Предпосылки возникновения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».




ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В БЕЗОПАСНОСТЬ. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1. Цель, задачи и содержание дисциплины «БЖД»

2. Безопасность как научная категория. Предмет и основные понятия БЖД

Правовые и организационные основы БЖД

Прежде всего, каждому виду живых существ

природа даровала стремление защищаться,

защищать свою жизнь.

Цицерон

ВВЕДЕНИЕ

 

В XXI век мы вступили как в эпоху грандиозных социальных, технических и культурных перемен. Современные технологии достигли такого уровня, который сопоставим с мощностью природных геологических процессов. С другой стороны - масштабные научно-технические достижения обусловили появление негативных глобальных проблем. Данные проблемы связаны с угрозами экологической катастрофы, техногенной деградацией природной среды, угрозой применения оружия массового поражения, возникновением локальных войн и военных конфликтов, угрозой всеобщей мировой войны.

В начале XXI века критически возросла уязвимость нашего общества от природных и техногенных катастроф. Число пострадавших от них людей во всём мире возрастает ежегодно на 6%. Это обусловлено:

- ростом населения и урбанизацией;

- возведением объектов повышенного риска (АЭС, ГЭС, химические предприятия, сложные транспортные магистрали);

- изменением окружающей среды, способствующей активизации катастрофических природных процессов;

- отсутствием надёжных методов прогнозирования опасных процессов и способов борьбы с ними.

Возросшее количество аварий приобретает характер катастроф, от которых в России ежегодно погибает более 50 тыс. человек. При этом частота техногенных аварий и катастроф в России в 2-3 раза больше чем в других промышленно развитых странах. Наша страна также ежегодно теряет десятки тысяч людей из-за аварий и катастроф на транс­порте.

В настоящее время на территории России и стран бывшего СССР находятся сотни потенциально опасных объектов с повышенной радиоактивностью. На дне мирового океана после аварий находятся более 50 ядерных боеголовок и 9 ядерных реакторов.

Кроме того, вследствие ухудшения общей социально-политической обстановки, значительно увеличилось количество преступлений и в бытовой среде: наметились чёткие направления деградации и деморализации нашего общества, возникли проблемы наркомании, алкоголизма и др.

Таким образом, профилактика опасностей и защита от них – актуальная современная проблема, которую постоянно должно решать личность, общество и государство. Достижение высокой эффективности защищённости от опасностей в современных условиях обеспечивается единством теории и практики безопасности жизнедеятельности.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и предназначена предлагаемая Вам учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Предпосылки возникновения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Отечественная школа безопасности жизнедеятельности начала формироваться в начале XX века. В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности» и труд Сеченова «Физиология труда»[1].

С 1965 г. в вузах были введены учебные дисциплины: «Охрана труда », «Охрана окружающей среды » и «Гражданская оборона », которые и обусловили создание единого учения о безопасности и появление новой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Во второй половине 80-х годов XX века был проведен анализ крупномасштабных техногенных аварий, действий государственных структур и населения при угрозе и возникновении этих аварий и катастроф. Результаты анализа показали необходимость и важность осуществления мероприятий по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Кроме того требовалось организовать обучение должностных лиц, персонала предприятий и других групп населения правилам действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и мерам защиты при их возникновении.

В связи с данными обстоятельствами на основании постановления Совета Министров РСФСР «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях РСФСР» от 14 мая 1991 г. № 253 и приказа Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во всех государственных учебных заведениях России с 1 сентября 1991 г. было введено преподавание дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности».

Деятельность образовательных учреждений и штабов ГО по обучению вопросам обеспечения личной безопасности в рамках нового курса ОБЖ была проанализирована специалистами ГКЧС России и Минобразования России за период с 1.09.1991 г. по 31.12. 1992 г. Результаты этой работы и мероприятия по дальнейшему совершенствованию организации подготовки по курсу ОБЖ были отражены в совместном приказе Минобразования РФ и ГКЧС России от 16 марта 1993 г. № 66/85.

На основании данного приказа была разработана и введена в учебный процесс программа курса ОБЖ (указание Минобразования России и МЧС России от 4 февраля 1994 г. №15-М/22-201-10).

С принятием 21 декабря 1994 г Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» началось формирование новой системы подготовки всех групп населения в области защиты от ЧС.

В 2010 г. приказом Минобрнауки утверждён ФГОС ВПО по направлению подготовки Юриспруденция, Экономика, Менеджмент (управление недвижимостью) (квалификация (степень) «бакалавр»), который конкретизировал изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Кроме того, в 2010 г. распоряжением Минобрнауки была разработана и рекомендована Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех направлений высшего профессионального образования (бакалавриат и специалитет).

Таким образом, «Безопасность жизнедеятельности » стала обязательной для изучения дисциплиной во всех вузах страны.

«Безопасность жизнедеятельности» не решает специальных проблем безопасности - это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, информационная безопасность, радиационная, космическая, электробезопасность и т.д.). Курс безопасности жизнедеятельности обеспечивает общую грамотность в области безопасности и является научно-методическим фундаментом для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.

Цель освоения дисциплины - приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной и социально-бытовой деятельности.

Задачи курса состоят в том, чтобы дать студентам знания и научить использовать правила безопасности жизнедеятельности в конкретных жизненных ситуациях.

В основе изучения дисциплины лежат систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью дисциплины является то, что ее нельзя изучить отдельными методами частных наук или простым их суммированием. Ее проблематика охватывает многие области человеческого знания и является результатом взаимодействия разнообразных, но однородных по своей сути проблем, объединенных темой безопасности жизнедеятельности. Поэтому требуется своеобразный синтез методологий многих наук. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы психологии, социологии и правоведения, основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

− мировоззренческие и методологические основы безопасности жизнедеятельности;

− основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики;

− характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности.

− социальные последствия употребления алкоголя, табака, наркотиков.

уметь:

− заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и совершенствованию;

− идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности.

владеть:

− законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

− способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;

− понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

− навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

В ходе образовательного процесса особое значение уделяется следующим основным направлениям освоения рассматриваемой дисциплины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: