВЗ. Очень надеюсь, что в новом современном здании нашей школы потребности и особенности наших будущих одноклассников будут учтены. Особенно важно это на уроках физической культуры.

Заканчиваю работу над темой внедрения инклюзивного образования с чётким убеждением необходимости для себя участвовать в волонтёрском движении, помогать детям и взрослым с ОВЗ чувствовать себя полноценными членами общества и нужными гражданами своей страны.

 

 

Фото 4. Мои новые друзья.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании.

2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование - вклад в будущее».

3.Библиографическое описание: К.А. Михальченко Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / Михальченко К.А. // Теория и практика образования в современном мире: -- СПб.: Реноме, 2012.

4. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010.

5. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013

6. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - М.: Советский спорт, 2014.

7. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в РФ и за рубежом: монография / Шинкарева Е.Ю. 2007 г. - Архангельск.

8.Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010.

9. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010.

10. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2010 г. -№ 9(83).

О Т З ЫВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: