· фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.
· Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.
· Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.
· Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.
· Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.
· Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).
- Слоговая структура слова
§ Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).
|
· Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.
Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова
· Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.
· Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).
· Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).
· Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы
15. Письмо. Наличие и характер специфических ошибок. ____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Чтение:
а) характеристика владения техникой чтения_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
б) ошибки при чтении_____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) понимание прочитанного________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Прявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18 .Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений
Внимание:
· внимание устойчивое (неустойчивое)
· взгляд фиксирует (не фиксирует);
· переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);
· общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);
· слабая концентрация внимания;
· общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).
Мышление:
· познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;
|
· сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);
· преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.
Память:
· запоминание произвольное /непроизвольное;
· быстрое запоминание /медленное, с трудом;
· снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);
· непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).
19.Заключение учителя-логопеда __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20 .Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта) ________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая карта
Фамилия, имя _________________________________________________
Возраст _______________________________________________________
Дата обследования _____________________________________________
Анамнез
14. Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца ______________________________________________________________________________________
15. Речевая среда: благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении _________________________________________________________________
16. Беременность по счету ____________________________________________________________
17. Как протекала ___________________________________________________________________
18. Роды ___________________________________________________________________________
19. Когда закричал __________________________________________________________________
20. Физическое развитие:
· - стал держать головку ____________________________________________________________
· - сидеть _________________________________________________________________________
· - вставать _______________________________________________________________________
· - ходить _________________________________________________________________________
21. Раннее речевое развитие:
· - гуление ________________________________________________________________________
· - лепет __________________________________________________________________________
· - первые слова ___________________________________________________________________
· - фраза __________________________________________________________________________
· - не прерывалось ли речевое развитие _______________________________________________
22. Перенесенные заболевания:
· до 1 года
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· после 1 года ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. Состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты) – соответствуют норме/не соответствуют норме __________________________
24. Внимание:
· внимание устойчивое (неустойчивое)
· взгляд фиксирует (не фиксирует);
· переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);
· общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);
· слабая концентрация внимания;
· общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).
25. Мышление:
· познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;
· сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);
· преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.
26. Память:
· запоминание произвольное /непроизвольное;
· быстрое запоминание /медленное, с трудом;
· снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);
· непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).
27. Произвольная мимическая моторика:
· отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная;
· лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.
· состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики);
· сглаженность носогубных складок;
· оральные синкинезии; асимметрия лица;
· гиперкинезы лица;
· сохранность функции.
28. Артикуляционная моторика:
· сохранность функции;
· состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);
· подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);
· неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);
· состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);
· наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);
· подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении
· движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка
· тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.
16. Общая произвольная моторика:
· объем движений (полный /неполный);
· точность выполнения (неточные /точные);
· самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых);
· координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует);
· темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный);
· активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность);
· качество движений (моторная напряженность, скованность);
· переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими).
· особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания; соскальзывания.
17. Ручная моторика:
· объем движений (полный, неполный),
· координация (нормальная, некоординированность),
· наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре,
· темп (медленный, быстрый, нормальный),
· переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное),
· активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность),
· персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении,
· ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях).
18. Анатомическое строение органов артикуляции:
§ Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,
· Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,
· Зубов: особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д.,
· Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;
· Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,
· Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,
· Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,
· Носоглотки, ротовой полости и глотки: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д.,
· Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.
19. Звукопроизношение:
· Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.
· Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.
· Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.
· Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.
· Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.
· Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).
· Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).
20. Фонематические процессы:
· Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.
· Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).
· Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).
· Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы
21. Состояние слоговой структуры слова
§ Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).
· Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.
22. Словарный запас:
· объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);
· резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;
· неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);
· несформированность семантических полей;
· трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);
· трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).
23. Грамматический строй речи:
· морфологические и синтаксические аграмматизмы;
· владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;
· ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;
· нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);
· своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).
24. Импрессивная речь:
· умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен;
· легко входит в контакт /контакт затруднен;
· участвует в общении по инициативе других;
· активность в общении /активен; малоактивен.
логопедическое заключение
фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.