Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов




ФОТОДЕЛО

(Специальность — 030601.65 Журналистика)

 

Санкт-Петербург
2009

Кафедра журналистики

Автор-составитель

Старший преподаватель кафедры журналистики СПбГУП Д.Б.Гусарин

Рецензенты:

декан факультета фотокорреспондентов, председатель секции фоторепортеров
Санкт-Петербургского творческого Союза журналистов, член президиума Санкт-Петербургской
Академии журналистики П.М. Маркин;

кандидат технических наук, профессор кафедры режиссуры мультимедиа Санкт-Петербургского
Гуманитарного университета профсоюзов И.Р. Кузнецов

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Фотодело» относится к числу профессиональных учебных дисциплин по специальности «Журналистика». Изучается студентами факультета культуры СПбГУП на I курсе.

Фотография как вид визуального творчества является основой для всех прочих современных видов визуального ряда. Основы восприятия пространства, света, композиции проще и доступнее воспринимаются и объясняются именно в фотографии. Дисциплина «Фотодело» вплотную стыкуется с дисциплиной «Фотожурналистика».

В части понимания работы оптики и построения кадра фотография является фундаментом для теле и WEB-журналистики, всех мультимедийных дисциплин. В фотографии же осваиваются основы командной (групповой) работы, в том числе с моделями (актерами) в кадре, работа с ассистентом, оператором (фотографом).

Учебные цели: подготовка студентов в области теории, методологии и практики работы с кадром, формирование навыков оценки технических возможностей фотосъемки, понимание особенностей работы фотографа в разных световых условиях.

Задачи дисциплины: знакомство с фотоаппаратурой и ее возможностями для построения изображения в кадре с заданными техническими и художественными требованиями; приобретение и отработка первичных навыков самостоятельного построения кадра.

Изучение дисциплины предусматривает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов. На самостоятельную работу отведено более половины учебного времени (52 уч. ч), что отражает ее важное значение для успешного освоения дисциплины (см. содержание и контроль самостоятельной работы студентов в табл. «Методические рекомендации по организации. Самостоятельной работы студентов»).

Основными формами практической работы в процессе изучения дисциплины являются создание собственных снимков, письменный и устный критический разбор фоторабот.

В результате изучения лекционного и практического курса студенты должны:

  • знать основы работы фотоаппаратуры и особенности работы оптики;
  • знать и понимать на практике различные виды освещения, фактуру света;
  • своить понятие экспозиции и понимать ограничения возможностей фотосъемки;
  • своить первичные навыки работы с камерой.

В качестве форм контроля знаний и умений студентов предусмотрены контрольные (лабораторные) работы, промежуточная аттестация, зачет во втором семестре.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Введение: что такое фотография; краткий исторический экскурс; фотография, как способ творческого видения

Рождение фотографии. Ньепс и Даггер. Фотографы: Карл Булла, Александр Прокудин-Горский, Александр Родченко, Анри-Картье Брессон, агентство «Мангнум», Йозеф Судек, Ян Саудек, Илья Наровлянский. Мировые агентства АР, ЕРА, Рейтер. Журналы «National Geographic», «Voge».

Фотография, как способ фиксации действительности. Фотография — документ. Фотография, как акт творчества. Факт и трактовка. Авторский взгляд на мир. Этика фотожурналиста на съемке.

 

  1. Определение основных понятий: экспозиция, чувствительность, выдержка, диафрагма. Камера: общее устройство, назначение. Выдержка, как средство художественной изобразительности

Что такое экспозиция, чувствительность фотоматериала, фотоширота, выдержка, диафрагма.

Камера. Устройство, назначение, классификация, технические возможности.

Выдержка, как средство художественной изобразительности. Особенности съемки на очень коротких и длинных выдержках. Примеры снимков. Сравнение цифровой и пленочной фотографии.

Оптика. Объективы: фокусное расстояние, светосила, диафрагма, глубина резкости. ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), как важнейшее средство художественной изобразительности.

Устройство объектива. Фокусное расстояние и светосила. Диафрагма и ГРИП(глубина резко изображаемого пространства). ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) как средство художественной изобразительности. Примеры снимков.

Фокусное расстояние и передача перспективы. Примеры снимков.

Отдельные недостатки оптики. Примеры снимков.

Некоторые отдельные виды оптических приспособлений (конверторы, удлинительный кольца, специальные объективы, светофильтры).

 

  1. Фотоматериалы: классификация, параметры. Основы цветопередачи: цветовая температура, цветовые модели файлов

Даггеротипия. Естественная чувствительность. Сенсибилизация. Инфракрасная и ультрафиолетовые области спектра. Принципы цветоделения, цветовые модели и модели файлов. Чувствительность — контраст — зерно (шум) — разрешение (детализация) — фотоширота.

Понятие цветовой температуры. Баланс белого на цифровой камере. Колориметр. Образцоваяшкала цветов. График цветового охвата. Способы компенсации цветовых искажений. Примеры снимков.

 

  1. Экспонометрия: методы экспозамеров. Связь экспозиционных параметров. Экспозиция, как средство художественной изобразительности. Примеры художественной изобразительности через параметры

Экспозиция и экспозиционные числа. Работа экспонометра. Падающий и отраженный свет. Постоянный и импульсный свет. Флэш-метры. Серая карта и шкала серого. Подбор экспопар. Связь экспозиционных параметров. Примеры снимков. Задание на съемку.

 

  1. Основы работы с камерой. Замеры экспозиции. Экспокоррекция. Обращение с камерой, меры предосторожности. Факторы, влияющие на качество работы фотографа

Естественный тремор, «спусковая шевеленка» — методы и способы компенсации.

Ошибки экспонометрии при различном освещении и сюжете. Экспопоправки. Черное на белом и белое на черном. Виды экспозамера: интегральный, точечный, частичный, центровзвешенный, матричный. Спот-метры. Примеры снимков. Задание на съемку.

 

  1. Свет. Виды и характеристики источников. Фактура света

Свет: характеристики по интенсивности, направленности рассеянности.

Источники: естественные — искусственные; активные — пассивные; по цветовой температуре. Отражения, блики, рефлексия.

Фактура света: по расположению источника; по работе в кадре.

Примеры снимков. Задание на съемку.

 

  1. Основы работы со вспышкой

Ведущее число. Режимы работы вспышки. Съемка с «досветом». Виды синхронизации. Управление фактурой света вспышки.

Примеры снимков. Задание на съемку.

 

  1. Основы обработки фотоизображений. Подготовка снимка к печати

Понятие фотографической действительности. Этика фотожурналиста при подготовки снимка к публикации. Возможности пакета Adobe PhotoShop для обработки изображения. Подготовка снимка к печати с учетом задач и разрешения устройств вывода. Калибровка монитора.

Примеры снимков. Задание на съемку.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Тема дисциплины Содержание работы Объем(уч. ч) Форма отчетности о выполнении Требования, методические указания к работе Сроки отчетности
1. Введение: что такое фотография; краткий исторический экскурс; фотография как способ творческого видения Изучение литературы   Конспект Обязательное изучение: Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л.: Лениздат, 1991. (Две главы по указанию преподавателя.) 2-я учебная неделя, II семестр
2. Определения основных понятий: экспозиция, чувствительность, выдержка, диафрагма. Камера: устройство, назначение элементов. Выдержка, как средство художественной изобразительности Изучение литературы 0,5 Конспект Обязательное изучение: Митчелл Э. Фотография. М.: Мир, 1988. 2-я учебная неделя, II семестр
Анализ снимков 0,5    
3. Оптика. Объективы: фокусное расстояние, светосила, диафрагма, глубина резкости. ГРИП, как средство художественной изобразительности Изучение литературы   Конспект Обязательное изучение: Митчелл Э. Фотография. М.: Мир, 1988. 3-я учебная неделя, II семестр
Работа с учебным тренажером     https://rwpbb.ixbt.com/test/rezkdl/rezk2d.html
Анализ снимков      
4. Экспонометрия: методы экспозамеров. Связь экспозиционных параметров. Экспозиция, как средство художественной изобразительности Изучение литературы   Конспект Обязательное изучение: 1. Митчел Э. Фотография. М.: Мир, 1988. 2. Гонт Л. Экспозиция в фотографии. М.: Мир, 1984. 4-я учебная неделя, II семестр
Выполнение и анализ снимков   2 серии зачетных снимков по 5 штук на тему «Компенсация тремора»  
5.Фотоматериалы: классификация, параметры. Основы цветопередачи: цветовая температура, цветовые модели файлов Изучение литературы 1,5 Конспект Обязательное изучение: 1. Митчел Э. Фотография. М.: Мир, 1988. 2. Гонт Л. Экспозиция в фотографии. М.: Мир, 1984. 3. Килпатрик Д. Свет и освещение. М.: Мир, 1988. 4. Маргулис Д. Photoshop для профессионалов: классическое руководство по цветокоррекции. М.: Интелбук, 2007. 5-я учебная неделя, II семестр
Выполнение и анализ снимков 0,5 3 зачетных снимка  
6. Основы работы с камерой. Виды замеров экспозиции. Экспопоправки Изучение литературы   Конспект Обязательное изучение: 1. Митчел Э. Фотография. М.: Мир, 1988. 2. Гонт Л. Экспозиция в фотографии. М.: Мир, 1984. 6-я учебная неделя, II семестр
Выполнение и анализ снимков   2 серии зачетных снимков по 5 штук на тему «Экспопоправки»  
7.Свет. Виды и характеристики источников. Фактура света. Связь фактуры света и экспозиции Изучение литературы   Конспект Обязательное изучение: 1. Митчел Э. Фотография. М.: Мир, 1988. 2. Гонт Л. Экспозиция в фотографии. М.: Мир, 1984. 3. Килпатрик Д. Свет и освещение. М.: Мир, 1988. 7-я учебная неделя, II семестр
Выполнение и анализ снимков   3 серии зачетных снимков по 2 штуки на тему «Фактура света»  
8. Основы работы со вспышкой Изучение литературы, анализ снимков 1,5 Конспект Обязательное изучение: Килпатрик Д. Свет и освещение. М.: Мир, 1988. 8-я учебная неделя, II семестр
Выполнение и анализ снимков 0,5 3 зачетных снимка со вспышкой  
9. Основы обработки фотоизображений. Подготовка снимка к печати Изучение литературы   Конспект Обязательное изучение: Маргулис Д. Photoshop для профессионалов: классическое руководство по цветокоррекции. М.: Интелбук, 2007. 9-я учебная неделя, II семестр
Выполнение и анализ снимка   Зачетный снимок, обработаный в пакете Adobe PhotoShop  

 

ВОПРОСЫДЛЯ ЗАЧЕТА

  1. Что такое экспозиция, чувствительность фотоматериала, фотоширота, выдержка, диафрагма.
  2. Камера. Устройство, назначение, классификация, технические возможности.
  3. Выдержка, как средство художественной изобразительности.
  4. Оптика. Фокусное расстояние и светосила. Диафрагма и ГРИП. ГРИП как средство художественной изобразительности. Фокусное расстояние и передача перспективы. Отдельные виды оптических приспособлений (конверторы, удлинительный кольца, специальные объективы, светофильтры).
  5. Принцип цветоделения, цветовые модели и модели файлов. Чувствительность — контраст — шум — разрешение (детализация) — фотоширота.
  6. Понятие цветовой температуры. Баланс белого на цифровой камере. Методы и способы компенсации цветовых искажений.
  7. Экспозиция и экспозиционные числа. Работа экспонометра. Падающий и отраженный свет. Серая карта и шкала серого. Подбор экспопар. Связь экспозиционных параметров.
  8. «Спусковая шевеленка» — методы и способы компенсации.
  9. Ошибки экспонометрии, экспопоправки. Виды экспозамера: интегральный, точечный, частичный, центровзвешенный, матричный.
  10. Свет: характеристики по интенсивности, направленности рассеянности,по работе в кадре. Источники: естественные — искусственные; активные — пассивные; по цветовой температуре. Отражения, блики, рефлексия.
  11. Ведущее число вспышки. Режимы работы вспышки. Съемка с «досветом». Виды синхронизации. Управление фактурой света вспышки.
  12. Понятие фотографической действительности. Этика фотожурналиста при подготовки снимка к публикации.
  13. Возможности пакета Adobe PhotoShop для обработки изображения. Подготовка снимка к печати с учетом задач и разрешения устройств вывода. Калибровка монитора.

 

Литература
Основная

  1. Гонт Л. Экспозиция в фотографии. М.: Мир, 1984.
  2. Килпатрик Д. Свет и освещение. М.: Мир, 1988.
  3. Маргулис Д. Photoshop для профессионалов: классическое руководство по цветокоррекции. М.: Интелбук, 2007.
  4. Митчел Э. Фотография. М.: Мир, 1988.
  5. Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л.: Лениздат, 1991.

Дополнительная

  1. Келби С. Справочник по обработке цифровых фотографий в Photoshop CS. М.: Вильямс, 2006.
  2. Розов Г. Как снимать. М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2006.
  3. Фрост Л. Фотография. Вопросы и ответы. М.: Арт-Родник, 2004.
  4. Фрост Л. Современная фотография. М.: Арт-Родник, 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: