Федеральные законы:
− от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»;
− от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
− от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
− от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
− от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
− от 30.05.2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;
− от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
− от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
− от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
− от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
У казы Президента РФ:
– от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;
– от 24 сентября 2002 г. № 1068 «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических и психотропных веществ».
Постановления Правительства РФ:
– от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
– Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804;
– Положение о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. № 11;
– Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547;
– Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 № 782.
|
Ведомственные нормативные правовые акты, принятые федеральными органами исполнительной власти:
– Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС России от 10 октября 2014 г. № 543;
– Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований. утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999;
– План действий Федерального агентства по образованию в кризисных ситуациях, утвержденный приказом Федерального агентства по образованию от 26 декабря 2005 г. № 1699;
– Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразования России от 28 февраля 2000 г. № 619 и др.
2. Знание путей совершенствования средств и способов защиты населения и территории от ЧС, что предполагает на федеральном уровне:
– выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;
– создание федеральной и региональной составляющей системы мониторинга и прогнозирования ЧС, совершенствование обмена ведомственной мониторинговой и прогнозной информацией;
– внедрение административных, организационных и экономических мер профилактического характера в системе обеспечения пожарной безопасности и осуществление паспортизации населенных пунктов по основным критериям, влияющим на обеспечение их пожарной безопасности;
|
– формирование комплексных планов по предупреждению ЧС, связанных с цикличными сезонными явлениями;
– оценку состояния безопасности гидротехнических сооружений, эксплуатирующихся на территории Российской Федерации;
– развитие системы декларирования промышленной безопасности, лицензирования опасных видов деятельности и страхования рисков, как важных механизмов предупреждения ЧС;
– планирование мероприятий в ЧС по стабилизации уровней заболеваемости населения, предупреждению опасных болезней животных, массового размножения вредителей сельскохозяйственных растений и лесов;
– повышение эффективности системы инженерной защиты населения, объектов инфраструктуры и территорий от ЧС, усилению контроля за соблюдением инженерно-технических мероприятий и мероприятий по предупреждению ЧС при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
– предотвращение последствий возможных радиационных аварий, внедрению новых технологий дезактивации, созданию современных средств индивидуальной защиты и обеспечению ими населения;
– реконструкцию автоматизированных систем централизованного оповещения, созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
– проведение работ специального назначения в интересах мониторинга подводных потенциально опасных объектов;
3. Усвоение положений, повышающих эффективность государственной системы реагирования на ЧС, что предполагает:
– оптимизацию структуры ряда аварийно-спасательных служб и формирований, в том числе Государственной противопожарной службы МЧС России;
|
– внедрение элементов автоматизированной информационно-управляющей системы в работу органов управления и сил РСЧС;
– создание и развитие автоматизированных объединенных систем оперативно-диспетчерского управления, повышение технической готовности единых дежурно-диспетчерских служб;
– улучшение материально-технического и финансового обеспечения пожарных подразделений МЧС, а также пожарных команд других ведомств;
– создание, оснащение и подготовка добровольных и общественных пожарно-спасательных формирований (в том числе студенческих) к действиям в ЧС;
– создание, накопление, использование и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
4. Знание конкретных мероприятий в сфере безопасности личности и среды ее обитания, что предполагает:
– защиту населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, в первую очередь вблизи химически и радиационно опасных;
– организацию поиска и спасения людей на водных объектах, в том числе, находящихся в федеральном ведении;
– работы по спасению пострадавших при ДТП, в местах массового отдыха и туризма;
– меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов для снижения количества пожаров и существенного уменьшения числа погибших и пострадавших;
– приемы и способы эвакуации (временного отселения) населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, сокращение сроков проведения эвакуационных мероприятий;
– меры пожарного надзора в лесах и насаждениях, принятие дополнительных мер по недопущению снижения численности сил и средств, предназначенных для охраны и защиты лесов от пожаров;
– мероприятия по защите населенных пунктов и объектов экономики от лесных пожаров, содействие органам управления лесным хозяйством в осуществлении мер по предупреждению правонарушений в лесах;
– подготовку органов управления, сил и средств к первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в результате ЧС.
5. Изучение правовых аспектов безопасности жизнедеятельности, что предполагает знание студентом:
– нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, в том числе по осуществлению государственного надзора и контроля в этой области;
– основных положений в области защиты населения и территорий от ЧС, пожарной, промышленной, радиационной, химической и биологической безопасности, других сферах безопасности жизнедеятельности населения;
– требований законодательства Российской Федерации в области охраны труда, здоровья, социальной и правовой защиты населения;
– вопросов интеграции с международными организациями и странами в области защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
– деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, эффективной правоприменительной практики по предупреждению пожаров и борьбе с ними.
Таковы основные направления освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», знание которых студентом повышает его личную безопасность и вооружает умениями действовать в чрезвычайных ситуациях.
2. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЖД