Глава 1. Влияние романской архитектуры на черниговское зодчество




ФГБОУ ВПО Красноярский государственный художественный институт

 

 

«Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин»

 

Реферат

на тему «Культовое зодчество в Чернигове в XII веке»

по истории архитектуры

Графика, 3 курс

 

Выполнил: студент группы Г-3   Ф. И.О. Закиров Александр Раулевич   Проверил: Профессор Ф.И.О. Истомин Н. А. Дата:___________________________ Подпись _____________________

Красноярск 2013г.


Содержание:

Введение

Глава 1. Влияние романской архитектуры на черниговское зодчество

Глава 2. Памятники черниговского культового зодчества

2.1 Успенский собор Елецкого монастыря

2.2 Борисоглебский собор

2.3 Ильинская церковь пещерного монастыря на Болдиных горах

Заключение

Глава 1. Влияние романской архитектуры на черниговское зодчество

В первой четверти XII века в Чернигове складывается особая ситуация в области зодчества. В отличие от Новгорода, придерживающегося традиции киевской архитектуры, Чернигов испытывает влияние романской архитектуры в области декорирования фасадов.

Отличительные черты черниговского культового строительства сформировались ещё в конце XI века во время строительства небольшой гражданской постройки – терема княжеского «красного двора», конструктивные элементы которого позднее перекочевали в область культовой архитектуры.

Во-первых, здесь впервые используется порядовая кладка, при которой кирпичи (плинфа) клались вровень с фасадной и интерьерной поверхностью стен, не образую через один утопленных в глубине стен рядов плинфы, как это делалось на Руси ранее (рис.1). Такая система кладки, не характерная для киевского зодчества XI столетия и встречающаяся в основном в памятниках ранневизантийской архитектуры, а также в Северной Италии, после использования её в Чернигове распространяется на всё древнерусское зодчество домонгольской эпохи.

Рис. 1. Кладка со скрытым рядом. 2. Порядовая кладка

Также в тереме «красного двора» впервые используются лопатки фасадов, сходящиеся на углах здания друг с другом, что после становится почти непременной деталью черниговской школы зодчества. Такой композиционный приём использовался в памятниках оттоновской и романской архитектуры Германии, Бургундии, Южной Франции и Северной Италии.

Ещё одной особенностью терема было наличие на его фасадах аркатурного пояса, что также не встречалось в древнерусской архитектуре до этого, а после стало важной приметой черниговского зодчества. Такие аркатурные пояса использованы в Успенском соборе Елецкого монастыря (рис. 2), Ильинской церкви и Борисоглебском соборе. Не только тип данного декоративного элемента, но и техника его устройства заимствуются из романской архитектуры. Аркатура здесь выкладывается из специальных лекальных кирпичей, с использованием сложной системы сборки и монтажа в кладку здания, что говорит о знакомстве черниговских зодчих с романской архитектурной традицией.

Рис. 2 Аркатурный пояс Успенского собора Елецкого монастыря.

 

Аналогии всех вышеперечисленных элементов можно найти в зодчестве Западной Европы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: